Делаю скульптурку. Шоу Шумана. Шуман когда - то дал большой список советов музыканту, там очень много дельного, высок уровень его профессиональной откровенности, и охват всяких «сопутствий». Я переделал его советы под нужды художников. Постарался подхватить артистический импульс известного биполярного критика, вышло «то же самое», но для смежной области искусства.
Интеллектуальные кручи. Мне кажется сегодня как раз пришло время сгребать все знания в какой - то массив, «до кучи», потому что до этого у нас получалось как - то жутко все дисгармонично и местечково. Арт это сплошь разнобой, скульпторы отдельно от баянистов, а муза на всех одна. Все пробираются своей тропой, в «ту гору». Все о своём вне «ансамбля», например у нас были мощные прорывы – в прикладной математике. Например у греков! Но там у них совсем не было прорывов в смежной физике, химии. В бухгалтерии свои навыки они тоже стеснялись применять. Древние хорошо считали но, делать по расчетом какие сложные механизмы они не пытались. Так может ради шутки когда и построили модельку паровоза и все. Считалось что физика и подобный черный ремесленный труд - это удел рабов и низких сословий. Странно что замечательные теоретики так не стали великолепными конструкторами. Ну разве что военпромщик Архимед был исключением. Он был такое самое «дурное» исключение из правил, это когда «не себе, а людям», тем более завоевателям. И противники Сиракуз- римляне взяли все его устремления и методы себе на вооружение, все исправили, милитаризировались, о-инжинерели свои легионы. Если уж военщина и та упускала все возможности «по своему миролюбию», то что говорить о людском «арт деле». Культура развивается как - то однобоко, по свойски. Вот у музыкантов есть хорошие советы от Роберта Шоу-мена. Но пока для художников ничего подобного не придумали, можно просто взять и заимствовать. Кто из жанров дальше продвинулся к вершинам? Попробуем применить адаптацию как прием - переливание знаний из одной области в другую. Это легко сделать через смежные области, например, живопись, театр и оперу через театр. Кстати, заинтересованным лицам рекомендую к прослушиванию оперу "Художник Матис". Опера, конечно, сложная, мультисовременная. Про то, как режут холст, жест и перформанс почти как делал в последствии прославленный ножами художник Лучо Фонтана.
•Говори на языке искусства. Не бойся терминологии и теории искусства. Изучай наследие и используй его для развития своего творчества и общения с другими художниками.
• «Иди от натуры». Наблюдай в какой зависимости и пропорции распределены детали, цвета, контр-формы, тени и свет. Постоянно анализируй «отношения масс» в среде и интерпретируй то, что видишь, чтобы улучшить свои навыки и развить свое художественное видение.
• «Иди от себя». Работай над развитием своего визуального восприятия, и чувства гармонии. Обращай внимание на композицию, баланс, перспективу и другие аспекты, которые влияют на эстетическое осознание произведения и на его воздействие на зрителя.
• «Гляди и заглядывайся». Развивай свои зрительские анализаторские способности. Старайся с детства наблюдать за формами, пропорциями, тенями и светом. Вдохновляйся окружающим миром и учись видеть «распределенную красоту» в каждом объекте.
• «Нарабатывай». Регулярно занимайся базовыми техническими упражнениями, например такими как рисование геометрических форм, композиция, перспектива и т.д. Но не зацикливайся на них, используй своё время с умом.
• «В пенал» Используй различные инструменты и материалы, чтобы расширить свой опыт учиться работать с разными текстурами и эффектами.
• «Цветовой веер». Изучай цветовую теорию и работай над развитием своего цветового зрения. Используй цветовые схемы и экспериментируй с цветовыми комбинациями.
•Смело играй с формой, пропорциями и композицией, чтобы создавать интересные и уникальные работы.
• «Путь, по шагам». Изучай длительность работы, и ее этапы. Разглядывай процесс и наслаждайся им, но не зацикливайся на деталях и не откладывай работу на неопределённое будущее. Не спеши, но и не тяни слишком долго.
• «Опрометчивый». Не бойся экспериментировать и нарушать правила. Искусство — это свободное творчество, поэтому не стесняйся выражать себя и свой сегодняшний взгляд на мир.
• «Живущий и живой». Используй свою чувственность и вкладывай эмоции в своих работах. Работай не только с внешней формой, но и с внутренним содержанием и смыслом. Старайся передать свое отношение и настроение через свои произведения, чтобы зритель мог ощутить то же самое, что и вы.
• «Палитра». Используй цвет как самый мощный и выразительный инструмент. Изучай его свойства и воздействие, сочетай краски, создавай новые оттенки и градации. Но помни, что цвета должны согласовываться между собой и быть подчинены целостной концепции произведения.
•Не ограничивайся одним стилем или техникой. Чуди, ищи новые формы выражения и не бойся смешивать различные стили и элементы. Это может привести к созданию уникального и нового произведения.
•Работай с ограничениями и препятствиями как с возможностями для творческого развития. Используй их как стимул для поиска новых решений и подходов.
• «Диалектика». Исследуй противоположности. Играйте на контрастах: свет-тень, объем-плоскость, гладкость-текстура и т.д. Это поможет создать более интересное и динамичное произведение.
•Даже если у вас не самое хорошее чувство пропорции, старайся рисовать с натуры, чтобы развивать свой зрительный восприятие. Если же ты обладаешь талантом в рисовании, продолжай развивать его, рассматривая его как дар, который тебе был дан.
•Когда ты обдумываешь свою работу, делай это так как будто за тобой наблюдает великий художник. Но когда ты уже работаешь над полотном, не думай о том, кто увидит твою работу.
•Формируй свое первое впечатление, аналитически. Учись разбирать, разрабатывать натуру. Если тебе нужно нарисовать незнакомый объект, сначала изучи его внимательно, чтобы понять его форму, текстуру и назначение. Изучи-исследуй его в полном объеме и попытайся понять его особенности.
•Если ты чувствуешь усталость после того, как выполнил свою повседневную работу по рисованию, отдохни. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости. Если это требует усилий, это не стоит делать.
•Когда ты станешь старше, не зацикливайся на моднейших трендах. Время ценно. Надо иметь много жизней, чтобы изучить все хорошее, что есть в мире искусства.
• Не злоупотребляй слишком сложной техникой. Техника имеет ценность только тогда, когда она служит высшим целям. Ищи высшее и недоступное, не носить как пес прижимая нос к земле.
•Выбирая объекты для рисования, советуйся со старшими и более опытными художниками, чтобы сэкономить свое время.
• «Идолы и доля». Вдохновляйся авторитетами, копируй их. Считай безобразием что-либо менять в работах хороших художников, пропускать или, чего доброго, добавлять к ним новомодные элементы. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
• «Не обводи»! Если ты не обладаешь хорошим рисунком, все таки старайся рисовать сам без помощи фотографии; таким образом, ты разовьешь свой зрительный анализ. Если же у тебя хорошие навыки рисования, не медли ни минуты и развивай их; рассматривай это как прекрасный дар, которым тебя наделила судьба.
•На сладостях, «жирной и вредной пищи» из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
•Мни и выбрасывай свои наработки и эскизы. Легко избавляйся от старого, так архитектор убирает строительные леса, и сжигает их. Весь хлам примитивного рисунка имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.
•Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие мастера.
• «Вотум». Одобрение других художников пусть будет для тебя ценнее признания широкой публики.
•Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не интересен.
• «На глазах». Много рисовать в обществе и не людях скорее вредно, чем полезно.
• «Подыгрывай, и подмигивай». Но никогда не упускай возможности участвовать в совместном творчестве, в парах, группах и коллаборациях. Это сделает твою работу полной жизни, осмысленной. Чаще работай вместе с иными художниками.
• Если бы все хотели рисовать «самый главный элемент», не было бы места для коллективного дела. Уважай поэтому каждого художника на его месте.
• Люби свои инструменты, но не считай их высшим и единственным. Помни, что существуют другие техики столь же прекрасные. Помни и о существовании других навыках; не забудь, что истинная красота может быть выражена в различных формах и приемах.
• Когда подрастешь, общайся больше со шедеврами известных мастеров, особенно со старыми итальянцами. Изучение классической живописи должно быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным художником.
• Отдыхай от своих творческих занятий, усердно читая литературу и посещая концерты и выставки.
• Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не создал и не нарисовал ничего такого, чего до тебя уже не создали и не нарисовали другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свою работу общим достоянием.
•Если ты увидел что кто-то работая на пленэре нашел интересный ракурс, если есть возможность, попробуй сесть на то же место чтобы оценить, находку, ее красоту. Никогда не упускай возможности упражняться в своем искусстве на природе, чтобы избежать неряшливости и нечистоты в сочинении и исполнении.
• Художник становится артистом, когда он обладает острым слухом и быстрой восприимчивостью, но его способности можно развивать и совершенствовать, поддерживая живое, многостороннее общение и даже полемику с другими художниками.
• «Ты и они». У других художников можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.
• «Учись у своей модели». Изучение тела человека и его свойств является важным упражнением для художника, особенно когда дело касается анатомии. От одного человека можно постепенно перейти к анализу людей. Изучение фольклорных мотивов, может открыть художнику глаза на характер различных народов.
• «Пройденные не тобой этапы». Чтение старых ключей также является полезным упражнением для художника, поскольку это позволяет понять многие сокровища прошлого.
• Ищи среди своих коллег таких, которые знают больше, чем ты.
• «Разгадай чем, и как»? Художник должен примечать прием и характер различных инструментов, чтобы запечатлеть их своеобразную окраску в своем «аппарате восприятия». Не стоит относиться к новому с предубеждением.
•Никогда не крась кистью без соображения! Живописуй смыслом и не останавливайся на половине работы. Торопиться и затягивать работу - одинаково плохо.
• Развивай память. Необходимо, чтобы работой овладела не только твоя кисть, ты должен уметь также представлять ее про себя без помощи инструмента. Обостри свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не только линию, но и цветовые сочетания и светотени.
• Даже если у тебя нет хорошего поставленной руки, старайся рисовать прямые линии без помощи линейки, если плохо понимаешь цвет, начни с одноцветной гризайли; таким образом, ты разовьешь свою руки и свой взгляд на цвета и оттенки. Если же у тебя есть талант в живописи, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделила судьба.
• Если тебе предложат работу, сначала просмотри ее предварительно в своем воображении, оцени свой труд и его этапы в полном объеме.
•Не стремись к слишком яркому и запоминающемуся стилю. Старайся передать то, что имел в виду главный автор-природа; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.
•Стремись рисовать легкие композиции хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно рисовать трудные.
• Живописуй. От большой кисти к малой. Как скульптор, сначала небрежно но точно отваливай большие куски, а потом уже аккуратно шлифуй малые части статуи.
•Всегда следи за чистотой своих кистей и красок.
•Ты не должен изображать низкие, спорные и болезненные объекты, не должен и рассматривать их, если только тебя к этому не принуждают.
•Ты не должен ни рисовать, ни смотреть на плохие работы, даже если только тебя к этому не принуждают. Не распространяй плохие работы других художников; старайся оградить искусство от таких работ. Не распространяй дурные работы; старайся всячески преграждать им путь к известности.