Найти в Дзене

СОСТРАДАНИЕ и ЖАЛОСТЬ - как не перепутать

Состраданию и милосердию учат все священные писания и духовные учителя. Но все ли мы действительно понимаем, что такое истинное сострадание? и каким оно бывает? либо приписываем ему игры своего ума, называя состраданием совсем другие качества? Истинным состраданием является - духовное, когда сострадающий способен увидеть Душу и сделать что-то для ее развития. Этим как раз отличались великие святые, пророки, духовные учителя, ачарьи. Их великие миссии были направлены на спасение душ человеческих, а не их тел. Они распространяли духовные знания, правильные ценности, заповеди, показывали на своей жизни, как правильно и нет. в писаниях приводится такой пример: когда человек тонет, мы не спасаем его одежду, а вытаскиваем его самого. Спасать одежду - это материальное мышление и сострадание, то есть когда мы видим только внешние факторы и привязаны к ним. Примером может быть: баловать ребенка, потакать во всем, не наказывать, потому что жалко, а потом из него вырастает "трудный п
Оглавление

Состраданию и милосердию учат все священные писания и духовные учителя.

Но все ли мы действительно понимаем, что такое истинное сострадание? и каким оно бывает?

либо приписываем ему игры своего ума, называя состраданием совсем другие качества?

В этой статье описано:

  • Что такое сострадание
  • материальное и духовное сострадание
  • чем сострадание и милосердие отличаются от жалости и жертвы, и почему их нельзя путать
  • Зачем вообще нужно в этом разбираться?
  • почему сострадание возвышает сознание, а жалость - разрушает
  • эмоциональная реакция и рациональное мышление
  • как связана жалость с гневом, обидой, ненавистью и другими деструктивными чувствами
  • почему склонность к жалости часто приводит к мошенничеству
  • хочешь помочь - займись чем-то полезным
  • милосердие начинается с того, что у тебя в тарелке

💠 Сострадание бывает духовное и материальное:

  • духовное - сострадание Душе
  • материальное - телу, имуществу, чему-то временному

Истинным состраданием является - духовное, когда сострадающий способен увидеть Душу и сделать что-то для ее развития.

Этим как раз отличались великие святые, пророки, духовные учителя, ачарьи. Их великие миссии были направлены на спасение душ человеческих, а не их тел. Они распространяли духовные знания, правильные ценности, заповеди, показывали на своей жизни, как правильно и нет.

в писаниях приводится такой пример:

когда человек тонет, мы не спасаем его одежду, а вытаскиваем его самого.

Спасать одежду - это материальное мышление и сострадание, то есть когда мы видим только внешние факторы и привязаны к ним. Примером может быть: баловать ребенка, потакать во всем, не наказывать, потому что жалко, а потом из него вырастает "трудный подросток", условно. То есть все знают, что наказание (разумное) нужно человеку для его же блага и развития его внутренних качеств.

У нас же, обычных людей, сострадание, скорее - материальное. Мы чаще спасаем, одежду, чем человека.

💠 Зачем вообще нужно в этом разбираться?

Дело в том, что существует нечто другое, ЧТО люди принимают за сострадание, и это другое как раз НЕ нужно в себе развивать, в отличие от истинного сострадания.

Это тема настолько важная, что даже Бхагавад-гита начинается с нее, и первые 2 главы посвящены этому.

давайте и мы разберемся

СОСТРАДАНИЕ и ЖАЛОСТЬ

Сострадание - это качество очень возвышенного человека, оно относится к гуне благости.

А вот жалость - это то же чувство, но в гуне невежества. Да, внешне она выглядит, как сострадание, доброта и милосердие, поэтому, их часто путают.

Сострадание возвышает сознание, а жалость - разрушает.
-2
-3

Сострадание, любовь ко всему живому, несет высокую вибрацию - 150 Гц

Жалость к себе и другим, жертва – очень низкая вибрация – всего 3 Гц

Путать их не стоит, это противоположные вещи.

💠 Как их определить? в чем отличия?

Есть 2 восприятия мира - ЭМОЦИИ (ум) и РАЗУМ.

  • Сострадание основывается на разуме - знаниях.

Сострадание должно быть не сентиментальным, а здравым.

И при этом сострадание не даром на одной волне с любовью к миру - это в принципе, одно и то же - потому что сострадание берется из любви к живому существу.

  • В жалости же много эмоций, которые затмевают разум.

И эмоции это не созидательные, а разрушающие соседки жалости - обида, гнев, тревога, страх, ненависть, месть и тд. Они часто вместе ходят и являются основой.

Часто жалость проявляется в бесконечных переживаниях за всех и вся, любая плохая новость - повод расстроиться.

Гнев - привычная реакция на негативные события: человек злится, ищет виноватых, постоянно крутит это в уме, задается вопросами "как же так? куда смотрят те и эти? и тд". Ему кажется, что его гнев праведный, и так он делает добро, ищет справедливость, ощущает себя хорошим человеком. Но все, что он делает - топит себя в разрушающем болоте гнева и ненависти.

И вот в этой истории "поисков добра и справедливости" по итогу не получаем ни того, ни другого, а один сплошной негатив, ругань, обвинения, желания наказать, отомстить и покарать.

Пользы от этого нет никому, это очень токсичное чувство, разрушающее все вокруг.

Агрессия лишь порождает еще бОльшую агрессию.

Схема такая:

я переживаю, испытываю боль - начинаю злиться - искать виноватых, чтобы разместить свою злость (обида, гнев, ненависть, месть)

Это схема, по которой работает синдром жертвы внутри треугольника: спасатель – жертва - тиран

Внешне выглядит, как сострадание, но на деле - лишь страдания ума, который сам себя накручивает и доводит до безумия и агрессии.

Если человек, сострадая другому, выражает агрессию, гнев на третьего, это точно не сострадание, а жалость (жертва)

Например, такое казалось бы хорошее чувство, как патриотизм, на самом деле - лишь разжигает войну и ненависть.

Потому что, чем больше я люблю свою страну - тем больше растет нетерпимость к другим странам - это такой закон в мире ЭГО, в котором мы живем: "Я и моё" я люблю и защищаю, на "не моё" - мне пофиг.

Людей надо учить любить не свою страну, семью, папу, маму, и своих детей, а любить без слова МОЁ, просто так!

Рекомендую почитать статью про то, КАК устроено ЭГО.

Если человек призывает к состраданию, но на самом деле сеет насилие, агрессию, негатив, то им руководят явно не благие намерения.

-4

Сострадание - не пытка, это любовь.

А то, что тут изображено, как раз хорошо иллюстрирует жертву и жалость.

Эта картинка хорошо иллюстрирует мой посыл - нельзя это проявление путать с состраданием и на этом основании культивировать в себе, как некую добродетель.

-5

Эти вещи находят параллель в таких понятиях, как раскаяние, перетекающее в самобичевание под влиянием жалости к себе. Как это выглядит, и как избежать - в этом коротком видео-ответе ниже.

Поэтому, нужно переключиться с ума-страдальца на разум, и подключить знания, в том числе духовные, то есть к эмоциональной части (уму) добавить рациональную (разум).

-6

  • СОСТРАДАНИЕ - рационально и уместно, в нем нет гнева, оно не пытается никого наказать, а также оно несет созидательную силу, то есть ищет способы помочь.

Сострадание на основе знания позволяют уместно применять свои силы и не разрушаться самому изнутри в желании помочь другому (спасти).

Знания дают круг твоей ответственности, и ту зону, на которую ты повлиять не можешь.

💠 Давление на жалость - пища для мошенников

это как раз пример, когда человек действует из эмоций под действием ума, а не знаний и разума.

-7

Этими схемами пользуются не только мошенники, но и целые политические рычаги, чтобы раскачать людей в нужном направлении.

Особенно это видно стало в последнее время в период военных действий и санкций.

Сострадание - это разумная помощь.

Если же я просто, сидя на диване, возмущаюсь, ругаюсь и пишу злобные комментарии в соцсетях - это не помощь и не сострадание, а жертва-агрессор.

Сострадание обычно проявляется тихо, внутри, без лишних эмоций внешне, поэтому те, кто привык к ярким эмоциям, могут принять его за равнодушие.

Сострадание -

Сострадание берется из понимания, что весь мир – единый организм, и поэтому душа человека не может переносить страдания хоть одной живой души, и сам же не может причинить его кому-либо

✅ Сострадание проявляется одинаково для всех живых существ

оно не делит на хороших и плохих, своих-чужих, людей-животных, оно смотрит на уровне душ.

"Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого]" Бхагавад-гита 5.18

Но часто, так называемое, сострадание людей носит узконаправленный характер, которое является сочувствием или жалостью в связи с привязанностями человека (тема работы эго)

Сострадая в одной области, он не видит свою несправедливость в другой.

Если вашу подругу обидел муж, вы ее жалеете, а его ругаете.

Это действие закона двойственности и ложного эго (мое – не мое): к своему мы всегда относимся бережнее, чем к чужому, "свое" защищаю, "не свое" обвиню - это автоматический процесс. Вопрос в том - ЧТО я считаю своим - людей, машину, интересы, идеологию, страну и тд.

Отсюда я жалею одних, и злюсь на других, кто их обидел. Даже если это не мои люди, которых я знаю лично, а например, моя страна, значит, все кто в ней - мои, но коснись дело более мелких масштабов, например, ребенок, дом, идея, то все, кто не входят в круг "моего" - чужаки, и я буду их бить.

Поэтому большинство людей, по моим наблюдениям - лишь на словах могут говорить, что все едины, про справедливость, мир и добро, но на деле показывать другое.

Есть такая прекрасная фраза, которая показывает истинное отношение к миру:

Настоящее милосердие начинается с того, что у тебя в тарелке

Поэтому странно говорить об истинном сострадании и милосердии тем, кто убивает ради пищи.

Причем этот человек может быть ярым любителем собак, или защитником тигров, слонов, но спокойно употреблять мясо других животных.

Человек призывает к состраданию, увидев замерзшую кошечку или голодную собачку, но при этом допускает убийство коров, чтобы накормить себя или их.

Животное выиграет по сравнению с человеком только в случае, если к питомцу есть личная привязанность. Так держатели собак готовы облаять другого человека, если тот перейдет интересы его пса.

💠 Духовное сострадание

Если же мы говорим об истинном духовном сострадании, то оно направлено на развитие души, а не тела, его интересов и привязанностей.

Темам материального и духовного сострадания посвящено 1 и 2 главы Бхагавад-гиты.

Вкратце там такая история: Арджуна не хочет сражаться против своих родственников, и приводит 4 довода, почему это плохо. Читаешь и думаешь - ну да, он прав же. Пока Кришна не начинает отвечать, поле чего понимаешь, насколько аргументы Арджуны ошибочны и просто сентиментальны.

"Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью.

Я больше не знаю, в чем состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Я не знаю, как совладать с этой иссушающей меня скорбью. «Говинда, я не буду сражаться» — и умолк".

На что Кришна стал его ругать:

"Увидев, что Арджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Кришна, произнес такие слова: О Арджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию. Не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов."

Здесь Кришна называет наше такое поведение и материальное сознание - малодушием.

Скрытый смысл тут в том, что вот это материальное сострадание оно приводит к такому состоянию отчаяния, в каком был Арджуна - величайший воин бросил свое оружие, впал в скорбь, заплакал и отказался выполнять свой долг, дхарму и волю Бога.

И далее Кришна один за другим опровергает его аргументы, давая знания о вечности души и истинном смысле ее жизни. И далее идет сама Бхагавад-гита. Не просто так в начале был этот эпизод, нужно разобраться в этих понятиях - что хорошо, а что плохо, что истинно, а что ложно.

И вот тут как раз смысл того, что духовное сострадание основывается на знаниях, а не на эмоциях.

Эти вещи мы будем понимать согласно своему уровню сознания, о чем я писала вот тут

П.С. это конечно вырвано из контекста общего смысла данной войны и истинного понимания, так называемого, убийства, к которому призывает Кришна. Для этого надо глубже вникать в саму Бхагавад-гиту и Махабхарату.