21K подписчиков

«Ежедневно меняется мода». История «Гадалки» из «Водевиля».

10K прочитали

«Ну, что сказать, ну что сказать, устроены так люди, желают знать, желают знать, желают знать, что будет»,

- простенький припев этой песни засел в памяти нескольких поколений. Стихи Леонида Дербенева с музыкой Максима Дунаевского впервые зазвучали в 1979 году в фильме «Ах, водевиль, водевиль».

Первые строки стихотворения Леонида Петровича словно предопределили судьбу этой композиции: «Ежедневно меняется мода, но покуда стоит белый свет, у цыганки со старой колодой….» найдутся новые слушатели и исполнители. Кто только и где только эту песню не поют, она звучит и на профессиональной эстраде, в телеэфире, на рок-фестивалях, её исполняют на корпоративах и самодеятельных творческих вечерах, порой даже не зная, откуда она взялась, и как называется. Сегодня в разных исполнениях композицию подписывают по-разному: «Ну что сказать», «Ежедневно меняется мода» - по первым строчкам припева и куплета. Официальное название – «Гадалка».

Предлагаю вспомнить оригинал и некоторые позднейшие воплощения.

 «Ну, что сказать, ну что сказать, устроены так люди, желают знать, желают знать, желают знать, что будет»,  - простенький припев этой песни засел в памяти нескольких поколений.

Песни «вытащили» фильм?

Собирая материал к сегодняшней публикации, я наткнулся на подборку «песен, ставших популярнее, чем фильмы, в которых они прозвучали», опубликованную на достаточно известном портале «Культурология». Там фигурировала и «Гадалка» из фильма «Ах, водевиль, водевиль», что меня удивило. Даже при взгляде сквозь десятилетия эту картину не назовешь забытой, малоизвестной или незаметной. «Водевиль» занимает явно не последнее место в фильмографии его создателя, именитого режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, чья экранизация романа Дюма «Три мушкетера» стала культовой. Как раз после неё он и принялся за «Водевиль». Получив от «Мосфильма» новый заказ, Георгий Эмильевич в качестве первоисточника выбрал произведение Петра Григорьева «День русского актера», правда в итоге от оригинала мало, что осталось. По воспоминаниям свидетелей эпохи фильм был воспринят «на ура», его называют в числе самых популярных советских картин.

Юнгвальд-Хилькевич, Георгий Эмильевич (1934-2015) - советский кинорежиссер, снял фильмы "Д'Артаньян и три мушкетера", "АХ. водевиль, водевиль" и многие другие.
Юнгвальд-Хилькевич, Георгий Эмильевич (1934-2015) - советский кинорежиссер, снял фильмы "Д'Артаньян и три мушкетера", "АХ. водевиль, водевиль" и многие другие.

Другой вопрос, что своей славой и популярностью фильм во многом обязан именно музыкальной составляющей. Песни сыграли ключевую роль в его творческом облике. И не «Гадалкой» единой запомнился «Водевиль». Так же, как и строчки о меняющейся моде и цыганке со старой колодой, в головах засело: «Ах, этот вечер, лукавый маг».

Эта песня также писалась специально для фильма Юнгвальд-Хильевича. Творческий тандем младшего представителя династии Дунаевских, Максима Исааковича с поэтом Леонидом Дербеневым создал для этого фильма ровно десяток хитов. «Песня о шуте», «Песенка про водевиль», «Прежде, чем жениться» и другие композиции тоже были популярны.

Поэт: Дербенев, Леонид Петрович; композитор: Дунаевский, Максим Исаакович - авторы "Гадалки" и других песен к фильму "Ах Водевиль, водевиль".
Поэт: Дербенев, Леонид Петрович; композитор: Дунаевский, Максим Исаакович - авторы "Гадалки" и других песен к фильму "Ах Водевиль, водевиль".
«Скромный по своим художественным достоинствам» фильм «запомнился зрителям, прежде всего, по шлягерам Максима Дунаевского, вокалу Жанны Рождественской и очаровательной игре юной Галины Беляевой»,

- эта цитата киноведа Александра Федорова растиражирована во многих источниках как пример критики творения Юнгвальд-Хилькевича. В фильме наряду с Галиной Беляевой блистали такие звезды советского кино как Олег Табаков и Михаил Пуговкин.

Чуть было не было

«Скромность художественных достоинств» была отмечена ещё на этапе выпуска картины. К режиссеру и его работе у худсовета возникло много вопросов, требовали убрать и переснять некоторые сцены. Была претензия и к обилию песен. Их количество полагалось сократить.

Георгий Эмильевич настоял на своём. В рубрике «Хитпросвет» в эфире ТВЦ показали фрагмент интервью режиссера, где он рассказал, что пошел на «небывалую наглость». Он отказался вносить какие-либо изменения в картину. А на все претензии членов худсовета ответил, что «они ничего не понимают», и его работа это вовсе не фильм в привычном понимании, а некоторое «действо, снятое на пленку». Так фильм в исходном виде добрался до экранов.

8925-ая «цыганочка»

Сюжет картины предполагал исполнение «цыганской песни», которая ничем не выделялась на фоне остальных. Режиссер отметил, что все песни получились талантливыми, тексты Леонида Дербенева он называл «один лучше другого». На успех «Гадалки» автор слов, судя по всему, особо не рассчитывал, написал стихи, просто выполняя поставленное техническое задание, даже высказывал скепсис по поводу заданной темы:

«Однажды я ему сказал: "Мне нужна цыганская песенка". А он ответил: "Хил, ты сошёл с ума, это будет 8925 цыганочка! Сколько можно?" – "Лёнь, ну такой сюжет",

- так воспроизводит Юнгвальд-Хилькевич свой диалог с поэтом.

С Леонидом Петровичем сложно не согласиться. Стилизаций под «цыганщину» разной степени популярности и художественного уровня существует огромное количество. Более того, обращаясь к этой теме в «водевильном» формате, есть большой риск «скатиться в пошлость», но гению поэта и композитора удалось этого избежать.

Хор двух певиц

«Гадалке» невероятно повезло и с исполнением, и с видеорядом. Композиция звучит в яркой сцене. На экране музыкальный номер исполняет женская шоу-группа. Томным объемным голосом одна из девушек затягивает «Ежедневно меняется мода», следующая подхватывает «Но покуда стоит белый свет». У зрителя создается полное ощущение, что поют они сами и звучат разные голоса нескольких солисток.

Очаровательным артисткам «женского варьете», которые плясали и пели в кадре, голоса «подарили» профессиональные певицы, их было всего две.

Исполнить женские песни в фильме Юнгвальд-Хилькевич доверил Жанне Рождественской и Людмиле Лариной. В «Гадалке» ведущаю вокальная партия досталась Рождественской, Ларина поёт вторым голосом. Композитор картины Максим Исаакович Дунаевский отметил, что фактически, за весь хор пела «одна Жанна».

Рождественская, Жанна Германовна - советская и российская певица, исполнительница многих песен их кинофильмов, в том числе "Гадалки" в х.ф. "Ах, Водевиль, водевиль" (на обложке она же - в молодости)
Рождественская, Жанна Германовна - советская и российская певица, исполнительница многих песен их кинофильмов, в том числе "Гадалки" в х.ф. "Ах, Водевиль, водевиль" (на обложке она же - в молодости)

Петь разными голосами, передавая через вокал характеры персонажей – ключевая особенность закадровых вокалистов, чья судьба зачастую незавидна, а широкая аудитория «на слух» узнает их лучше, чем в лицо. Жанна Германовна Рождественская – пожалуй, самый яркий пример советской певицы, которой удалось снискать широкую славу, работая преимущественно за кадром. Она прослыла большим мастером пения в кино, её голос звучит во многих легендарных картинах. Для фильма «Ах, водевиль, водевиль» Рождественская исполнила пять песен. При упоминании имени Жанны Рождественской слушателям, в первую очередь, вспоминаются песни «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал», которую Рождественская спела за героиню Ирины Муравьевой, и «Гадалка» из кинокартины «Ах, водевиль, водевиль».

««Позвони мне, позвони» и «Гадалку» поют уже более 30 лет - это отличные песни. Но когда мне однажды заявили, что я певица двух этих хитов, подумала: «Ну вот, дождалась!»

- посетовала Жанна Германовна в одном из интервью.

«Не имеют значения года»

Прошли десятилетия, сменилась эпоха, государство поменяло своё название, на календаре наступил новый век. Музыкальная композиция, за которой стояла целая плеяда великих деятелей культуры - Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Максим Дунаевский, Леонид Дербенев, Жанна Рождесенская, уже стала народным достоянием.

В нулевых, десятых годах и в наши дни композиция с завидной регулярностью возвращалась в эфир в исполнении разных артистов. У молодого поколения снискала популярность версия девичьего поп-трио «Фабрика». «Девушки фабричные» спели эту песню в программе «Первый скорый» и взяли в репертуар. Однажды я впал в состояние крайнего недоумения, увидев «Гадалку» в одном ряду с творениями Игоря Матвиенко в ролике о популярных хитах группы «Фабрика». На момент выхода фильма самой старшей участнице коллектива – Ирине Тоневой - было 2 года.

Композицию с «цыганским колоритом» подхватили артистки, сыгравшие роли цыганок в кино и на театральной сцене. Певица и актриса мюзиклов Светлана Светикова ещё до попадания в третий сезон «Фабрики звезд» успела побывать Эсмеральдой. «Гадалка» в её исполнении прозвучала на концерте «Старые песни о главном».

А в программе «Достояние республики. Максим Дунаевский» хит представила главная «сериальная» цыганка» нулевых, Кармелита из одноименной теленовеллы – актриса Юлия Зимина.

Исполнительница оригинала – Жанна Рождественская в новую эпоху явилась публике с одним из своих главных хитов в рамках программы «Легенды ретро ФМ».

«Гадалка» органично зазвучала не только в кино и на эстраде, с цыганским колоритом и танцами, но и в стиле рока, под «утяжеленный» гитарный риф. В отечественной рок-музыке в нулевые годы нишу интерпретации советских хитов прочно занял проект «Приключения Электроников». Рок-каверы на старые, любимые песни – основа репертуара и концепции коллектива. Мимо «Гадалки» «Электроники», конечно же, не прошли. Песня в тяжелой аранжировке исполнена совместно с женской группой Rusалки, фигурирует на альбомах «А, нука-девушки» 2006 года и «Надежда» 2016.

Более спорную, скорее, ироничную версию «Гадалки» в панк- рок стилистике представила группа «Бони НЭМ».

Звучала эта песня и со сцены всевозможных вокальных конкурсов и музыкальных проектов. В разных сезонах «Трех аккордов» с этой песней выступили поющие актрисы Ирина Климова и Екатерина Гусева.

Задорная, действительно «водевильная» по характеру, песня оказалась гуттаперчевой, она подходит исполнителям с разной фактурой и входит в число часто перепеваемых советских хитов, и спустя 44 года после выхода фильма песня не устарела.

Материал написан в информационных и развлекательных целях на базе информации из открытых источников.


Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни в разных исполнениях и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.