Найти тему
Omnia explicare possum

Modern Talking: спасибо Норе за наше счастливое детство

Этот текст не будет ни пересказывать Википедию, ни резюмировать многочисленные видео и докфильмы о двух белозубых немцах. Я рассмотрю в нем некоторые моменты, о которых мало кто говорит, но которые, на мой взгляд, повлияли на то, что Modern Talking остались легендарным проектом, несмотря на то, что никто из них, слава всему, не умер во цвете лет.

Как просчитать успех

Начну издалека. Так сложилось, что в шоу-бизнесе едва ли не половина успеха зависит от "картинки". Имидж, внешний вид, крутые фотосессии, правильно подобранные костюмы, а также поведение на сцене порой делают больше, чем непосредственно репертуар артиста, будь то певец, группа, актер, шоу-мен и вообще кто угодно стоящий на сцене.

Группа АВВА в свое время установила беспроигрышный стандарт для поп-музыкального коллектива: четыре человека, двое мужчин и две женщины, причем одна должна быть блондинкой, а вторая шатенкой/брюнеткой, и они непременно должны быть основными певицами (ненавижу слово "солистка", особенно применительно к поп-музыке).

Abba, 1975. Фото: Bengt H. Malmqvist/Premium Rockshot
Abba, 1975. Фото: Bengt H. Malmqvist/Premium Rockshot

Эта формула работает по сей день: если взять две равнозначные в плане репертуара и стартовых условий группы, бОльшую популярность завоюет та, состав которой будет соответствовать вышеописанной формуле.

На мужские коллективы это правило не распространяется, там свои расклады, причем куда более мутные, особенно в плане цветовой дифференциации волос. В бойзбендах и вовсе мрак: они никогда не состояли менее, чем из четырех человек, а сейчас К-поп и вовсе довел количество парней на сцене до абсурда, в результате чего бойзбенды рискуют превратится в большие мужские хоры.

K-pop бойзбенд Ateez - восемь человек на сцене
K-pop бойзбенд Ateez - восемь человек на сцене

Незаменимые люди есть

Однако, если речь идет о поп-проекте, лицом которого являются всего лишь двое мужчин, исправно работает формула "на одного брюнета один блондин". И тем больше народной любви они имеют шанс отхватить, чем большими противоположностями друг другу являются.

Ярчайшее подтверждение тому - дуэт Modern Talking, который в представлении не нуждается. Четыре десятка лет коллектив на слуху у всего мира, хотя стартовая совместная карьера Дитера Болена и Томаса Андерса ака золотой период группы длилась всего ничего - каких-то три года, после чего началась череда распадов, полураспадов, воссоединений и прочего.

Modern Talking,
Modern Talking,

Понятно, что композиторский гений Дитера Болена не может не быть поставлен во главу угла, поскольку будь ты хоть каким нарядным, без атомных хитов ты никому особо не нужен. Этой темы я касаться не буду - спорить с тем, что Дитер гениальный хитмейкер, глупо. Но дело-то не только в песнях.

Когда Томас покинул коллектив, Дитер приехал с концертом в Москву под вывеской "Модерн Токинг", а не "Блю Систем", которая уже существовала и в которой он сам "пел", точнее, шептал более чем успешно. На сцену вместо Томаса был выведен отличный вокалист, которого Дитер изначально рассматривал на роль певца в Модерн Токинг, еще до Томаса. Подмена не зашла публике совершенно, и продолжить путь группы, просто сменив вокалиста, как это вполне получалось у тучи коллективов по всему миру, не вышло. Публика хотела Томаса и никого иного.

Земля и небо, лед и пламень

Чем же таким особым отличался Томас Андерс, что без него паровоз не поехал дальше?

Давайте начнем с тех самых радикальных противоположностей в имидже, что являли собой равнозначно харизматичные участники.

Modern Talking
Modern Talking
  • Дитер: улыбчивый почти хищный альфа. Чертяка. Томас: сладкий, загадочный и томный. Почти ангел. И даже деним и светлые цвета в одежде не делали Дитера мягче, как не делали Томаса брутальней кожа и заклепки;
  • Дитер: яркий нордический блондин с короткой стрижкой, т.н. белокурая бестия. Томас: длинноволосый брюнет с локонами и пушистыми ресницами;
  • Дитер: всегда славился своей слабостью к женскому полу и, по слухам, не пропускал ни одной юбки. Томас: пассивно хранил верность своей Норе. От подвески с ее именем на шее Томаса подгорало у всех - от фанаток до непосредственно Дитера;
  • имиджево они даже голоса поделили: глубокий красивый мягкий тенор Томаса вел основные партии, Дитер изображал исполнение подпевок резким фальцетом (это потом мы узнали, что пел совсем не он, но тогда никто об этом не догадывался).
Дитер Болен, наше время. Фото: Stephan Pick/stern
Дитер Болен, наше время. Фото: Stephan Pick/stern

В общем, Болен был категорическим Ян, а Андерс - закономерным Инь. Дитер, по идее, легко мог бы визуально забить любого другого певца - яркости, харизмы, привлекательности и, в хорошем смысле, агрессии у него было с избытком, да и боссом проекта был именно он. Однако он не то, чтобы терялся (у Болена реально было и есть много фанаток), а словно бы размывался мягкой волной Томаса, который был отнюдь не мачо-внешности. Поэтому никаких провисов в имидже у группы не было: два участника были идеальным балансом друг для друга.

И вот теперь перейдем к главному: имиджу Томаса Андерса.

Пигмалиона и ее Галатей

Ошибаются те, кто думает, что Томас каким родился, таким публике и полюбился. Нет, с вокальными данными и музыкальностью у него с самого начала было все в порядке. До исторической встречи с Дитером, он под своими паспортными данными вполне себе успешно пел на эстраде на родном немецком языке и ни о какой мировой славе и думать не думал.

Скрин из выступления Бернда Вайдунга (настоящее имя Томаса Андерса), начало 80-х
Скрин из выступления Бернда Вайдунга (настоящее имя Томаса Андерса), начало 80-х

Внешность - ну, видали и покрасивее. Обычный милый парнишка, улыбчивый молодой шатенчик. Иногда даже слишком улыбчивый. Песни очень эстрадные, никакой сверх-харизмой, никакой овер-сексуальностью и никакой загадочностью не пахнет.

Но в 1984-м Бернд не только входит в состав Модерн Токинг, но и сходится с той самой Норой - фройляйн Баллинг, в результате чего на сцене певец преображается весьма радикально.

Томас и Нора
Томас и Нора

У меня сложилось ощущение, что Нора относилась к Бернду немного как к любимому кукленку: причесывала его, наряжала, придумывала ему образы. И именно благодаря ей получился тот самый Томас Андерс, при виде которого бились в конвульсиях и теряли сознание девчонки по всему миру. Она нам его создала, а мы ее люто ненавидели просто за один факт ее существования.

Это Нора заставила Томаса отрастить волосы. Они и так выходили за рамки стандартной мужской стрижки той эпохи, а уж ту длину, что Томас носил в 1987-м позволяли себе только металлисты.

Томас, 1987
Томас, 1987

Это Нора придумывала невероятные по тем временам и для этого жанра костюмы: какие-то закосы под шинели с погонами и эполетами, какие-то полуженские размахайки с тонкими поясками, розовые пиджаки, розовые брюки и розовые же галстуки-бабочки. Насколько по-мужски и почти консервативно одевался Дитер, настолько же фантазийны были костюмы Томаса.

Простая джинса под гитарку vs. эполеты
Простая джинса под гитарку vs. эполеты

Фишка в том, что Нора сделала Томаса слегка бесполым. Но не андрогином, нет. Она сделала его принцем из сказок. Отсюда все эти локоны, блеск для губ и никаких обтягивающих штанов (они появились только тогда, когда волосы отросли ниже лопаток).

-10

Думаю, над взглядом Нора тоже работала, потому что ничего простецкого в нем не осталось. Взгляд мягкий, но одновременно строгий. Загадочный, но не холодный. Слегка отрешенный, но не настолько, чтобы "отпустить" зрителя. И пересмотрите старые видео Модерн Токинг - Томас практически не моргает, разве что быстро опускает и поднимает взор, но не моргает.

-11

Вот эта-то сказочная бесполая кукольность и держала за шкирман девочек по всему миру. Томас Андерс был существом максимально потусторонним для поп-звезды. Таких мужчин не бывает, разве что среди представителей нетрадиционной ориентации - но этот вариант жирно перечеркивался той самой подвеской "Нора". Это недосягаемость католических священников из некоторых романов типа "Поющих в терновнике" - человечный, но загадочный и совершенно не доступный.

То есть, Томас был идеальным кумиром: красивый до сумасшествия, притягательный и абсолютно недостижимый. И приземленность Дитера, стоящего рядом настоящего мужчины в джинсе с гитарой, только подчеркивала этот невероятный и невозможный космос.

Тут и сказочке конец

Собственно, концовка всего этого тоже невероятная: никто не пополнил собой клуб 27. Звездный мальчик и сказочный принц Томас с Норой расстался. А с уходом Норы ушел и невероятный имидж, ведь больше некому было за ним следить.

Теперь Томас простой благополучный бюргер. И той звездности в нем не осталось не только потому, что он отъелся и постарел. Просто он вернулся обратно в того, кем был до Норы - в Бернда Вайдунга, милого улыбчивого эстрадного певца из Германии.

Но мы-то помним.

Уже не Томас
Уже не Томас

#moderntalking #модернтокинг #томасандерс #дитерболен #музыка #кумиры