Найти тему
Hélène Fourment

Десять лет счастья с Еленой Прекрасной

Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!

У моего канала труднопроизносимое название, ещё и на нидерландском языке - Hélène Fourment, Елена Фурман. Это имя женщины, чьё изображение я использую в качестве аватара и иконки канала.

Эта женщина старше меня примерно на четыреста лет, а вот с портрета она на нас смотрит в возрасте юной шестнадцатилетней девушки. На ней богатый свадебный наряд, а создан этот парадный портрет её будущим мужем.

Она навсегда вошла в историю изобразительного искусства, её образ вот уже на протяжении четырёхсот лет знаком и близок всем любителям живописи. Даже мне в моей профессиональной деятельности довелось соприкоснуться с её изображением и на протяжении целого года, каждое утро, приходя на работу, я говорила ей: "Привет, тёзка! Ну, что, поработаем?"

Художник Абрахам Ван Дипенбек, 1640-е годы. Фрагмент картины "Минерва защищает Плодородие от Марса". Елена Фурман. До реставрации.
Художник Абрахам Ван Дипенбек, 1640-е годы. Фрагмент картины "Минерва защищает Плодородие от Марса". Елена Фурман. До реставрации.

Что же такого выдающегося она сделала, чем прославилась, какими неординарными способностями обладала, что История сохранила до нас её имя и образ, и, несомненно, сохранит и дальше в веках для следующих поколений?

Она была Музой великого Мастера...

Они оба жили в Антверпене, в начале семнадцатого века.

Их разделяла 37-летняя разница в возрасте, разное положение в обществе, разные интересы, и всё таки они соединились в удивительно гармоничном и плодотворном союзе.

ОНА...

Елена Фурман. 1630 год.
Елена Фурман. 1630 год.

Золотые завитки волос цвета спелой пшеницы, фарфоровая, словно светящаяся изнутри кожа, нежный румянец... Огромные ясные глаза с озорной искринкой, а в уголках губ уже затаилась улыбка.

ЕЙ скоро исполнится шестнадцать...

Ее отец, Даниэль Фурман, был богатым купцом, торговал тканями, коврами и гобеленами, был известным и уважаемым в городе человеком. Елена была самым младшим из одиннадцати, самым любимым и обласканным ребенком в семье. О красоте Елены шла молва, о ней был наслышан даже кардинал-инфант Фердинанд Австрийский, тогдашний губернатор испанских Нидерландов, заявлявший, что она «несомненно, самая красивая, которую можно здесь увидеть»!  Поэт Джон Гаспар Гевартиус, юрисконсульт Антверпена, восхвалял «Елену Антверпенскую, далеко превосходящую Елену Троянскую».

ОН...

Автопортрет в возрасте 32-х лет, фрагмент. 1610 год.
Автопортрет в возрасте 32-х лет, фрагмент. 1610 год.

ОН был счастливо женат в первом браке, обожал жену и двоих сыновей, они прожили вместе в любви и согласии 17 лет. Он был выдающимся человеком, разносторонне одаренным художником, руководил большой мастерской, говорил на нескольких языках, спроектировал и построил для своей семьи великолепный дом.

Anvers Maison Rubens, Антверпен, наше время.
Anvers Maison Rubens, Антверпен, наше время.
Внутренний дворик Maison Rubens, Антверпен.
Внутренний дворик Maison Rubens, Антверпен.

Он коллекционировал произведения искусства, успешно вёл свой бизнес. В силу профессии, имея возможность беспрепятственно путешествовать по Европе, выполнял деликатные и тайные дипломатические миссии, интересовался наукой. Он был успешен, богат и всеми любим.

Автопортрет , 1623 год, Королевское собрание.
Автопортрет , 1623 год, Королевское собрание.

Ему было всего 49 лет, когда он внезапно овдовел: любимая супруга Изабелла в возрасте 34 лет трагически скончалась во время эпидемии чумы.

«Поистине Я потерял превосходную подругу ... она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую» - написал он в письме к другу.

В горе ОН потерял всякое желание творить, оставил мастерскую на учеников, занялся политикой. На протяжении долгих четырёх лет он не находил в себе сил для творчества, думал, что уже никогда не возьмёт в руки кисти, не вернётся к живописи. Одиночество давило тяжким бременем всё больше и в возрасте 53-х лет он принял решение жениться второй раз.

Автопортрет в год свадьбы, 1630.
Автопортрет в год свадьбы, 1630.

Когда к отцу шестнадцатилетней Елены пришел его хороший друг и партнёр по бизнесу, как бы мы сегодня сказали, Питер Пауль Рубенс, тот был только рад этому. Возраст жениха Даниэля нисколько не смущал. Рубенс был дворянином, блестяще образованным, богатым и влиятельным, его слава гремела по всей Европе, монархи Англии, Франции, Италии, Испании добивались того, чтобы их парадный портрет был написан именно Рубенсом. Королём живописцев и живописцем королей называли его современники. Даниэль мог быть спокоен за будущее дочери, с ним Елена никогда и ни в чём не будет нуждаться.

Елена Фурман в свадебном наряде, 1630 год, фрагмент. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия.
Елена Фурман в свадебном наряде, 1630 год, фрагмент. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия.
Шестого декабря 1630 года состоялось бракосочетание Питера Пауля Рубенса "кавалера, секретаря тайного совета его величества и камер-юнкера Её высочества принцессы Изабеллы" с Еленой Фурман.

Юная супруга стала для него не только утешением, она стала для Рубенса ожившей мечтой, воплощением истинной женской красоты, огромным счастьем и всеобъемлющей любовью.

Винсенти Фредерик де Лессер, Рубенс с женой, 1797 год. Миниатюра. Акварель, гуашь, кость. Польский музей в Рапперсвиле
Винсенти Фредерик де Лессер, Рубенс с женой, 1797 год. Миниатюра. Акварель, гуашь, кость. Польский музей в Рапперсвиле

Рубенс отошёл от придворных дел, забросил политику. Он стал посвящать больше времени семье, молодой жене и детям - в их доме теперь звучал детский смех, за десять лет Елена родила мужу пятерых детей.

Рубенс с женой Еленой и их сыном Питером Паулем, 1639 год.
Рубенс с женой Еленой и их сыном Питером Паулем, 1639 год.

Питер Пауль Рубенс любил и, судя по всему, был любим. Его Елена Прекрасная пленяла и очаровывала, озаряла и вдохновляла! Она стала настоящим воплощением мечты гениального художника.

-12

Всё лучшее, написанное Рубенсом в последнее десятилетие, освещено этим чувством. Её черты можно найти во всех образах, написанных Рубенсом, будь то вакханка, Дева Мария или Вирсавия.

-13

Картины величайшего фламандского живописца заиграли новыми красками, в них зазвучали новые ноты.

-14

Она стала героиней почти всех его картин. Рубенс без всякой скромности и стыдливости делился очарованием юности жены на своих полотнах.

-15

Из-под его кисти выходили потрясающие по своей реалистичности изображения его Музы. И сейчас иногда кажется, что это не картина, а живое отражение в зеркале золоченой рамы.

-16

Изображение Елены с детьми передает такое глубокое умиротворение, такую полноту материнских чувств, что просто невозможно не умилиться, глядя, как эта прекрасная девушка смотрит на ребенка, сидящего на ее руках.

Рубенс писал ее в образе богини в «Суде Париса»:

-17

Она была возлюбленной и он изображал ее в «Саду любви»:

-18

А Сад любви - это их собственный садик во внутреннем дворе дома, присмотритесь к портику с четырьмя колоннами слева и сравните с фотографией современного внутреннего двора дома-музея Рубенса, фото я опубликовала в начале статьи.

Он одевал ее в немыслимо роскошные наряды. И раздевал ее, показывая миру ее неземную и в тоже время такую земную красоту.

Питеру Паулю Рубенсу во втором браке было отмерено всего 10 лет, но эти 10 лет он был безмерно счастлив.

Елена Фурман... эта девочка подарила великому Мастеру десять счастливых лет полнокровной, насыщенной творческой жизни.

А нам с вами она подарила десятки лучших, известнейших его картин, на которых царит ОНА - его любовь, его муза, его ЖИЗНЬ!

Продолжение рассказа о жизни и судьбе Елены Прекрасной вы можете прочитать в моей следующей статье:

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на мой канал  добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки