Найти тему
AFTERSHOCK

История в фотографиях 176

История в фотографиях часто бывает познавательней длинных описаний и размышлений. Это просто немой свидетель происшедшего, важного исторического и не очень события. Зачастую, на них запечатлена жизнь самых обычных людей в обстановке той эпохи, в которой они жили.

Американские колонисты в поисках новых территорий и места для жизни активно осваивали земли Дикого запада. И в этом им помогал напиток, который, в пику британскому чаю, все больше и больше завоевывал их сердца – кофе. Множество дневников и писем современников тех времен отмечают важность кофе для пионеров Дикого запада. Для первопроходцев западного фронтира кофе имел сакральный смысл. «Дайте ему [пионеру] кофе и табак, и он выстоит перед любыми лишениями, выдержит любые трудности» — так описал привычки суровых парней запада Уильям Уайтинг.
Несомненно, ковбои были самыми преданными поклонниками кофейного напитка на этих пока еще неосвоенных территориях. Как правило, лучшим считался крепкий, обжигающе горячий и «босой» (barefooted, т.е. крепкий до черноты без добавок) напиток. Слабый кофе становился объектом насмешек, заслуживая презрительные прозвища «коричневой жижи» или «безрогой промывки».
При варке кофе в полевой кухне (chuckwagon) на толпу пастухов из 10-12 человек обычно использовалась большая посуда объемом 10-20 литров. Повар Оливер Нельсон, писал, что он использовал до 80 килограмм кофейных зёрен в месяц. Ковбои пили горячий кофе при любой возможности. При ночной работе посменно (смена 4 часа), ковбою полагался кофе при уходе от костра, и по возвращению со смены. В случае плохой погоды и невозможности спать, напиток помогал поддерживать бодрость. Ковбои пьют кофе на работе.
До 1860-х годов многие поселенцы были вынуждены пить имитацию кофе из ржи, сушеной кукурузы, отрубей, семян окры, так как хороший кофе было трудно достать и стоил он дорого.
В 1862 появились недорогие, лёгкие и прочные бумажные пакеты, использовавшиеся для упаковки арахиса. В 1864 году Джабез Бернс, ратовавший за умеренность в употреблении алкоголя, изобрел коммерчески успешную машину для прожарки кофейных зёрен. Принцип был прост, роторная установка постоянно переворачивала зёрна, что позволяло равномерно их прожаривать. Во время прожарки зелёные кофейные зерна нагревались, затем остужались, вызывая тем самым химические изменения, усиливающие аромат.
Но главное сделал Джон Арбакл (John Arbuckle). В 1868 году он получил патент на технологию глазировки, продлевающую срок хранения жареного кофе. Этот гений маркетинга используя жаровню Бернса, бумажный пакет и собственную технологию, стал глазировать жареные бобы при помощи яиц и сахара. Глазурь долгое время сохраняла аромат и вкус кофе.  Арбакл и его брат Чарльз стали продавать обжаренные зёрна в фунтовых бумажных пакетах.
Теперь хозяйкам не нужно было жарить дома купленные зеленые зёрна. Данный процесс довольно трудоёмок и боится ошибок. Приходилось постоянно встряхивать сковороду, ведь передержишь даже несколько зёрен — и всё, вся сковородка приобретает аромат палёного. А тут — уже всё прожарено, остается только помолоть.
Для дальнейшего продвижения своего кофе «Ariosa» Арбакл придумал систему купонов, которые можно было обменять на различные предметы в компании Arbuckle Bros. Купон печатался на каждой упаковке кофе. Собрав некоторое количество купонов, счастливый клиент мог получить различные призы, к примеру, за 28 купонов полагалась бритва, за 40 — перочинный нож, а за 150 купонов кофеман мог получить даже револьвер!
Золотой век компании закончился после смерти Джона Арбакла. Несмотря на это, кофе Ariosa до сих пор называют «Coffee that won the West». Крепкий, бодрящий горячий напиток поистине сыграл громадную роль в укрощении американского Дикого запада. Заваривание кофе, брикет кофе от Арбакла, машина для прожарки кофейных зерен, реклама и каталог призов от Арбакла.
Американские колонисты в поисках новых территорий и места для жизни активно осваивали земли Дикого запада. И в этом им помогал напиток, который, в пику британскому чаю, все больше и больше завоевывал их сердца – кофе. Множество дневников и писем современников тех времен отмечают важность кофе для пионеров Дикого запада. Для первопроходцев западного фронтира кофе имел сакральный смысл. «Дайте ему [пионеру] кофе и табак, и он выстоит перед любыми лишениями, выдержит любые трудности» — так описал привычки суровых парней запада Уильям Уайтинг. Несомненно, ковбои были самыми преданными поклонниками кофейного напитка на этих пока еще неосвоенных территориях. Как правило, лучшим считался крепкий, обжигающе горячий и «босой» (barefooted, т.е. крепкий до черноты без добавок) напиток. Слабый кофе становился объектом насмешек, заслуживая презрительные прозвища «коричневой жижи» или «безрогой промывки». При варке кофе в полевой кухне (chuckwagon) на толпу пастухов из 10-12 человек обычно использовалась большая посуда объемом 10-20 литров. Повар Оливер Нельсон, писал, что он использовал до 80 килограмм кофейных зёрен в месяц. Ковбои пили горячий кофе при любой возможности. При ночной работе посменно (смена 4 часа), ковбою полагался кофе при уходе от костра, и по возвращению со смены. В случае плохой погоды и невозможности спать, напиток помогал поддерживать бодрость. Ковбои пьют кофе на работе. До 1860-х годов многие поселенцы были вынуждены пить имитацию кофе из ржи, сушеной кукурузы, отрубей, семян окры, так как хороший кофе было трудно достать и стоил он дорого. В 1862 появились недорогие, лёгкие и прочные бумажные пакеты, использовавшиеся для упаковки арахиса. В 1864 году Джабез Бернс, ратовавший за умеренность в употреблении алкоголя, изобрел коммерчески успешную машину для прожарки кофейных зёрен. Принцип был прост, роторная установка постоянно переворачивала зёрна, что позволяло равномерно их прожаривать. Во время прожарки зелёные кофейные зерна нагревались, затем остужались, вызывая тем самым химические изменения, усиливающие аромат. Но главное сделал Джон Арбакл (John Arbuckle). В 1868 году он получил патент на технологию глазировки, продлевающую срок хранения жареного кофе. Этот гений маркетинга используя жаровню Бернса, бумажный пакет и собственную технологию, стал глазировать жареные бобы при помощи яиц и сахара. Глазурь долгое время сохраняла аромат и вкус кофе. Арбакл и его брат Чарльз стали продавать обжаренные зёрна в фунтовых бумажных пакетах. Теперь хозяйкам не нужно было жарить дома купленные зеленые зёрна. Данный процесс довольно трудоёмок и боится ошибок. Приходилось постоянно встряхивать сковороду, ведь передержишь даже несколько зёрен — и всё, вся сковородка приобретает аромат палёного. А тут — уже всё прожарено, остается только помолоть. Для дальнейшего продвижения своего кофе «Ariosa» Арбакл придумал систему купонов, которые можно было обменять на различные предметы в компании Arbuckle Bros. Купон печатался на каждой упаковке кофе. Собрав некоторое количество купонов, счастливый клиент мог получить различные призы, к примеру, за 28 купонов полагалась бритва, за 40 — перочинный нож, а за 150 купонов кофеман мог получить даже револьвер! Золотой век компании закончился после смерти Джона Арбакла. Несмотря на это, кофе Ariosa до сих пор называют «Coffee that won the West». Крепкий, бодрящий горячий напиток поистине сыграл громадную роль в укрощении американского Дикого запада. Заваривание кофе, брикет кофе от Арбакла, машина для прожарки кофейных зерен, реклама и каталог призов от Арбакла.

Гейша моет волосы. Япония. 1890-е годы.
Гейша моет волосы. Япония. 1890-е годы.

Уличные торговцы продают рождественские подарки на Лудгейт-​Хилл в центре Лондона. Снимок, сделанный в декабре, показывает, как городские торговцы наживались на праздничном сезоне, загружая своих лошадей и телеги или складывая безделушки в небольшой чемодан и отправляясь на велосипеде в центр столицы, чтобы продавать их прохожим. Снятая всего через 22 года после того, как Карл Бенц изобрел первый автомобиль с бензиновым двигателем в Мангейме, сцена показывает, что лондонцы пробираются через центральный деловой и финансовый центр Британии все еще на лошадях и в экипажах. 1907 год.
Уличные торговцы продают рождественские подарки на Лудгейт-​Хилл в центре Лондона. Снимок, сделанный в декабре, показывает, как городские торговцы наживались на праздничном сезоне, загружая своих лошадей и телеги или складывая безделушки в небольшой чемодан и отправляясь на велосипеде в центр столицы, чтобы продавать их прохожим. Снятая всего через 22 года после того, как Карл Бенц изобрел первый автомобиль с бензиновым двигателем в Мангейме, сцена показывает, что лондонцы пробираются через центральный деловой и финансовый центр Британии все еще на лошадях и в экипажах. 1907 год.

Траурная церемония в день Ашура на площади Топхане в эпоху правления династии Каджаров. День Ашура — день поминовения пророков посланников Аллаха. Дата события уникальна для каждого года. Десятый день месяца Мухаррам — День Ашура. На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. 1908 год. Фото А. Севрюгин.
Траурная церемония в день Ашура на площади Топхане в эпоху правления династии Каджаров. День Ашура — день поминовения пророков посланников Аллаха. Дата события уникальна для каждого года. Десятый день месяца Мухаррам — День Ашура. На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. 1908 год. Фото А. Севрюгин.

В 1909 году репортер Мюррей Хау (Murray Howe) сопровождал группу коневодов американских лошадей-​чемпионов по рысистым бегам в выставочном туре по Европе и России. Он был репортером в "Harness Racing Hall of Fame". В ходе поездки он сделал более 300 фотографий на камеру Graflex, позволявшую уже в начале 20 века снимать на роликовую фотопленку. Его фотографии показали жизнь Москвы и Петербурга глазами американца. Улица Ильинка в Москве.
В 1909 году репортер Мюррей Хау (Murray Howe) сопровождал группу коневодов американских лошадей-​чемпионов по рысистым бегам в выставочном туре по Европе и России. Он был репортером в "Harness Racing Hall of Fame". В ходе поездки он сделал более 300 фотографий на камеру Graflex, позволявшую уже в начале 20 века снимать на роликовую фотопленку. Его фотографии показали жизнь Москвы и Петербурга глазами американца. Улица Ильинка в Москве.

Навоз в Индии является ценным ресурсом. 1911 год.
Навоз в Индии является ценным ресурсом. 1911 год.

Строители плотины. Левый берег реки Оки напротив села Кузьминское Рязанской губернии, 1912 г. Пилили бревна вдоль на брусья или доски вертикальными двуручными пилами вручную. Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды. Фото Прокудина-​Горского.
Строители плотины. Левый берег реки Оки напротив села Кузьминское Рязанской губернии, 1912 г. Пилили бревна вдоль на брусья или доски вертикальными двуручными пилами вручную. Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды. Фото Прокудина-​Горского.

В первой зимней Олимпиаде 1924 года приняло участие 293 спортсмена из 16 стран. Они состязались в 9 видах спорта и разыграли 16 комплектов наград. Виды спорта на I зимних Олимпийских играх, которые были проведены в Шамони, (департамент Верхняя Савойя, Франция): бобслей, керлинг, конькобежный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки с трамплина, соревнования военных патрулей, фигурное катание, хоккей.
Страны-​участницы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Италия, Канада, Латвия, Норвегия, Польша, США, Чехословакия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Югославия.
На фото зрители и официальная трибуна, сборная США выдвигается на Игры, знаменосцы стран участниц приносят клятву спортсмена; в центре французская биатлонистка Камиль Мандрильон. Спортсмены присягают олимпийским салютом. Олимпийское приветствие группы французских спортсменов, которое некоторые считают фашистским, но это не верно, кстати, сборная Германии вообще не участвовала в играх 1924-го, французы не пригласили немцев. И в 1924-ом году еще не было главного символа Олимпийских игр – огня.
На фото команда бобслеистов из Италии, состоящая из четырех человек, едет по бобслейной трассе. Британская бобслейная четверка - Ральф Брум, Томас Арнольд, Александр Ричардсон и Родни Соэр своим спуском завоевывают серебряную медаль.
Первые медалисты в фигурном катании (слева направо): Херма Сабо (Венгрия, золото), Эфель Макелт (Британия, серебро), Беатрис Лугран (США, бронза). И фото главного феномена Игр: норвежки Сони Хени. Она финишировала восьмой (из восьми участниц) в одиночном фигурном катании. Правда, тогда ей было всего 11 лет. Хени выиграет золото в 1928, 1932 и 1936 годах, став единственной трёхкратной олимпийской чемпионкой в женском одиночном катании.
Любительская хоккейная команда Toronto Granites, представляющая Канаду забивает в финале, в котором она обыграла США со счетом 6-1 и завоевала золотые олимпийские медали. Лыжные гонки в Шамони были представлены двумя дистанциями на 18 и 50 км. В них приняли участие 59 спортсменов из 12 стран, а победил норвежский водопроводчик Торлейф Хеуг (на фото). Выиграл Хеуг и лыжное двоеборье, в которое кроме гонки входили прыжки с трамплина. В итоге во всех дисциплинах лыжного спорта (включая двоеборье) из 12 разыгранных медалей норвежцы уступили лишь одну — бронза в гонке на 18 км досталась финну Тапани Нику.
В турнире по кёрлингу участвовали всего четыре команды. Причем 2 сборные представляли Швецию. А первое Олимпийское золото в этом виде спорта завоевали британцы.
Олимпийские чемпионы Шамони Юлиус Скутнабб (одно золото) и Клас Тунберг (три золота) из Финляндии (на фото) выиграли в общей сложности восемь медалей в конькобежном спорте. На последнем фото первый олимпийский чемпион по прыжкам на лыжах с трамплина Якоб Туллин Тамс из Норвегии. Из команд вообще самой сильной оказалась команда Норвегии, завоевавшая в общей сложности 17 медалей (4 золотых, 7 серебряных и 6 бронзовых).
В первой зимней Олимпиаде 1924 года приняло участие 293 спортсмена из 16 стран. Они состязались в 9 видах спорта и разыграли 16 комплектов наград. Виды спорта на I зимних Олимпийских играх, которые были проведены в Шамони, (департамент Верхняя Савойя, Франция): бобслей, керлинг, конькобежный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки с трамплина, соревнования военных патрулей, фигурное катание, хоккей. Страны-​участницы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Италия, Канада, Латвия, Норвегия, Польша, США, Чехословакия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Югославия. На фото зрители и официальная трибуна, сборная США выдвигается на Игры, знаменосцы стран участниц приносят клятву спортсмена; в центре французская биатлонистка Камиль Мандрильон. Спортсмены присягают олимпийским салютом. Олимпийское приветствие группы французских спортсменов, которое некоторые считают фашистским, но это не верно, кстати, сборная Германии вообще не участвовала в играх 1924-го, французы не пригласили немцев. И в 1924-ом году еще не было главного символа Олимпийских игр – огня. На фото команда бобслеистов из Италии, состоящая из четырех человек, едет по бобслейной трассе. Британская бобслейная четверка - Ральф Брум, Томас Арнольд, Александр Ричардсон и Родни Соэр своим спуском завоевывают серебряную медаль. Первые медалисты в фигурном катании (слева направо): Херма Сабо (Венгрия, золото), Эфель Макелт (Британия, серебро), Беатрис Лугран (США, бронза). И фото главного феномена Игр: норвежки Сони Хени. Она финишировала восьмой (из восьми участниц) в одиночном фигурном катании. Правда, тогда ей было всего 11 лет. Хени выиграет золото в 1928, 1932 и 1936 годах, став единственной трёхкратной олимпийской чемпионкой в женском одиночном катании. Любительская хоккейная команда Toronto Granites, представляющая Канаду забивает в финале, в котором она обыграла США со счетом 6-1 и завоевала золотые олимпийские медали. Лыжные гонки в Шамони были представлены двумя дистанциями на 18 и 50 км. В них приняли участие 59 спортсменов из 12 стран, а победил норвежский водопроводчик Торлейф Хеуг (на фото). Выиграл Хеуг и лыжное двоеборье, в которое кроме гонки входили прыжки с трамплина. В итоге во всех дисциплинах лыжного спорта (включая двоеборье) из 12 разыгранных медалей норвежцы уступили лишь одну — бронза в гонке на 18 км досталась финну Тапани Нику. В турнире по кёрлингу участвовали всего четыре команды. Причем 2 сборные представляли Швецию. А первое Олимпийское золото в этом виде спорта завоевали британцы. Олимпийские чемпионы Шамони Юлиус Скутнабб (одно золото) и Клас Тунберг (три золота) из Финляндии (на фото) выиграли в общей сложности восемь медалей в конькобежном спорте. На последнем фото первый олимпийский чемпион по прыжкам на лыжах с трамплина Якоб Туллин Тамс из Норвегии. Из команд вообще самой сильной оказалась команда Норвегии, завоевавшая в общей сложности 17 медалей (4 золотых, 7 серебряных и 6 бронзовых).

В первой половине XX века в Московской заставе на Международном (ныне Московском) проспекте г. Ленинграда существовал железнодорожный переезд соединительной ветки Октябрьской железной дороги. 1-го декабря 1930 года в районе 8 часов утра двухвагонный трамвай № 8 трампарка им. Блохина под управлением вагоновожатого П. А. Савельева следовал по Международному проспекту от центра города в направлении Московских ворот. В это же время на перегоне Бычий пост Варшавской соединительной железнодорожной линии, расположенном неподалеку от Московских ворот, маневрировал паровоз с гружёными товарными вагонами. В 7 часов 58 минут последний вагон поезда, двигавшегося задним ходом, наехал на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул и подмял его под себя, в результате чего 28 человек погибло и 8 - тяжело пострадало. На фото сам переезд, схема аварии и последствия столкновения.
В течение двух суток после произошедшего старшим следователем облпрокуратуры Л. Шейниным совместно с работниками ГПУ было проведено следствие. Была создана техническая комиссия для расследования причин катастрофы. По делу о катастрофе были арестованы 10 человек, включая сторожей, вагоновожатого и диспетчера. 4 декабря в Технологическом институте начался открытый процесс над виновниками. К судебной ответственности по ст.26-a были привлечены 16 человек.
В ходе процесса были установлены следующие факты:
- Диспетчер, в обязанности которого входило оповещение сторожей на переезде о выходе поезда, не дозвонился до поста, других мер оповещения не предпринял.
- Сторожа начали закрывать переезд для трамвая не за 5 минут, а по факту подхода поезда.
- Сцепщик, который находился на площадке одного из вагонов маневрирующего поезда, видел закрытый для поезда шлагбаум и запрещающий сигнал, и должен был сообщить машинисту об опасности дальнейшего движения, но сделал это с опозданием.
- Вагоновожатый, видя, как сторожа приступили к закрытию, и предполагая, что до подхода поезда есть время, принял решение проследовать переезд без остановки на повышенной скорости.
- До катастрофы в правление Октябрьской железной дороги было направлено предложение Ленсовета о запрете манёвров на данном участке с 7 до 8 утра, так как это задерживало движение трамвайных поездов, на которых спешили на работу рабочие. Правление ответило, что маневрирование прекращено. На деле оно было прекращено только 3 декабря, по телеграмме из центра.
- Инструкции, существовавшие на тот момент, не соблюдались поголовно: как руководящим составом, так и рядовыми исполнителями. До некоторых обвиняемых инструкции не доводились вовсе.
Из приговора суда: «катастрофа, повлекшая за собой столь большое количество жертв, произошла исключительно в силу расхлябанности, отсутствия ответственности работников дорог за свое дело, бюрократического отношения к своим обязанностям как со стороны низших, так и руководящих работников городских и Октябрьских ж.д.»
В связи с этим, суд приговорил вагоновожатого Савельева, сторожиху Борисову, сцепщика Орлова, начальника 41-го околотка Зеваева, помощника заведующего службой движения городск. жел. дорог Моргунова, инженера службы движения городских жел. дорог Закутина, заменявшего начальника эксплуатационной группы 6-го района Октябрьской жел. дороги Левинсона, начальника ст. Ленинград-​Варшавская Мурника - всех по ст. 16 и 1-й части 112 статьи УК к лишению свободы сроком на 10 лет каждого, без поражения в правах.
Писаревича, помощника начальника 41-го околотка, по ст. 16 и 1-й части 112 ст. УК - лишить свободы на 5 лет с отбыванием в лагерях без поражения в правах. Сторожиху Задоренок, путевого мастера 4-го околотка Октябрьских жел. дорог Шорец, заведующего 2-м участком службы движения ГЖД Давыдова, его помощника Царюка по ст. 111 УК, лишить свободы на три года с отбыванием в лагерях без поражения в правах.
Ильина — главного архитектора планировочного управления Откомхоза, Долгрину — районного архитектора, — лишить свободы на два года каждого без поражения в правах. Финогенову — техника 6-го участка Окт. ж. д. по ст. 111 УК - лишить свободы на 1 год с заменой принудительными работами, по месту работы с оплатой 50 проц.
По иронии судьбы, это резонансное происшествие произошло в первый день объявленной "декады безопасности" на трамвае. И по сей день данная авария является крупнейшей в городе с участием трамвая.
В первой половине XX века в Московской заставе на Международном (ныне Московском) проспекте г. Ленинграда существовал железнодорожный переезд соединительной ветки Октябрьской железной дороги. 1-го декабря 1930 года в районе 8 часов утра двухвагонный трамвай № 8 трампарка им. Блохина под управлением вагоновожатого П. А. Савельева следовал по Международному проспекту от центра города в направлении Московских ворот. В это же время на перегоне Бычий пост Варшавской соединительной железнодорожной линии, расположенном неподалеку от Московских ворот, маневрировал паровоз с гружёными товарными вагонами. В 7 часов 58 минут последний вагон поезда, двигавшегося задним ходом, наехал на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул и подмял его под себя, в результате чего 28 человек погибло и 8 - тяжело пострадало. На фото сам переезд, схема аварии и последствия столкновения. В течение двух суток после произошедшего старшим следователем облпрокуратуры Л. Шейниным совместно с работниками ГПУ было проведено следствие. Была создана техническая комиссия для расследования причин катастрофы. По делу о катастрофе были арестованы 10 человек, включая сторожей, вагоновожатого и диспетчера. 4 декабря в Технологическом институте начался открытый процесс над виновниками. К судебной ответственности по ст.26-a были привлечены 16 человек. В ходе процесса были установлены следующие факты: - Диспетчер, в обязанности которого входило оповещение сторожей на переезде о выходе поезда, не дозвонился до поста, других мер оповещения не предпринял. - Сторожа начали закрывать переезд для трамвая не за 5 минут, а по факту подхода поезда. - Сцепщик, который находился на площадке одного из вагонов маневрирующего поезда, видел закрытый для поезда шлагбаум и запрещающий сигнал, и должен был сообщить машинисту об опасности дальнейшего движения, но сделал это с опозданием. - Вагоновожатый, видя, как сторожа приступили к закрытию, и предполагая, что до подхода поезда есть время, принял решение проследовать переезд без остановки на повышенной скорости. - До катастрофы в правление Октябрьской железной дороги было направлено предложение Ленсовета о запрете манёвров на данном участке с 7 до 8 утра, так как это задерживало движение трамвайных поездов, на которых спешили на работу рабочие. Правление ответило, что маневрирование прекращено. На деле оно было прекращено только 3 декабря, по телеграмме из центра. - Инструкции, существовавшие на тот момент, не соблюдались поголовно: как руководящим составом, так и рядовыми исполнителями. До некоторых обвиняемых инструкции не доводились вовсе. Из приговора суда: «катастрофа, повлекшая за собой столь большое количество жертв, произошла исключительно в силу расхлябанности, отсутствия ответственности работников дорог за свое дело, бюрократического отношения к своим обязанностям как со стороны низших, так и руководящих работников городских и Октябрьских ж.д.» В связи с этим, суд приговорил вагоновожатого Савельева, сторожиху Борисову, сцепщика Орлова, начальника 41-го околотка Зеваева, помощника заведующего службой движения городск. жел. дорог Моргунова, инженера службы движения городских жел. дорог Закутина, заменявшего начальника эксплуатационной группы 6-го района Октябрьской жел. дороги Левинсона, начальника ст. Ленинград-​Варшавская Мурника - всех по ст. 16 и 1-й части 112 статьи УК к лишению свободы сроком на 10 лет каждого, без поражения в правах. Писаревича, помощника начальника 41-го околотка, по ст. 16 и 1-й части 112 ст. УК - лишить свободы на 5 лет с отбыванием в лагерях без поражения в правах. Сторожиху Задоренок, путевого мастера 4-го околотка Октябрьских жел. дорог Шорец, заведующего 2-м участком службы движения ГЖД Давыдова, его помощника Царюка по ст. 111 УК, лишить свободы на три года с отбыванием в лагерях без поражения в правах. Ильина — главного архитектора планировочного управления Откомхоза, Долгрину — районного архитектора, — лишить свободы на два года каждого без поражения в правах. Финогенову — техника 6-го участка Окт. ж. д. по ст. 111 УК - лишить свободы на 1 год с заменой принудительными работами, по месту работы с оплатой 50 проц. По иронии судьбы, это резонансное происшествие произошло в первый день объявленной "декады безопасности" на трамвае. И по сей день данная авария является крупнейшей в городе с участием трамвая.

В июне 1941 года в Москву приехала фотокорреспондент американского журнала «LIFE» — Маргарет Бурк-​Уайт. Её пребывание совпало с нарушением Германией пакта о ненападении. Она была единственным иностранным фотографом, который присутствовал в Москве во время начала Великой Отечественной войны. С приходом войны на советскую землю, режим съемок в Москве сильно ужесточился и за несанкционированную съемку, как и за несданный фотоаппарат, полагался трибунал. Но, Маргарет получила разрешение на съемку. Ей фактически был выдан карт-​бланш на съемки воюющего Советского Союза, для американского журнала. На фото: жизнь изменилась. Метро стало уже не просто метро, а бомбоубежище.
В июне 1941 года в Москву приехала фотокорреспондент американского журнала «LIFE» — Маргарет Бурк-​Уайт. Её пребывание совпало с нарушением Германией пакта о ненападении. Она была единственным иностранным фотографом, который присутствовал в Москве во время начала Великой Отечественной войны. С приходом войны на советскую землю, режим съемок в Москве сильно ужесточился и за несанкционированную съемку, как и за несданный фотоаппарат, полагался трибунал. Но, Маргарет получила разрешение на съемку. Ей фактически был выдан карт-​бланш на съемки воюющего Советского Союза, для американского журнала. На фото: жизнь изменилась. Метро стало уже не просто метро, а бомбоубежище.

Красноармейцы с трофейным немецким пулеметом MG-34 на позиции в здании Воронежского сельскохозяйственного института, СССР, 1942 год
Красноармейцы с трофейным немецким пулеметом MG-34 на позиции в здании Воронежского сельскохозяйственного института, СССР, 1942 год

Пропагандистская фотография, сделанная в поселке Струги Красные Псковской области и напечатанная в газете «Северное слово» за 1943 год, которая выходила в Нарве для оккупированных территорий Северо-​Запада СССР. Фото было с подписью: «Костя Слонов, молодой переводчик, оказывает большую помощь населению при переговорах с немецкими властями». Газета «Северное слово» прекратила существование с приходом советских войск и о дальнейшей судьбе Кости не рассказала.
Пропагандистская фотография, сделанная в поселке Струги Красные Псковской области и напечатанная в газете «Северное слово» за 1943 год, которая выходила в Нарве для оккупированных территорий Северо-​Запада СССР. Фото было с подписью: «Костя Слонов, молодой переводчик, оказывает большую помощь населению при переговорах с немецкими властями». Газета «Северное слово» прекратила существование с приходом советских войск и о дальнейшей судьбе Кости не рассказала.

Погибший немецкий солдат у реактивного миномета «Небельверфер» (Nebelwerfer) в Тунисе. 17.05.1943 год.
Погибший немецкий солдат у реактивного миномета «Небельверфер» (Nebelwerfer) в Тунисе. 17.05.1943 год.

Адмирал Миклош Хорти. Правитель Венгерского королевства (1920-1944 годы). Придерживался прогерманской ориентации. В союзе с Гитлером отхватил часть территории Чехословакии, участвовал в войне против Югославии. 27 июня 1941 года объявил войну СССР, отправил против воинские контингенты общей численностью до 250 тыс. человек.
В 1944 году после захвата Венгрии войсками СС стал практически марионеткой Гитлера. После войны перебрался в Португалию. Умер в 1957 году в возрасте 88 лет в достатке и довольстве. Судим не был. Фото 1943 года.
Адмирал Миклош Хорти. Правитель Венгерского королевства (1920-1944 годы). Придерживался прогерманской ориентации. В союзе с Гитлером отхватил часть территории Чехословакии, участвовал в войне против Югославии. 27 июня 1941 года объявил войну СССР, отправил против воинские контингенты общей численностью до 250 тыс. человек. В 1944 году после захвата Венгрии войсками СС стал практически марионеткой Гитлера. После войны перебрался в Португалию. Умер в 1957 году в возрасте 88 лет в достатке и довольстве. Судим не был. Фото 1943 года.

Британская актриса Филлис Стэнли (Phyllis Stanley) выступает перед экипажем британского линкора HMS Nelson, 7 января 1943 года
Британская актриса Филлис Стэнли (Phyllis Stanley) выступает перед экипажем британского линкора HMS Nelson, 7 января 1943 года

Сержант Джон Паркс из Милл–Крик, Индиана, командир танка Шерман 3-го взвода, роты Би, 37-го танкового батальона, 4-ой бронетанковой дивизии. Через 13 дней после того, как была сделана эта фотография, он получил смертельное ранение из стрелкового оружия, когда управлял танком, высунувшись из открытого башенного люка, в бою за Флатцбурхоф, Люксембург. Его тело упало рядом с наводчиком, который принял командование танком на себя. Танк начал отходить от леса, из которого стреляли немецкие войска, но получил попадание из панцершрека (немецкого ручного противотанкового гранатомёта) в результате чего погиб заряжающий. Оставшиеся в живых наводчик и механик-​водитель успели покинуть загоревшийся танк до того, как в него попал еще один выстрел.
После битвы командир роты Джимми Лич осмотрел сгоревший танк Джона. Согласно официального отчета: "капитан Джеймс Лич, командир роты "В", осмотрел танк изнутри, используя фонарик, но не смог обнаружить тел, так как танк полностью выгорел. Внутри корпуса не осталось ничего, кроме пепла". В соответствии с правилами, так как он не смог найти тела, Лич подал рапорт о том, что Джон Паркс и механик-​водитель пропали без вести — Missing in action, M.I.A, хотя он точно знал, что оба члена экипажа погибли. Джону Парксу было 25 лет. 1944 год.
Сержант Джон Паркс из Милл–Крик, Индиана, командир танка Шерман 3-го взвода, роты Би, 37-го танкового батальона, 4-ой бронетанковой дивизии. Через 13 дней после того, как была сделана эта фотография, он получил смертельное ранение из стрелкового оружия, когда управлял танком, высунувшись из открытого башенного люка, в бою за Флатцбурхоф, Люксембург. Его тело упало рядом с наводчиком, который принял командование танком на себя. Танк начал отходить от леса, из которого стреляли немецкие войска, но получил попадание из панцершрека (немецкого ручного противотанкового гранатомёта) в результате чего погиб заряжающий. Оставшиеся в живых наводчик и механик-​водитель успели покинуть загоревшийся танк до того, как в него попал еще один выстрел. После битвы командир роты Джимми Лич осмотрел сгоревший танк Джона. Согласно официального отчета: "капитан Джеймс Лич, командир роты "В", осмотрел танк изнутри, используя фонарик, но не смог обнаружить тел, так как танк полностью выгорел. Внутри корпуса не осталось ничего, кроме пепла". В соответствии с правилами, так как он не смог найти тела, Лич подал рапорт о том, что Джон Паркс и механик-​водитель пропали без вести — Missing in action, M.I.A, хотя он точно знал, что оба члена экипажа погибли. Джону Парксу было 25 лет. 1944 год.

Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин. 1945 г.
Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин. 1945 г.

Пингвины на еженедельной прогулке завлекают народ в зоопарк. Эдинбург, Шотландия, 1950 год. Фотограф Вернер Бишоф.
Пингвины на еженедельной прогулке завлекают народ в зоопарк. Эдинбург, Шотландия, 1950 год. Фотограф Вернер Бишоф.

Реклама телевизора Panoramic 111, Франция, 1958 год. Совершенно запредельный по футуристичности дизайн. Аппарат имел на борту кроме ТВ еще и независимый радио-​тюнер, который мог быть использован без включения экрана.
Реклама телевизора Panoramic 111, Франция, 1958 год. Совершенно запредельный по футуристичности дизайн. Аппарат имел на борту кроме ТВ еще и независимый радио-​тюнер, который мог быть использован без включения экрана.

Мэрилин Монро и ее борзая подруга, 1958 год.
Мэрилин Монро и ее борзая подруга, 1958 год.

Вот так выглядели москвичи и гости столицы. Самое удивительное в этих снимках - это яркость и жизнерадостность картинки. Кажется, что Харрисон Форман с большой симпатией относился к Советскому Союзу, и ему нравилось всё, что он видел. И, как настоящий фотограф, стремился запечатлеть как можно больше из увиденного. Торговля помидорами и цветами на улицах 1959 год.
Вот так выглядели москвичи и гости столицы. Самое удивительное в этих снимках - это яркость и жизнерадостность картинки. Кажется, что Харрисон Форман с большой симпатией относился к Советскому Союзу, и ему нравилось всё, что он видел. И, как настоящий фотограф, стремился запечатлеть как можно больше из увиденного. Торговля помидорами и цветами на улицах 1959 год.

Девушки шутят. Неведомое животное. 1960-е годы.
Девушки шутят. Неведомое животное. 1960-е годы.

Акции протеста возле военно-​морской базы США в Сасебо, Япония, против прибытия американской атомной подводной лодки. 12 ноября 1964 года.
Акции протеста возле военно-​морской базы США в Сасебо, Япония, против прибытия американской атомной подводной лодки. 12 ноября 1964 года.

Советский детский сад. Ясельные группы были от 3-х месяцев. СССР. 1965 год.
Советский детский сад. Ясельные группы были от 3-х месяцев. СССР. 1965 год.

Эдит Хэд, художник по костюмам, которая за свою долгую карьеру в Голливуде получила 8 премий «Оскар» (больше, чем любая другая женщина в истории), а всего номинировалась 35 раз!
Эдит работала с такими актрисами как: Грейс Келли, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Кэтрин Хепберн, Джоан Фонтейн, Мэй Уэст, Барбара Стэнвик, Джинджер Роджерс, Ингрид Бергман, Дороти Ламур, Бетти Хаттон, Лоретта Янг, Бетт Дэвис, Оливия Де Хэвилленд, Хеди Ламарр, Глория Свенсон, Розмари Клуни, Дорис Дэй, Натали Вуд, Ким Новак. 1966 год.
Эдит Хэд, художник по костюмам, которая за свою долгую карьеру в Голливуде получила 8 премий «Оскар» (больше, чем любая другая женщина в истории), а всего номинировалась 35 раз! Эдит работала с такими актрисами как: Грейс Келли, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Кэтрин Хепберн, Джоан Фонтейн, Мэй Уэст, Барбара Стэнвик, Джинджер Роджерс, Ингрид Бергман, Дороти Ламур, Бетти Хаттон, Лоретта Янг, Бетт Дэвис, Оливия Де Хэвилленд, Хеди Ламарр, Глория Свенсон, Розмари Клуни, Дорис Дэй, Натали Вуд, Ким Новак. 1966 год.

Представьте себе путешествие: Англия — Бельгия — Германия — Австрия — Югославия — Болгария — Турция — Иран — Афганистан — Пакистан — Индия.
Даже при современном развитии туризма это весьма непростое путешествие. А особенно впечатляет, то, что этот маршрут предлагалось проехать на автобусе! Компания «Albert Tours» предлагала автобусный тур Лондон — Калькутта за 145 фунтов стерлингов, включая питание. Этот автобусный маршрут из Лондона в Калькутту считается самым длинным в мире. Доплатив ещё 145 этих самых стерлингов, можно было сплавать на судне в сторону Австралии, затем вернуться на Туманный Альбион. Рейс составлял 16100 км (32669 км в обе стороны) и был известен как маршрут хиппи. Он существовал с 1957 по 1976 годы.
Комфортабельные автобусы были оборудованы местами для чтения, отдельными спальными местами, обогревателями и вентиляторами. Была кухня со всем оборудованием и удобствами и шоппинг по пути следования. На втором этаже более поздней версии автобуса была передняя смотровая площадка. Пассажиры были независимы от отелей и кемпингов.
В автобусе было радио и музыкальная система для вечеринок. По пути он посещал основные туристические места, в том числе Бенарас и Тадж-​Махал на берегу Ганга. Шопинг-​брейки были организованы в Зальцбурге, Вене, Стамбуле, Кабуле и Тегеране. В Индии он проезжал Нью-​Дели, Агру, Аллахабад и Бенарас, в конечной точке достигал Калькутты. На все путешествие требовалось 50 дней. Разумеется, подобные туры не продавались на обычных автовокзалах, да и цена за тур была немалой, но сама идея впечатляет. Для истинных любителей road-​trip-ов. 1970-е годы.
Представьте себе путешествие: Англия — Бельгия — Германия — Австрия — Югославия — Болгария — Турция — Иран — Афганистан — Пакистан — Индия. Даже при современном развитии туризма это весьма непростое путешествие. А особенно впечатляет, то, что этот маршрут предлагалось проехать на автобусе! Компания «Albert Tours» предлагала автобусный тур Лондон — Калькутта за 145 фунтов стерлингов, включая питание. Этот автобусный маршрут из Лондона в Калькутту считается самым длинным в мире. Доплатив ещё 145 этих самых стерлингов, можно было сплавать на судне в сторону Австралии, затем вернуться на Туманный Альбион. Рейс составлял 16100 км (32669 км в обе стороны) и был известен как маршрут хиппи. Он существовал с 1957 по 1976 годы. Комфортабельные автобусы были оборудованы местами для чтения, отдельными спальными местами, обогревателями и вентиляторами. Была кухня со всем оборудованием и удобствами и шоппинг по пути следования. На втором этаже более поздней версии автобуса была передняя смотровая площадка. Пассажиры были независимы от отелей и кемпингов. В автобусе было радио и музыкальная система для вечеринок. По пути он посещал основные туристические места, в том числе Бенарас и Тадж-​Махал на берегу Ганга. Шопинг-​брейки были организованы в Зальцбурге, Вене, Стамбуле, Кабуле и Тегеране. В Индии он проезжал Нью-​Дели, Агру, Аллахабад и Бенарас, в конечной точке достигал Калькутты. На все путешествие требовалось 50 дней. Разумеется, подобные туры не продавались на обычных автовокзалах, да и цена за тур была немалой, но сама идея впечатляет. Для истинных любителей road-​trip-ов. 1970-е годы.

Великий артист нашего кинематографа Фрунзик Мкртчян в 1970-е годы на личном автомобиле Волга ГАЗ-21 и в прекрасном настроении.
Великий артист нашего кинематографа Фрунзик Мкртчян в 1970-е годы на личном автомобиле Волга ГАЗ-21 и в прекрасном настроении.

Хирурги-​стажеры наблюдают за операцией по шунтированию коронарной артерии, проводимую кардиохирургом Дентоном Кули, 1973 год, США.
Хирурги-​стажеры наблюдают за операцией по шунтированию коронарной артерии, проводимую кардиохирургом Дентоном Кули, 1973 год, США.

Сьюзан Мейзелас побывала в Никарагуа в конце 1979 году будучи еще совсем юным фотографом с глазом антрополога, стремящегося разобраться в борьбе между диктатурой Сомосы и социалистическими сандинистами, борющимися за ее свержение.
Шесть недель она бродила по стране, запечатлевая ужасную нищету, потрясающую природную красоту и мучительное неравенство. Мейселас сочувствовала делу сандинистов, и завоевала доверие революционеров, которые постепенно побеждали.
За день до бегства президента Анастасио Сомосы Дебайле Мейзелас сфотографировала Пабло де Хесуса «Барета» Арауса, бросающего коктейль Молотова в одну из последних крепостей национальной гвардии. После того как сандинисты пришли к власти, этот образ стал символом революции — диктатора свергла разношерстная армия бойцов в джинсах, вооруженные самопальным оружием. Распространяемая сандинистами фотография «Человек с коктейлем Молотова» вскоре стала повсеместным явлением в Никарагуа, появившись на спичечных коробках, футболках и рекламных щитах.
Сьюзан Мейзелас побывала в Никарагуа в конце 1979 году будучи еще совсем юным фотографом с глазом антрополога, стремящегося разобраться в борьбе между диктатурой Сомосы и социалистическими сандинистами, борющимися за ее свержение. Шесть недель она бродила по стране, запечатлевая ужасную нищету, потрясающую природную красоту и мучительное неравенство. Мейселас сочувствовала делу сандинистов, и завоевала доверие революционеров, которые постепенно побеждали. За день до бегства президента Анастасио Сомосы Дебайле Мейзелас сфотографировала Пабло де Хесуса «Барета» Арауса, бросающего коктейль Молотова в одну из последних крепостей национальной гвардии. После того как сандинисты пришли к власти, этот образ стал символом революции — диктатора свергла разношерстная армия бойцов в джинсах, вооруженные самопальным оружием. Распространяемая сандинистами фотография «Человек с коктейлем Молотова» вскоре стала повсеместным явлением в Никарагуа, появившись на спичечных коробках, футболках и рекламных щитах.

Париж! Город свободной любви и романтики! А расположенная в нем улица Сен-​Дени – одна из старейших улиц Парижа с богатой историей. Её заложили римляне в I веке, а в Средние века она расширилась на север. Здесь проходил маршрут, по которому короли Франции ступали в столицу, выходя из базилики Сен-​Дени. Эта улица (и прилегающая территория) была и местом многочисленных баррикад, а также протестных выступлений в начале XIX века. А ещё на протяжении многих лет Рю Сен-​Дени известна как место процветания проституции. У стен домов и витрин магазинов, в подъездах и подворотнях многочисленные «жрицы любви» предлагают себя и свои прелести любому желающему, готовому оплатить их услуги. «А можно всех посмотреть?» — такой вопрос на всех языках мира звучит тут постоянно.
Фотограф Массимо Сормонта (Massimo Sormonta) сделал эту серию снимков на знаменитой парижской улице с 1984 по 1992 год. В его кадрах район полон жизни. В них запечатлены рекламирующие себя дневные и ночные труженицы секс-​индустрии, мимо постоянно проходят местные жители, блуждают вуайеристы и работники расположенных на улице ателье pret a porter. Женщины на своих постах по углам и в переулках поджидают клиентов.
Но фотограф говорит, что Сен-​Дени не сопоставима с пресловутыми районами красных фонарей Северной Европы. Эта улица пытается сохранить собственную своеобразную весёлость и французскую дерзость: «Я сделал эти фотографии в середине восьмидесятых и в начале девяностых за несколько посещений. Я снимал их, потому что меня это интересовало и потому, что я хотел создать социально-​культурную летопись об этом времени и среде».
В наши дни открытая практика такой уличной проституции значительно сократилась, главным образом, из-за спекуляций с недвижимостью и высокой аренды за комнаты для свиданий, а также из-за морализирующих кампаний против парижских проституток. В ответ работники секс-​индустрии организовали ежегодный Pute Pride, фестиваль, подобный гей-​параду, но с лозунгами за права секс-​работниц», – рассказывает фотограф.
Париж! Город свободной любви и романтики! А расположенная в нем улица Сен-​Дени – одна из старейших улиц Парижа с богатой историей. Её заложили римляне в I веке, а в Средние века она расширилась на север. Здесь проходил маршрут, по которому короли Франции ступали в столицу, выходя из базилики Сен-​Дени. Эта улица (и прилегающая территория) была и местом многочисленных баррикад, а также протестных выступлений в начале XIX века. А ещё на протяжении многих лет Рю Сен-​Дени известна как место процветания проституции. У стен домов и витрин магазинов, в подъездах и подворотнях многочисленные «жрицы любви» предлагают себя и свои прелести любому желающему, готовому оплатить их услуги. «А можно всех посмотреть?» — такой вопрос на всех языках мира звучит тут постоянно. Фотограф Массимо Сормонта (Massimo Sormonta) сделал эту серию снимков на знаменитой парижской улице с 1984 по 1992 год. В его кадрах район полон жизни. В них запечатлены рекламирующие себя дневные и ночные труженицы секс-​индустрии, мимо постоянно проходят местные жители, блуждают вуайеристы и работники расположенных на улице ателье pret a porter. Женщины на своих постах по углам и в переулках поджидают клиентов. Но фотограф говорит, что Сен-​Дени не сопоставима с пресловутыми районами красных фонарей Северной Европы. Эта улица пытается сохранить собственную своеобразную весёлость и французскую дерзость: «Я сделал эти фотографии в середине восьмидесятых и в начале девяностых за несколько посещений. Я снимал их, потому что меня это интересовало и потому, что я хотел создать социально-​культурную летопись об этом времени и среде». В наши дни открытая практика такой уличной проституции значительно сократилась, главным образом, из-за спекуляций с недвижимостью и высокой аренды за комнаты для свиданий, а также из-за морализирующих кампаний против парижских проституток. В ответ работники секс-​индустрии организовали ежегодный Pute Pride, фестиваль, подобный гей-​параду, но с лозунгами за права секс-​работниц», – рассказывает фотограф.

В 1996 году ООН удалось погасить ещё один внутренний военный конфликт — вспыхнувшую в 1 января 1994 г. партизанскую войну, начатую в Мексике в самом южном штате Чьяпас, Сапатистской армией национального освобождения (САНО). Название этого леворадикального движения восходит к имени генерала Эмилиано Сапаты — героя Мексиканской революции 1910—1920 годов.
В конечном итоге, САНО и федеральным правительством были подписаны первые «соглашения Сан-​Андреаса», предполагающие изменение конституции Мексики и признание в ней прав и культуры индейских народов, а также права на автономию и самоуправление индейских общин и населяемых ими территорий. Сапатистские партизаны в провинции Чьяпас, 10 октября 1996 года.
В 1996 году ООН удалось погасить ещё один внутренний военный конфликт — вспыхнувшую в 1 января 1994 г. партизанскую войну, начатую в Мексике в самом южном штате Чьяпас, Сапатистской армией национального освобождения (САНО). Название этого леворадикального движения восходит к имени генерала Эмилиано Сапаты — героя Мексиканской революции 1910—1920 годов. В конечном итоге, САНО и федеральным правительством были подписаны первые «соглашения Сан-​Андреаса», предполагающие изменение конституции Мексики и признание в ней прав и культуры индейских народов, а также права на автономию и самоуправление индейских общин и населяемых ими территорий. Сапатистские партизаны в провинции Чьяпас, 10 октября 1996 года.

Измайловский кремль в Москве создан как развлекательный комплекс для привлечения туристов, в стиле «а-ля рюс» с десятком необычных музеев и сувенирными мастерскими. Например, музеем русской народной игрушки, музеем основания русского флота, музеем истории русской водки, музеем хлеба и многими другими музеями. Музей водки - это выставочное пространство современного формата, где посетитель в интерактивной форме знакомится с историей самого известного русского напитка. А напротив входа, размещен вот такой стенд. 2010-е годы.
Измайловский кремль в Москве создан как развлекательный комплекс для привлечения туристов, в стиле «а-ля рюс» с десятком необычных музеев и сувенирными мастерскими. Например, музеем русской народной игрушки, музеем основания русского флота, музеем истории русской водки, музеем хлеба и многими другими музеями. Музей водки - это выставочное пространство современного формата, где посетитель в интерактивной форме знакомится с историей самого известного русского напитка. А напротив входа, размещен вот такой стенд. 2010-е годы.

Автор - Reyders

Источник

Друзья, не забудьте поддержать автора лайком, а также подписаться на канал - AFTERSHOCK.