Уже в воскресенье будет главный православный праздник — Пасха, или Светлое Христово Воскресение. 🪺
Почти во всех семьях готовят куличи, красят яйца, ну и конечно собираются всей семьей на праздничный обед. Мы хотим немного поделиться, как отмечали Пасху раньше.
Пасха проходила широко (как масленица), с хороводами, песнями и гуляньями. Особенно, в Пасху много играли.
Любимым развлечением было катание яиц, или «каталочки». С доски скатывали крашенное яйцо, которое должно было сбить другие яйца, а еще в Пасху играли в «зыбки».
Ставили карусели и большие качели, надо было долго качаться и петь «качельные» песни или пасхальные частушки, в которых говорилось про хороший урожай. Качание на качелях — обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи о весне как о переходном времени пробуждения, обновления жизни.
Ещё одной популярной забавой была игра «в орла». Один человек подкидывал монетку, а второй должен был угадать, какой стороной она падает.
Во многих традициях на Пасху было принято обходить дворы и поздравлять хозяев домов с праздником. Обходчики, которых называли волочёбниками, пели хозяевам особые волочёбные песни. Волочёбные песни, исполняли не только для хозяев, но и для их взрослых сыновей и дочерей, а также специальные песни пели вдовам. Основным регионом распространения волочёбного обряда и песен является территория Белоруссии.
Конечно, как и в любой праздник, в любой традиции, главное — это песни.
Главная Пасхальная песня «Христос Воскресе из мертвых», которую пели в церквях. Но в некоторых деревнях пели не только в храме, но и на улице было принято «кричать Христа». В разных областях были разные традиции исполнения и разные смыслы тропаря.
Важно отметить, что перед Пасхой всегда держали Великий пост, смысл которого был не только в строгих правилах в еде и молитве, но еще и в том, что нельзя было посещать развлекательные мероприятия и играть свадьбы, что означало запрет на танцы.
Именно поэтому, в Пасху, неотъемлемой частью были хороводы, которые водили под особые песни. В каждой области были свои традиции. Например, в Брянской области хоровод называли карагодом. В Курской области водили танки́, похожие на театральные постановки. В Белгородской хоровод водили с пересеком, то есть с пляской.
И так народ целую неделю праздновал Великий праздник, с широкими гуляньями, волочёбными (восхваляюшими) песнями и праздничным столом.
«Там шли, прошли волочёбнички,
Волочёбнички – недокучнички,
Недокучнички – люди добрые,
Люди добрые – всё почёсливые,
Шатаются, волочаются,
Христу – Богу поклоняются,
Поклоны бьют по-учёному,
Кресты кладут по-написанному,
Волочилися, промочилися
Ко двору ко тому приблудилися.
Ко тому-то двору, ко богатыму,
Ко хозяину тароватому,
По улице, по широкой
По траве – мураве, по зелёной
Там шли, прошли волочёбнички
Волочёбнички - недокучнички
(Грязи месить-собак дразнить,)
Пиво варить-сынов женить,
Гарилку гнать-дочек отдавать!
Христос Воскресе!»