Чуфут-Кале и караимский герб.
Ворота Биюк-Капу
Мраморная плита над воротами с тамгооьразными знаками
В Чуфут-Кале на воротах Биюк-Капу или на Восточных воротах, выводящих из горда на плато, с напольной стороны, над воротами, прикреплён обломок мраморной плиты с двумя тамгообразными знаками в виде рогатки и сердцевидного завитка. Согласно преданию, это древний герб караимов, первоначально находился на средних воротах Орта Капу, перенесённый позднее на Восточные ворота караимского пригорода. Изображены на гербе двурогое караимское копьё сенек и особый щит калкан, якобы когда-то караимы были отчаянными воинами и владели таким страшным оружием. Всё это конечно наивные фантазии, двурогие вилы были, а двурогих боевых копий не существовало. Изображены на плите две тамги. В переводе с тюркского слово «тамга» имеет несколько значений: «тавро», «клеймо», который ставился на личное и родовое имущество, в том числе и скот. Тамгообразные знаки с глубокой древности использовались среди кочевых племён. Были они конечно у кипчаков и у татар. Существовало огромное количество этих простых графических знаков. Особенно часто употреблялась двурогая вилка, были и различные варианты кольцеобразных знаков и в виде сердечка. Так что караимские изображения сенека и калкана не являются оригинальным изобретением. Пользовались ли караимы на Чуфут-Кале знаками тамги? Об этом неизвестно, нет изображений тамги на караимских вещах, строениях, могильных плитах, а вот буквы арамейского алфавита караимы использовали. Возможно что татары не позволяли караимам пользоваться своими знаками
Памятник Тамге в Улан-Уде
Другой вопрос, кто и когда установил над Восточными воротами мраморную плиту. В караимской кенассе есть мраморные фрагменты от какого-то древнего строения, возможно от византийской базилики некогда существовавшей на территории Чуфут-Кале. Обломок мраморной плиты можно было найти в кенасе. Среди караимов были искусные каменотёсы, а простые знаки видно что были вырублены совсем неумелым работягой. Этот факт указывает на то, что вырубили знаки довольно поздно, когда к концу 19 века караимы покинули Чуфут-Кале, не осталось там мастеров каменотёсов. Кто тогда установил эту плиту? Можно предполагать что это был Авраам Фиркович (1787-1874). Очень колоритной личностью он был, богослов и учёный, собиратель караимских рукописей и реликвий, патриарх и хранитель опустевшего Чуфут-Кале. Он создавал историю караимского племени с таким энтузиазмом, что не чурался фальсификаций и подлогов.
Авраам Фиркович
Откуда мог Фиркович позаимствовать для плиты знаки. Нужно отметить что Фиркович не был урождённым жителем Чуфут-Кале, родом он был из Луцка, западной Украины. Там обитала небольшая караимская община. С 13 века караимы селились в Ордынских городах, проникли и в Крым. К 15 веку в следствии кризиса постигшего Золотую Орду, караимы мигрировали в Польшу и Литву. Вот там живя в славянском окружении караимы сохранили кипчакский язык на котором они разговаривали в Орде. Караимы жившие в татарском окружении приспособились разговаривать на языке крымских татар. ( Кипчакский, крымскотатарский это родственные диалекты тюркской языковой семьи). Вот в польско-литовских местечках караимы без всяких проблем могли использовать и кипчакские тамги. Вполне возможно Фиркович помнил, что у его родсвенников были знаки в виде рогульки и сердечка. Посчитав эти знаки общекараимскими он и велел высечь их на мраморной плите и установить их над воротами караимского пригорода на Чуфут-Кале. Таким образом появилась легенда о караимском гербе. Создал караимский герб на основе этой легенды уже другой деятель Шапшал Серая 1873-1961) - человек которому караимы в наибольшей степени обязаны своей «деиудизацией».
Шапшал Серая
В 1915 году Шапшал был избран главой (гахамом) караимской общины Крыма и Одессы. В 1916 году он ввёл в пользование однотипную печать караимских кенас в виде пентаграммы, в центре которой находился сенек на фоне калкана.
В 1920 году Шапшал эмигрировал в Турцию, позднее перебрался в Польшу.
В 1929 году был создан герб гахама, который вскоре стал и символом польско-литовской караимской общины. Герб имеет форму геральдического щита и включает следующие элементы: двурогое копьё (сенек), щит (калкан), крепостную башню, головной убор гахама и молитвенное покрывало. Этим гербом стали заменять иконографию с шестиконечной звездой и скрижалями завета.
Шапашал переписал и караимскую историю. Караимскими пророками оказались Иисус и Мухаммед. Караимы якобы поклонялись священным дубам на кладбище Чуфут-Кале, что превращало караимскую религию в синкретическую, включавшую элементы иудаизма, христианства и ислама. Частью реформ Шапшала была замена иврита караимским языком в богослужении и на надгробиях, замена латиницей традиционных еврейских букв. Название молитвенного дома «синагога» караимы заменили звучащим не по еврейски словом «кенаса». И самое главное караимы объявили себя потомками хазарских и тюркских племён. Все эти нововведения накануне Второй мировой войны караимам пошли на пользу. Фашисты не стали считать караимов евреями, они не преследовались и не уничтожались как евреи в оккупированных Германией странах.
Советую тем, кто дочитал до конца эту статью, и имеет недостаточные представления о караимах и Чуфут-Кале посмотреть в Википедии более подробные сведения.