Найти в Дзене

Развитие ребёнка: профилактика нарушений

Оглавление

Почему важно обращать внимание на развитие ребёнка в раннем возрасте? Конечно, для того, чтобы профилактировать какие-либо нарушения.

Расскажу два случая из своей практики. На любой Глубокой Диагностике в первую очередь я тщательно изучаю историю развития ребёнка — от момента зачатия до «сегодняшнего» дня.

Мальчик, возраст 3,6 года

Жалобы: запинки в речи с трёх лет.

Обратились к педиатру, он сказал проблема пройдет через 4-5 месяцев. Мама ждала, но изменений не было, и они записались к нам в Центр.

Моторное развитие в норме, неврологических проблем не было, по речи опережал сверстников.

А вот в поведении есть особенности: ребёнок легковозбудимый, в год у него появились навязчивые движения. При этом в младенчестве захлёбывался молоком, и был практически постоянный тремор подбородка.

Мама отметила, что мальчик долго жует, никак не может проглотить пищу.

Обследуя ребёнка, я увидела нарушения в звукопроизношении. Какие?

  • Заменяет шипящие звуки на заднеязычные. Это говорит о нарушении мышечного тонуса;
  • Смягчает свистящие: вместо «сам» — «сям»;
  • Может произносить горловой звук [Р], но заменяет его;
  • У ребёнка необычный голос, с хрипотцой.

Всё описанное — дизартрические проявления в легкой степени, которые привели к судорогам. То есть не к запинкам, а именно к тонико-клоническим судорогам.

При этом педиатр закрывает глаза на микросимптоматику и советует подождать.

Я уже много раз говорила и скажу ещё столько же: если долго не корректировать заикание, оно переходит в хроническую форму. Что и произошло в данном случае.

Сейчас ребёнку нужно будет работать с заиканием, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.

Если бы помощь была оказана на ранних этапах, то к 3,6 заикание можно было свести к минимуму.

Поэтому, уважаемые родители, обязательно обследуйте ребёнка с младенчества и, если врач советует подождать, обратитесь за помощью к другому специалисту.

Девочка, возраст 3,6

Жалобы: никаких явных проблем мама не отметила, пришла профилактировать нарушения в развитии дочери. Я уже успела обрадоваться, а потом посмотрела в медицинскую карту...

Написано — 7/8 по шкале Апгар.
Апгар — это оценка состояния новорожденных, которая ставится сразу после появления на свет и через 10 минут (она должна расти).

Нижняя граница нормы — 7 баллов; всё, что ниже, уже относится к патологиям.

Моторное развитие в норме, речь была в порядке до 12-ти месяцев (гуление, лепет). Самое первое слово девочка сказала в 1 год и 4 месяца — «дай». До двух лет новых слов не добавлялось, говорила на своем языке. Потом произнесла «мама», «папа», появилась простая фраза.

На сегодняшний день у девочки есть развернутся фраза, но она не всегда ею пользуется. Говорит на нарушенном речевом выдохе.

  • Мама отмечает, что ребёнок с рождения плохо спит, его сложно укладывать. А в год они полностью отказались от дневного сна;
  • У нее нарушение звукопроизношения, призубный стигматизм. Например, не произносит звуки «Ш», «Ж», заменяет их на «С», «З»;
  • Есть неврологическая микросимптоматика: отклоненный язык, сглаженность носогубной складки и нарушение речевого дыхания. Из-за короткого речевого выдоха девочка говорит с придыханием;
  • Неуклюжесть, постоянно врезается в мебель, спотыкается, падает. Тоже проявление дизартрии.

Если бы они пришли к недостаточно опытному логопеду, им бы сказали, что с ребенком все хорошо. Ведь есть развернутая речь!

Но квалифицированный специалист видит, что у ребёнка асинхронное развитие речи.

Это значит, что речь развивается не поэтапно, а вразнобой. В нашем случае у неё вовремя появились лепет и гуление, первое слово только в 1,4, а потом вдруг выход на фразовую речь.

Ребёнку рекомендована коррекция, потому что у него дизартрия, велик риск возникновения запинок.

Да, есть нарушения звуков, речь не задерживается, но в пять лет в любом случае придётся обращаться к логопеду, чтобы поставить звуки.

Кроме того, речевое придыхание может перейти в судорогу.

Я назначила коррекцию, обговорила с мамой все важные моменты, ответила на вопросы. И внезапно случилось неожиданное — девочка сказала: «М-м-м-мама».

— Так у неё уже есть запинки?
— Да, мы с этим и пришли.
— Но почему вы не сказали?

К счастью, у нашей говорушки только-только появились запинки, и ещё есть шанс избежать более тяжелых нарушений.

Но данная история в очередной раз доказывает, что не нужно ничего ждать, проверяйтесь у специалистов, консультируйтесь.

Лучше сходить на Глубокую Диагностику и успокоиться, чем игнорировать возможную проблему.

Читать предыдущую статью: «Коррекция заикания: команда специалистов»

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Получить более подробную информацию обо мне и Центрах Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакт