Бизнес-план – это крайне важный для любого предпринимателя документ, который нужно заполнять с учетом всех рекомендаций. В этом материале мы расскажем о том, о чем стоит писать в бизнес-плане в зависимости от конкретного раздела, который вам предстоит заполнить.
Первый раздел
По своей сути это резюме всего документа, с которым вам предстоит работать. Оно имеет критическое значение, потому что уже после одного прочтения потенциальные кредитор или инвестор должен понять все что вы пытаетесь до него донести.
Пишется первый план таким образом, чтобы его можно было прочитать за пять минут, а в конце не возникало сомнений, что именно вам нужно передать деньги на реализацию даже наиболее смелой идеи.
Что также должно быть отражено в первом разделе? Требуется поместить сюда данные о вашей компании. Если вы работаете со стартапом, то можно будет ограничиться описанием команды проекта.
Здесь крайне важно рассказать интересно, но и не сболтнуть лишнего. К примеру, если у вас есть какой-то сотрудник, который обладает исключительными навыками, о его способностях стоит умолчать.
Не менее важно рассказать про то, если ли у вас другие направления бизнеса, которые как-то связаны с тем, что планируется открыть. Это особенно важно, если проект успешный. Таким образом вы показываете, что вам можно доверять.
Часто в первом разделе указываются и ваши документы, относящиеся к проекту. Это могут быть многочисленные патенты, свидетельства и другие важные бумаги.
Маркетинговый план
Рекомендаций по составлению этого раздела действительно много. Но реальный опыт говорит о том, что упор нужно делать на факторы потенциального заработка реальных денег вашим новым бизнесом после его запуска.
Есть несколько ключевых параметров, на которых стоит заострить внимание в маркетинговом разделе бизнес-плана:
Описание рынка. Тут нужно указывать параметры физического и стоимостного объема.
- Сведения о лидерах рынка. Достаточно будет пяти крупных компаний. Приведите сведения об их операционных показателях, если найдете. Хорошим дополнением станет и прописывание стадии жизненного цикла того или иного игрока.
- Стадия развития целевого рынка. Очень важны перспективы роста. Выйти на стагнирующий рынок будет сложно, а привлечь финансирование еще сложнее.
- Механизм продаж. Приукрашивать его не стоит, потому что человек с опытом быстро поймет, что вы пытаетесь ввести его в заблуждение и приукрашиваете реальность.
- Описание аудитории. Нужно дать ее понятный портрет, коснуться и такого значимого вопроса, как платежеспособность.
Производственный план
Довольно объемный и сложный в наполнении, но при этом действительно важный раздел. Нужно представить свой проект в производственном разрезе.
Здесь отражаются следующие крайне важные факторы:
- Что вы будете производить?
- Из чего вы будете производить?
- Какая технология будет использоваться в процессе, как она вам достанется?
- Есть ли разрешение на работу?
- Где будет размещаться производство?
Из всего этого технологию стоит описывать наименее подробно. Так как презентация может проводиться для большого списка потенциальных инвесторов, идею могут украсть, а ключевых сотрудников переманить к себе.
Здесь доверие инвесторам внушают цифры, которые говорят о грамотном планировании и хорошем понимании как рынка, так и производственной составляющей вашей работы. К примеру, нужно рассчитать себестоимость сырья, предоставить проектно-сметную документацию, если она есть в наличии на момент обращения.
Ключевое требование в этой сфере – реалистичность. Любые попытки ввести в заблуждение показывают вашу неопытность или злонамеренность. Все это негативно отражается на перспективах получения финансирования.
Организационный план
Это место в документе для описания персонала. Раздел занимает мало места, помогает указать ваши потребности в работниках, а также стоимость их обеспечения.
Если работников пока вовсе нет, попробуйте составить расчет их содержания во время работы. Можно использовать зарплатные ожидания в определенной сфере, калькуляцию отчислений в различные фонды.
Инвестиционный план
Люди, которые могут вложить в ваше дело деньги, должны четко понимать, на что именно они их тратят. Потому тут нужно указать все статьи инвестиционных затрат, с которыми вам предстоит работать, рассказать о том, на что именно будут уходить деньги в будущем.
Нужно прописать, какая у вас будет схема для привлечения средств – инвестиции, кредитование, смешанное финансирование или другие распространенные на данный момент модели.
Анализ риска
Обычно при самостоятельном составлении бизнес-плана этот раздел вызывает больше всего нареканий. Просто наше мышление устроено таким образом, что мы подсознательно не хотим думать о каких-то серьезных рисках во время работы. А ведь инвесторы именно этого глубокого понимания сложностей от вас и ждут!
Есть разные методы, которые используются сегодня чтобы провести анализ риска. К примеру, выставление оценки на основании анализа ряда показателей.
Важно говорить про риски и потенциальные проблемы прямо, потому что это положительно влияет на восприятие инвесторами вашего предложения.
Финансовый план
Не менее важно предоставить потенциальным инвесторам и проработанный финансовый план. Этот раздел довольной компактный по объему, но очень важный в плане отражения вашего понимания особенностей собственного проекта.
Есть ряд параметров, которые нужно будет отразить:
- Основные расчеты с планом доходов.
- Текущие затраты.
- Планы движения средств, убытка и прибыли.
- Вопросы налогообложения.
- Прогнозирование дохода проекта и его команды.
Лучшим решением станет передача составления финансового анализа сторонним специалистам, которые хорошо понимают все его особенности. Профессиональный бизнес-план поможет вам привлечь финансирование, потому экономить на его составлении не рекомендуется.