149 подписчиков

Сенсорные проблемы и как мы с ними справляемся

522 прочитали

Основная особенность аутичных людей это своеобразное ощущения мира вокруг. И это не какое-то абстрактное понятие. Их сенсорная нервная система работает по-особенному.

Основная особенность аутичных людей это своеобразное ощущения мира вокруг. И это не какое-то абстрактное понятие. Их сенсорная нервная система работает по-особенному.

Общепризнанными сенсорными системами являются системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.

Но так же люди способны ощущать температуру окружающих предметов. Или степень сгиба конечностей в суставах, что и позволяет с закрытыми глазами довольно точно найти пальцем кончик носа. Или чувство положения своего тела. То есть вы спокойно можете определить находится ли ваше тело в горизонтальном положении, или в вертикальном, или возможно вы кверх ногами. Даже с закрытыми глазами в полной темноте. Вы также чувствуете нарушение равновесия,что при качке приводит к морской болезни.

Сейчас большинство ученых признают наличие у человека 21 чувства.

Бывает так что датчики этих чувств работают некорректно. Или настройки сбились. Представьте что, например, ваше обоняние или слух выкрутили на максимум. Или хотя бы на пару тройку пунктов выше сегодняшнего значения. Или ваш мозг не успевает обрабатывать входящий поток данных с этих датчиков, в виду своих особенностей. Это основная особенность и проблема аутичных людей

При больших потоках информации сенсорная нервная система аутиста испытывать перегрузки. Причины этого явления до сих пор плохо изучены, поэтому мы вынуждены бороться только со следствием таких перегрузок.

Сложность в том, что у каждого аутиста свое слабое место в этой цепочке сенсоров. Кто-то болезненно реагирует на определенные запахи. А кто-то не переносить резкое изменение света или звука. У кого то это явно выражено, а у кого то нет. Именно поэтому это расстройство называется «Расстройством аутистического спектра». И спектр этих расстройств не линеен. С уверенностью можно сказать что каждый аутист уникален в своем аутизме.

В нашем случае сын сложно переносит тактильные перегрузки

До 4 лет он негативно относился ко всякого рода прикосновениям. С возрастом это поменялось, но до сих пор он не любит когда посторонние нарушают его личное пространство. Ему сложно постоянно находится в одежде. До определенного возраста он ходил абсолютно голый дома. Сейчас мы кое как договорились носить хотя бы плавки дома.

И осталась одна, наверное типичная проблема для аутистов. Это прикосновение к голове. Стрижка волос это для нас незабываемое приключение. Это слезы, крики, истерика. Мы давно не ходим в парикмахерские. Мама стрижет его сама. Иногда в два, три подхода, с перерывами на сон и обед.

Основная особенность аутичных людей это своеобразное ощущения мира вокруг. И это не какое-то абстрактное понятие. Их сенсорная нервная система работает по-особенному.-2

Чтобы справится с сенсорными перегрузками сына мы стараемся подготовить его к ним. Объясняем ему, рассказываем что и как будет происходить. Необходимо постоянно держать в уме, что он все понимает. И если он внешне ни как не реагирует, это не значит что он не воспринимает информацию. Мы проговариваем все, что хотим сделать и это помогает. У меня иногда даже появляется такое обманчивое чувство, что я разговариваю со стеной. Но это ложное, обманчивое ощущение. Мы два, три, четыре раза проговариваем сыну то, что будет происходить. Чтобы подготовить сына к стрижке мы объясняем ему что будет происходить, показываем на себе. Стараемся по возможности ускорить процесс стрижки, сделать его более комфортным.

Или например, мы говорим сыну, что завтра мы поедем к доктору. Будут такие и такие процедуры. Подробно описываем и показываем что будет. И сын меньше нервничает. Мы стали делится своими планами с сыном. Перестали без предупреждения тащить его куда-либо.

Савелий по-особому реагирует на звуки

Он лучше воспринимает информацию из песен. Старшая дочь учится в музыкальной школе. Он с таким вниманием слушает ее репетиции дома.

Но есть и обратная сторона. Определенные звуки и видеоряд могут сильно разогнать его психику. Мы не смотрим телевизор. Нет, конечно мы смотрим мультфильмы, музыкальные клипы, кино. Но мы сами выбираем какой контент потреблять. Контентная гигиена. Не знаю, есть ли такое понятие, но по моему это определение очень подходит.

Мы стали замечать что ребенок полностью погружается в просмотр видео. И что некоторые видео очень сильно влияют на его эмоциональное состояние. Даже, казалось бы безобидные мультики сильно разгоняли его. Он был сильно возбужден. При том это не были какие-нибудь кислотного цвета мультфильмы с ритмичной музыкой. Это могли быть вполне безобидные, старые советские мультфильмы. Например, по сказкам Чуковского или современный Лунтик. По совету невролога мы пытались сократить время просмотра телевизора. Сын очень активно протестовал, ему не давало покоя то что эта волшебная коробочка стоит выключенной. Истериками он пытался добиться, и добивался включения любимых мультфильмов. Я как отец принял решение исключить телевизор из нашей жизни.  На протяжении года или двух наш телевизор пылился в кладовке.

Странное дело. Люди очень сильно реагируют на отсутствие телевизора в квартире. Для некоторых это прямо шок. Как так у вас нет телевизора? А что же вы делаете? А как же дети? Вы наверное сектанты.

Но зато наш сын стал вести себя гораздо спокойнее. Ушла излишняя возбужденность, нервозность. Это стимулировало его интерес к игрушкам. Скучно слоняться без дела. Савелий стал наблюдать как играет старшая сестра и потихоньку повторять за ней. Появилось некое подобие ролевой игры.

Позже под влиянием и порицанием друзей мы конечно достали телевизор из кладовки. Я уже и не помню почему. Возможно устали от вздохов и охов гостей и друзей. Но скорее от лени. Ведь как удобно включить ребенку мультик и просто сесть отдохнуть. А лучше сунуть ему телефон. Это гораздо эффективнее. Да мы не идеальны и последнее время часто грешим этим.

Но все же мы стараемся ограничивать потребляемый сыном объем информации.

Стали замечать, что ему сложно ходить в детский сад полную неделю. Он любит садик, но начиная со среды категорически отказывается идти туда. Мы иногда делаем перерыв в середине недели, и не водим Савелия в среду или четверг в детский сад. Видимо ему становится сложно переварить большой объем информации из детского садика и он начинает капризничать, истерить в детском саду. А отдохнув день дома, он с удовольствием снова идет в детский сад, и выполняет то, что от него там требуют.

Так же ему сложно бывает в путешествиях. Когда мы едем куда-нибудь на реабилитацию, или планово в больницу. От поездов, вокзалов, автобусов он становится сам не свой. Вообще не управляемый. По возможности мы стараемся сразу снять квартиру, или номер в гостинице и создать ему домашнюю обстановку. Берем любимое покрывало во все поездки. Игрушки. Горшок. Да, до 6 лет мы признавали только свой горшок.

Для прогулок мы стараемся выбирать время, когда поменьше детей на детских площадках. Чтобы не создавать дискомфорта другим. Но основной причиной, что бы сыну было спокойнее и комфортнее.

Не посещаем с Савелием торговые центры, ситимоллы. Он их просто не переваривает.

В общем как то стараемся снизить информационный поток, сделать его мягче. А если видим что начинается перегрузка, стараемся помочь справится с ней, поместив сына в привычную, приятную ему обстановку.

Не только аутисты испытывают сенсорные перегрузки. Обычным людям тоже бывает тяжело. Не стесняйтесь, расскажите в комментариях, как вы справляетесь с этим. Может быть есть какие-то лайфхаки. Мне кажется это будет полезно другим.

Больше статей www.autismsavelii.com

Поддержать материально «Большая мечта маленькой семьи»