Кто такой Дима Луганский? Ах, да, это 2-ой муж Маши Швецовой, причём муж идеальный, которого она, тем не менее, бросила к концу 16-го сезона. Именно тогда, по моему впечатлению, у героя Мирослава Малича появилась когорта фанатов. Чаты и форумы наполнились воплями и стенаниями. Категорическое требование – верните Луганского, изверги! По многочисленным просьбам экзальтированной публики, среди которой преобладали, конечно же, дамы, Луганского вернули. Что из этого получилось, теперь знают все. Дмитрий Сергеевич избавил Марию Сергеевну от поисков ответа на мучавший её вопрос, что делать с Луганским. Дима ушел сам – из жизни следователя по особо важным делам и, очевидно, из сериала «Тайны следствия», ушёл окончательно и бесповоротно. В анонсе 23-го сезона героя Мирослава Малича уже нет.
Самое время подумать и решить – «i що це таке було», дамы и господа?
Герой Мирослава Малича Дмитрий Сергеевич Луганский явился перед нами во 2-ом сезоне «Тайн следствия» в фильме «Заказчик» вначале в роли потерпевшего (у него убили жену), а потом – обвиняемого. В зале суда он встретил Машу, государственного обвинителя, благодаря которой вышел из него оправданным и, естественно, по уши влюблённым.
Понятно было, что М.С. после развода её с Андреем Переваловым нужно было как-то пристраивать. Но почему Луганский? Точнее не почему он, а почему он – «богатенький буратино»? Почему он не дворник, понимают все, а почему не учёный, например, как Чистяков у Насти Каменской или кто-нибудь из коллег Маши по работе, тот же Винокуров, например, или Лёня Кораблёв, – кандидатур было более, чем достаточно?
Самой Топильской такой сюжетный поворот вряд ли пришел бы в голову.
«Любовник мой, как водится, оперативник. Ничто так не сближает, как совместная интеллектуальная деятельность», – говорит она устами Маши Швецовой в повести «Танцы с ментами». Да и прочие интимные друзья Маши из среды, которую Топильская хорошо знала. Игорь, первый муж Марии Сергеевны, эксперт-криминалист, далее следователь Филонов и, наконец, Сашка-стоматолог, переквалифицировавшийся по ходу повествования в судмедэксперты. И вдруг в сериале – успешный бизнесмен.
ДРУГИЕ СТАТЬИ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ» В ПОДБОРКЕ «ВСЁ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ»
Спрашивается – а на кой? Ответ один – стало быть, таково было требование заказчика. Вопрос второй – а зачем? Ответ тоже прост. Первоначально ВГТРК не планировал растягивать сериал на несколько сезонов. Предполагалось снять всего лишь два-три, максимум четыре фильма по мотивам повестей Топильской. Решение продолжать было принято после оглушительного успеха первого сезона. Но проблема этого самого продолжения заключалась в том, что Мария Сергеевна образца 2001-го года в дешевом китайском плаще, таком же дешевом берете и грязных сапогах, стирающая руками бельё, ну никак не тянула на главную героиню сериала, ибо «если ты умный, то почему ты бедный»? Современное мещанство, главный потребитель изделий масс-культуры, никогда не признает такую женщину успешной. В жизни Марии Сергеевны нужно было срочно что-то менять. В дело вмешивается закадычная подруга Альбина. Марьсергевна, понятно, сопротивляется:
Маша: «Слушай, в конце концов, это неприлично»
Альбина: «Неприлично? А быть матерью двух детей без мужа, это, по-твоему, прилично? А мне голову морочить, это, по-твоему, прилично?»
Маша: «Слушай…»
Альбина: «Ну, ты слушай меня!»
Маша: «Аля, между прочим, у него погибла жена»
Альбина: «Ну он-то живой. Он-то живой, и ты живая. И ты должна этим воспользоваться. <…> Ну, потом я-то же ясно вижу, он тебе нравится. Нравится?»
Маша: «Нравится»
Альбина: «Ну, вот и вперёд»
В конце-концов всё устраивается ко всеобщему удовольствию – Маша получает богатого любящего мужа Дмитрия Луганского, по гроб благодарного ей к тому же за спасение от тюрьмы, зритель – возможность лицезреть семейную идиллию главной героини на фоне дорогих интерьеров, крутые авто и гламурные тряпки, в которые отныне облачается Мария Сергеевна. Многим понравилось. Ещё бы – идеальный муж. Некоторые поклонники Луганского при этом всё-таки полагают, что таких мужей не бывает. Бывает, бывают идеальные мужья. А честные бизнесмены, сумевшие разбогатеть в 90-е? Меня гложут сомнения, честно говоря.
Первая заповедь писателя, как начинающего, так и опытного, – не пытаться писать о том, чего ты не знаешь. И что же знала Елена Топильская, автор сценария 2-го сезона, о частном предпринимательстве в России в лихие, а для кого-то святые – дело вкуса, 90-е? А то же самое, что и все мы и больше любого из нас: о тесной связи бизнеса с преступностью, о криминальности бизнес-среды, о взятках, откатах, крышах, уходах от налогообложения, двойной и тройной бухгалтерии и т.п. И вдруг кристально чистый бизнесмен Дмитрий Сергеевич Луганский, разбогатевший в те самые криминальные девяностые. Он точно жил и работал в России? В России… Так, может быть, это какая-то другая России, не на Земле, а на какой-нибудь планете, ну, скажем, Нибиру, где ничего подобного в 90-е годы не происходило? Однако, откуда тогда то и дело появляющиеся среди бизнесменов по ходу сериала зловещие личности с бандитским нутром и криминальным прошлым? Нет, придётся признать, что действие происходит всё-таки на Земле, в хорошо знакомой нам стране, где криминальные 90-е всё-таки были.
Посему прошлое Дмитрия Сергеевича Луганского обойдено в сериале гробовым молчанием. Мы не знаем о нем ничего. Кстати, какого рода предпринимательской деятельностью он занимается? А Бог его знает. Наверное, как Борис Березовский, заявивший в своё время, что в бизнесе в данный момент необходимо заниматься тем, на что есть спрос. В 16-ом сезоне это, похоже, строительство.
Кое-что о Луганском-бизнесмене мы узнаем только, когда он попадает в СИЗО по подозрению в организации убийства своего бизнес-партнера по фамилии Ветров.
Показателен в этом смысле диалог между Дмитрием Сергеевичем и Машей.
Сезон 16. Фильм 8. «Ближний круг». Часть 1.
Встреча Маши и Дмитрия Луганского в СИЗО
01.58 – 04.56
Маша: «Давай перейдём к делу. Меня больше интересует твой разговор с Тереховым, где ты соглашаешься устранить Ветрова»
Луганский вздыхает: «Маша, ну, я всё рассказал Ольге»
Маша: «Ну, а теперь мне расскажи, пожалуйста. Будь любезен»
Л.: «Маша, ну, я общался с Орловским. Ну не в прямую, а через его помощника. Я собственно… Вот этот помощник сообщим мне о том, что Ветров что-то мутит»
Маша: «В смысле?»
Л.: «Ну в смысле, он звонит им и предлагает меня отстранить от дела. Ну, он предложил этого Терехова, чтобы присмотреть за Ветровым»
Маша: «А о том, что это подстава, ты не подумал?»
Л.: «Маша, я тысячу раз подумал, что это подстава. Просто ты пойми, бизнес – это принятие решения. Я всё взвесил, я думал об этом и принял решение – я ошибся»
Маша: «Хорошо. Что с разговором?2
Л.: «Что с разговором? Ну, был разговор. Просто вот этот Терехов сообщил о том, что Ветров хочет меня отстранить, ну, и предложил принять контрмеры. Я согласился»
Маша: «А идея, чтобы закончить заниматься этой ерундой, тебе не пришла в голову?»
Л.: «Маша, почему это ерунда? Я этим занимаюсь всю свою жизнь. Это был прекрасный проект. Если бы он удался, значит, фирма бы взлетела. Кстати, деньги бы появились. Даже дело не в деньгах. В этом вся моя жизнь»
Маша: «Это, правда, так важно, что ты согласился на то, чтобы…?
Луганский вздыхает: «Маша, моё согласие здесь не играет роли. Я мог быть на месте Ветрова»
Маша: «Я поняла»
Итак, «бизнес – это принятие решения». Нетрудно предположить, какие решения приходилось принимать Дмитрию Луганскому в 90-е. Трудно понять, почему это стало таким сюрпризом для Маши. Прожив в браке с Луганским 15 лет, она не знала, каких качеств требует ведение бизнеса в России и на что способен Дмитрий Сергеевич?
Сезон 16. Фильм 8. «Ближний круг». Часть 1
05:29 – 06:23
Разговор Маши и Ольги Цветковой (по телефону)
Маша: «Алло, да»
Ольга: «Привет, Маша»
Маша: «Привет»
Ольга: «Как дела?»
Маша: «Нормально. Гуляю, жду поезд»
Ольга: «Ты встретилась с Луганским?»
Маша: «Да, встретилась»
Ольга: «И что? Как встреча прошла?»
Маша: «Ну, всё подтвердилось»
Ольга: «И что ты думаешь делать?»
Маша: «Ну что я могу думать? Что? Оказалось, что Луганский не очень хороший человек? Я не знаю, что мне теперь делать. Я вообще не знаю, что мне делать»
Ну, мы-то знаем, что она сделала.
Мужа из переделки вытащила, но на встрече у ворот СИЗО предложила пожить отдельно. Так закончился идеальный брак Марии Сергеевны Швецовой.
Далеко не все зрители приняли такое, прямо скажем, спорное решение главной героини. Ведь Дмитрий Сергеевич – идеальный муж, любящий и преданный, столько сделавший для неё и её детей! Неужели его нельзя было простить?
Простить-то, конечно, в такой ситуации можно и даже нужно. Но смею предположить, что мотивы поступка Маши не стоит искать в противопоставлении «простить – не простить». Это слишком просто. Здесь не лишне вспомнить, на фоне какого эмоционального опустошения главной героини сериала было принято решение расстаться с Луганским. Что она чувствовала в этот момент? Пустоту, ничего кроме пустоты – никого не хочу видеть, ничего не хочу слышать. Все чувства сгорели, в том числе и любовь. Семья, карьера, – рассыпалось всё, и это всё предстояло заново собирать по частям.
Если уж говорить о прощении, то Луганского Мария Сергеевна простила. А вот себе самой собственной наивности – нет. Отсюда и её многими непонятые поступки.
ДРУГИЕ СТАТЬИ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ» В ПОДБОРКЕ «ВСЁ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ»