"Вичуга - город белых колонн" и знаменитый Спасо-хаус (Резиденция посла США в Москве). Что общего? Какой архитектурный элемент особняка Н. Второва точно скопирован с коноваловских яслей и больницы?
В 1912 году к столетнему юбилею коноваловской фирмы в селе Бонячки (ныне г. Вичуга) были построены фабричные ясли, больница и родильный приют. Построены по проекту известных московских архитекторов Владимира Адамовича и Владимира Маята. Строительство осуществлял будущий академик Иван Жолтовский.
Хозяин бонячкинских фабрик, набирающий силу молодой политик Александр Иванович Коновалов, был женат на Надежде Второвой, сестре Николая Второва, богатейшего российского предпринимателя, прозванного "русским Морганом".
В августе 1912 года, накануне пышного празднования юбилея фирмы, Александр Коновалов развёлся с женой. Несмотря на это, деловые отношения Коновалова с Николаем Второвым не только сохранились, но и окрепли. Более того, Второву, видимо, настолько понравились вичугские работы В. Адамовича и В. Маята, что он заказал им строительство особняка в Москве в том же стиле.
Особняк Второва ныне более известен по названием Спасо-хаус, в котором вот уже 90 лет размещается резиденция посла США.
Строительство особняка началось в мае 1913 г., т.е. через 8 месяцев (время, которое, видимо, ушло на создание проекта) после празднования юбилея коноваловской фирмы с презентацией яслей и больницы московской деловой элите, прибывших в Вичугу на спецпоезде.
Можно легко заметить некоторое сходство коноваловских яслей и особняка Второва. Общее не только в стиле - неоклассика. И там, и там - колонны в центре и по бокам. И там, и там - песочный цвет здания. И там, и там есть полуротонды...
Славы на фасаде Спасо-хауса перекликаются со Славами на фронтоне коноваловской больницы.
Но есть один элемент Спасо-хауса, который полностью копирует вичугский прототип. Это капители с грифонами на пилястрах бокового входа.
В Вичуге грифоны изображены на капителях центральной колоннады коноваловских яслей.
А также на капителях пилястр коноваловской больницы.
А теперь сравним с капителями Спасо-хауса (к сожалению, более детальных снимков обнаружить не удалось):
Как мы видим, капители Спасо-хауса - полная копия вичугских капителей.
Как известно, прототипом "Великого бала у Сатаны" в булгаковском романе "Мастер и Маргарита" стал приём в Спасо-хаусе, устроенный американским послом в ночь с 22 на 23 апреля 1935 года.
Получается, вичугские грифоны, встречавшие прибывающих гостей, были немыми свидетелями бала у Сатаны.
P.S. Сейчас Вичугу называют "городом белых колонн". Возможно, Николай Второв настолько вдохновился этой идеей, что украсил свой московский особняк белыми колоннами не только снаружи, но и внутри. Кстати, внутренние колонны также украшены капителями с грифонами, только с несколько другим дизайном.