5,8K подписчиков

«Заслуженная бабушка Советского Союза» Татьяна Пельтцер. Родом из состоятельной семьи и хотела стать певицей

248 прочитали

Мой любимый эпизод с Татьяной Пельтцер в фильме Марка Захарова «Формула любви», где она рекомендует своему внуку: «Отбить!» невесту у графа Калиостро. И так уверенно, что самой уже хочется «отбить»!

Фильм "Формула любви", 1984 год
Фильм "Формула любви", 1984 год

В этом фильме она – дворянка и явно благородных кровей, хотя и с небольшой чертовщиной. Но чаще Татьяна Ивановна Пельтцер (1904-1992) играла старушек и чьих-либо бабушек. Так уж случилось, что в кино она была востребована после своих сорока лет и сразу попала на возрастные роли.

Первый фильм Татьяны Пельцер "Свадьба с приданым", 1953 год
Первый фильм Татьяны Пельцер "Свадьба с приданым", 1953 год

Навскидку – бабушка в «Вам и не снилось» и в «Приключения желтого чемоданчика». Очень часто Пельтцер играла старушек в киносказках.

Киносказка "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", 1977 год
Киносказка "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", 1977 год
Фильм "Приключения желтого чемоданчика", 1970 год
Фильм "Приключения желтого чемоданчика", 1970 год
Киносказка "Раз, два – горе не беда!", 1988 год
Киносказка "Раз, два – горе не беда!", 1988 год

Но были и жизненные роли, достоверно сыгранные актрисой.

А ещё был театр. С 1947 года Пельтцер работала в знаменитом Театре Сатиры.

До сих пор прекрасно смотрятся спектакли с ее участием – «Маленькие комедии большого дома», а тем более – «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Со своим ярким комедийным даром она была на своём месте в этом театре. Вот недавно я писала про Раневскую, какие она концерты могла закатить в Театре Моссовета, так в Сатире была «своя Раневская» – Татьяна Пельтцер.

Перед спектаклем она могла громко и сладко поругаться с гримёром или костюмером. После чего, «подзаведясь», с горящими глазами шла на сцену. И после удачного спектакля Пельтцер продолжала «гулять». Однажды подбила коллег по Сатире Ширвиндта, Миронова, Менглета с женой полететь, например, в Ленинград.

На гастролях (а они по советским временам были долгие, не как нынешние антрепризы) Татьяна Пельтцер опять была в центре. Во-первых, только у неё всегда была с собой плиточка, на которой варился настоящий кофе. Во-вторых, к ней всегда можно было зайти покурить, поболтать, выпить-закусить. А ещё на гастролях Пельтцер носилась по всем музеям и по магазинам. Любила покупать всякие вазочки, салфеточки. И всегда была в хороших костюмчиках и шубках. Это, конечно, из ее семьи, из прошлого.

В телевизионном "Кабачке 13 стульев", 1966 год
В телевизионном "Кабачке 13 стульев", 1966 год

Кстати, каждое утро актриса начинала с зарядки и на гастроли возила коврик для этого. Играла комических старух, а сама была в отличной физической форме. Ее за глаза дразнили Карлсоном за активность «с пропеллером».

Из биографии Татьяны Пельцер

Свое происхождение и родителей Татьяна Пельтцер скрывала. Ее отец владел собственной школой актёрского мастерства, снимался с Верой Холодной. Все была: большая квартира в Москве, фарфор-картины, достаток-прислуга. Ну и сами понимаете, было и сплыло.

После революции Татьяна Пельтцер пошла работать театр Политуправления. В 1930 вышла замуж за немца, уехала в Берлин. Не срослось и актриса вернулась в Советский Союз. А муж приедет за ней и будет арестован. Больше они не увидятся.

Татьяна Пельцер в молодости
Татьяна Пельцер в молодости

Да и сама Татьяна Пельтцер чудом спаслась. При таком-то отце и муже.

Спасли ее тогдашние титаны нашей культуры: Борис Андреев, Пётр Алейников, Рина Зелёная и Мария Миронова, которая все организовала. Такая группа поддержки ходила в Моссовет и добилась охранных бумаг для Татьяны Пельтцер.

Надо отдать должное людям!

С Мироновой и Менакером она будет дружить всегда, Андрей Миронов даже называл Пельтцер своей крестной мамой.

Дружила актриса после войны и с Еленой Сергеевной Булгаковой. Та всегда умела жить красиво и «буржуазно». Однажды затеяли домашний маскарад. Рихтер пришёл в костюме крокодила, Раневская в шляпе из сена, в котором сидела птичка. А Пельтцер соорудила костюм из баранок и бубликов. Раневская ревниво смотрела, но все же сказала: «Гениально!».

В фильме "Трое в лодке, не считая собаки", 1979 год
В фильме "Трое в лодке, не считая собаки", 1979 год
В кадре с Андреем Мироновым
В кадре с Андреем Мироновым

Кстати, с Раневской Пельтцер тоже дружила. Ну как дружила… Две такие дамы, острые на язык и вообще не гнушающиеся никакими словами, сразу начинали спорить, злословить, соперничать.

Вот и в поступках были похожи. Раневская послала подальше главрежа Завадского, а Пельтцер во всеуслышание назвала своего главного Валентина Плучека «старым дураком». Раневской пришлось уйти, но и Пельтцер после 30 лет работы в Сатире уволили.

Последние свои года она проработала у Марка Захарова в Ленкоме. И довольно успешно. Особенно помнится великолепная «Поминальная молитва», которую я видела и никогда не забуду. У Пельтцер там была роль маленькая, но уходила она под гром аплодисментов.

В спектакле "Проснись и пой", 1974 год
В спектакле "Проснись и пой", 1974 год
В спектакле "Поминальная молитва", 1991 год
В спектакле "Поминальная молитва", 1991 год

В конце жизни актриса стала забывать слова. И ей их деликатно подсказывал Александр Абдулов. Писали, что этим он просто продлил Татьяне Пельтцер жизнь. И не только в театре.

Абдулов стал «сыночком» не только по роли, он опекал старую актрису постоянно.

С Александром Абдуловым, 1990-е годы
С Александром Абдуловым, 1990-е годы

Никогда не хочется писать, как уходили актёры. Особенно яркие актрисы. Как Пельтцер потеряла память и стало совсем тяжело. Ухаживали за ней чужие люди, умирала в клинике для душевнобольных.

Пусть она останется в памяти оптимистичной старушкой, веселой, мудрой, своей.

Могила Татьяны Пельтцер в Москве на Введенском кладбище
Могила Татьяны Пельтцер в Москве на Введенском кладбище
Татьяна Пельтцер – заслуженная бабушка Советского Союза
Татьяна Пельтцер – заслуженная бабушка Советского Союза

Еще о любимых актрисах нашего кино:

Замету для вас подготовила Ирина Биккулова, автор культурных проектов на Дзен.