Я застал последний 100% советский набор в Медицинский Институт. Именно так назывался мой ВУЗ, как и другие в стране моей юности. Во время последнего курса обучения МедИнститут стал МедУниверситетом.
Понятно, что это был престижный институт в нашем городе. Поступление в него проходило через экзаменацию. Химия и Биология - устно, плюс сочинение. Всего три экзамена. И всё... Конечно, приемная комиссия обсуждала дополнительные особенности абитуриентов.
Вероятно, основатели такой проверки предполагали, что врач должен уметь письменно излагать свои мысли, быть до некоторой степени грамотным, иметь начальные научные познания в области живой жизни и в достаточной мере ориентироваться в основах химии.
Никто и никогда не требовал от поступающих в медицинский ВУЗ каких-то человеческих качеств, кроме школьного уровня 10 класса.
Впрочем, по моему наблюдению, руководство нашего ВУЗа обращало внимание на 2 условия личного характера. Несмотря на конкурс в несколько человек на место, на первый курс были взяты ВСЕ, кто учился в течение года на подготовительных курсах при мединституте у его преподавателей (биология, химия, физика, русский язык и литература). Кроме того, была тенденция (не обязательная) принимать способных выпускниц (-ов) медучилищ после 1-3 лет работы.
За счет ВУЗа нам устраивали просмотр фильма Бонадарчука старшего "Война и Мир" в одном из заводских домов культуры. Все серии! Это была моя первая попытка досмотреть весь фильм.
В тот год подготовительного курса мне удалось прочесть несколько произведений русских классиков, среди которых впечатливший меня роман "Отцы и дети" И.С. Тургенева.
Курс физики и химии для меня был относительно простым. И я, думаю что не совсем заслуженно, выделялся преподавателями как способный... Преподавание биологии имело свои вузовские рекомендации. Читала этот курс начальник кафедры биологии, исходно недолюбливающая выпускников медучилищ (за их общее неверное понимание биологии), и меня в том числе (На первом занятии она спросила: "Кто после медучилища?", после чего сразу сделал свой однозначный вывод).
О! Как же мне хотелось стать настоящим врачом, когда весь так называемый поток из нескольких сотен юношей и девушек в белых халатах и шапочках собрали в огромном зале в виде греческого амфитеатра. На кафедре читал первую вступительную лекцию умудрёный врачебным опытом и знаниями (так тогда воспринималось) профессор кафедры неврологии, друг ректора. Он был седой, грузный в распахнутом длинном белом халате. Недалеко от него в первом ряду сидела пара его ассистентов...
Дорога в медицину и к пациентам у каждого человека, ставшего врачом, своя. Также как и в обычной жизни в других профессиях. Врачи - это обычные люди из обычных семей. Это люди почти разных социальных групп. Может быть, за исключением крайних. Сверхобеспеченным детям очень высоких начальников не нужны 6 лет учебы и 2 года интернатуры-ординатуры (8 лет!!!), чтобы стать лишь молодым врачом со всеми сопутствующими реалиями. (Исключением может быть тайный план влиятельных родителей передать (или обеспечить) своего ребенка с диплом из медВУЗа солидной должностью в сфере государственного здравоохранения и т.п.)
Честно, говоря, я уже подзабыл, когда последний раз отъявленно обсуждал причины и условия, которые направляют молодых людей (обоих полов) во врачи. Мой жизненный путь и восприятие мира в этой области показывает, что не существует никакого Призвания. Сильной причиной, мотивирующей стойкое желание быть врачом, может быть болезнь близкого человека с соответствующим желанием научиться излечивать эту болезнь. Но таких людей я не встречал. Но, как это не редко бывает, о таком явлении мне рассказывали. Впрочем, это не Призвание. И вообще, сам термин кажется надуманным и созданным для впечатления пациентов и вдохновления молодых умов.
Даже врачебный путь молодого поколения из семьи врачей, по моему мнению, также не является Призванием.
Есть верность делу, которым ты занимаешься, ответственность перед людьми, понимание особой важности сферы твоего дела, важности человеческой жизни и её качества, нацеленность на достижение цели, на преодоление болезни. Это целый комплекс качеств и отношения к личному месту в медицине.
Несмотря на показные примеры жертвенности ради излечения, я человек-врач не обязан и не должен расходовать свою жизнь для спасения, за исключением особых случаев и личного отношения к конкретной ситуации. Общество в своей обшей массе мне напоминает легенду о Данко. И этому у меня есть много примеров и фактов. Впрочем, это явление абсолютно закономерно, как и многие другие.
Каждый год медВУЗы страны выпускают десятки тысяч новых врачей. Одновременно уходят предыдущие поколения специалистов.
На новые поколения врачей влияют многие условия. В том числе компьтеризация медуслуг, занявшая место между врачами и пациентами.
Как и на что ориентируются в своем восприятии ОБРАЗА ВРАЧА новые поколения врачей? Кто и как помогают создать наиболее лучший для пациентов внутренний и внешний ОБЛИК ВРАЧА в наше время? Кто учителя и идеалы у новых поколений врачей?
Самый важный вопрос о том, как принимать в медицинские ВУЗы не только по грамотности и знаниям в области естественных наук, но и по ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ качествам. С этим вопросом связана и проблема оценки. Кто может стать достойным экзаменатором в таком важном деле? У кого может быть право оценивать человеческую сторону профессиональной пригодности стать врачом?
Покажи примеры своей жизни и поясни почему ты достойна (-ен) стать врачом. Покажи и докажи свои состоявшиеся качества экзаменатора человеческой души и способностей для медицины.
Да, нужен искусственный отбор. Он и без того есть. Его лишь нужно улучшить в верном направлении.
Безусловно, мы получим меньше людей, достойных стать врачом. Но зато это будут специалисты, близкие к идеалу. Малое количество врачей с лучшим уровнем качества даст гораздо больше обществу, чем огромное количество с худшим качеством. Ведь важен не факт приема врачом, а результат такого приема.
Может быть, следует создавать два вида врачей - врачей по существу, стремящихся излечивать пациентов, в связи с чем, совершенствующих себя и медицину, и врачей формальной медицины, практикующих по шаблонам (даже, может быть, лучшим). Это естественно и потому может быть реальным, несмотря на ущемление самомнения врачей-формалистов.
Общество должно обсуждать эту важную сторону и улучшать свою жизнь. Только настойчивостью в необходимости принятия решения можно получить нужный результат. Но, люди перекладывают свои собственные задачи на любых других - правительство, врачей, отдельных личностей и т.п. Впрочем, эта ситуация также естественна.