Найти тему
242 подписчика

Почему нельзя запугивать детей даже в шутку

«Уши оторву!», «Сейчас позову дядю-милиционера и он тебя заберёт», «Ну погоди, доберёмся домой и ты у меня получишь!» — знакомые фразы?

«Уши оторву!», «Сейчас позову дядю-милиционера и он тебя заберёт», «Ну погоди, доберёмся домой и ты у меня получишь!» — знакомые фразы?

Обещания страшной кары используются в нашей культуре как первая линия обороны: их можно услышать и от родителей и от случайных прохожих на улице. Что с ними не так? Поддержите пост и давайте разбираться ⤵

Все перечисленные фразы — это угрозы. Да, в 99% они существуют лишь на словах, но от этого угрозами быть не перестают. Они «бьют» по самым болезненным для ребёнка точкам:

  • физической безопасности (что-то оторвут, поставят на горох)
  • разделению с родителем (кто-то заберёт, куда-то отведут, бросят)
  • публичному унижению (все увидят, какой ты плохой)

Угрозы и страх наказания — плохие учителя!

  1. Во-первых, они ничему не учат, а лишь пресекают действие.
  2. Во-вторых, они делают мир ребёнка потенциально неблагоприятным местом, подрывают базовое чувство безопасности, да ещё и руками (словами) родителя.

«Но мы же несерьёзно!» — удивляются в ответ многие взрослые. Да, для них возможно, но трёхлетка замирает от страха на полном серьёзе. Для детей картина мира построена на родительском всемогуществе. Если родитель говорит, что за плохое поведение ребёнка отправят в детдом, то на мучительно долгие мгновения в мире ребёнка это становится правдой.

По этой же причине никогда нельзя давать посторонним припугивать вашего ребёнка. Спокойно возражайте, объясняйте детям, почему некоторые взрослые говорят такие странные вещи, но не оставляйте ребёнка в «подвешенном» состоянии.

Когда ребёнок становится старше, его броня нарастает: он становится всё более равнодушен к угрозам взрослого. Здесь любителей припугнуть поджидает вторая ловушка: слова родителя теряют вес.

Если родитель использовал угрозы как основной педагогический инструмент, пропуская объяснения и обычное человеческое общение, то достучаться до ребёнка будет сложно:

  • родитель не знает как
  • ребёнок не настроен на сотрудничество

Угрозы, с помощью которых родитель пытается прекратить нежелательное поведение, не имеют педагогического эффекта: страх не воспитывает, а лишь сковывает человека.

Вместе с тем даже "безобидные" угрозы, сказанные как бы не всерьёз могут на годы остаться с ребёнком.

Они:
• подрывают базовое доверие - ребёнок начинает воспринимать мир и семью как потенциально опасную среду
• превращают в источник опасности самых близких - родителей
• заставляют ребёнка мимикрировать и притворяться, прятать чувства, которые не одобряет взрослый

Если ребёнок делает что-то социально неприемлемое, вместо угроз и страшилок нужно:

  • Объяснить суть правила, которое нарушает ребенок. Детям не очевидно, почему нельзя топтать цветы на клумбе или рассыпать мусор из урны.
  • Проговорить свои чувства и чувства окружающих.
  • Показать приемлемый выход из ситуации: убрать за собой, извиниться, если кому-то доставили неудобство.

Мы не видим ничего безобидного во фразе "Сейчас позову дядю-милиционера и он тебя заберёт". А вы?

Что думаете?