С обгоном водителю приходится сталкиваться ежедневно, ежечасно. И несмотря на кажущуюся простоту, обгон таит в себе большие неприятности. Если вы едете по многополосной магистрали, где правый ряд выделяется для движения грузовых автомобилей, обгон не вызывает затруднений.
На обычных же наших дорогах, где движение организовано в один ряд, обгон, как правило, занимает много времени и порой требует большого эмоционального напряжения. Естественно, больших затрат времени требует не сам обгон, а подготовка к нему, особенно, когда обгон требует выезда на полосу встречного движения.
🚘Обгон легче проводить, когда нет встречных автомобилей: вы набираете постоянную скорость, превышающую скорость обгоняемых автомобилей и спокойно проезжаете необходимое расстояние.
🚘Однако чаще всего приходится обгонять, используя быстрое ускорение с выездом на полосу встречного движения и последующее замедление с возвращением в свой ряд. Трудность заключается в том, что вам приходится быстро оценивать дорожную обстановку: определять расстояние до встречного автомобиля, скорость обгоняемого автомобиля и соразмерять их с возможностями своего автомобиля.
🚘Важное значение здесь принимает оценка скорости встречного автомобиля. От нее зависит время безопасного обгона. Чтобы в ней не ошибиться, лучше предположить ее максимальной, разрешенной правилами дорожного движения, например, за городом 90 км/ч (25 м/с). Если вы увидели встречный автомобиль на расстоянии 500 м, значит, в вашем распоряжении 10 с (он также движется навстречу вам). За это время вы должны разогнать автомобиль, совершить обгон и занять новое место в своем ряду. Успеете?
🚘Учитывая особую важность обгона для жизни и здоровья людей, сохранности техники и оборудования дорог, рассмотрим процесс обгона подробнее и поделимся рекомендациями по его выполнению.
🚗Напомним, что оптимальным является обгон, когда обгоняющий автомобиль, двигаясь с ускорением, выходит на свободную полосу встречного движения на минимально безопасной дистанции от обгоняемого, нагоняет, опережает его и занимает новое место в своем ряду.
🚘Теперь разберем некоторые элементы обгона. Нарисуем схему обгона (Рис. 18).
На время и путь обгона влияет разность скоростей V2— V1 обгоняющего и обгоняемого автомобилей, причем степень влияния не одинакова: время обгона растет прямо пропорционально разнице скоростей, а путь (расстояние) обгона уменьшается значительно быстрее. Для доказательства можно взять несколько величин и просчитать. Однако это быстро забудется.
Предлагаю лишь запомнить вывод: чем больше разность скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобилей, тем быстрее будет завершен обгон и меньше пути на это понадобится.
🚗Для быстрого обгона вам необходимо знать динамические качества своего автомобиля, в частности, на какой скорости и на какой передаче ваш автомобиль может получить наибольшее ускорение, другими словами, при каких условиях двигатель развивает наибольший крутящий момент. А происходит это на частоте вращения коленчатого вала примерно от половины до трех четвертей максимальной скорости на данной передаче.
🚗Перед обгоном, особенно на подъеме, полезно перейти на ближайшую пониженную передачу. В противном случае обгон может оказаться чрезмерно длинным и опасным.
Любые сомнения при обгоне должны быть исключены, так как сомнения вызывают колебания, неуверенность, а следовательно, создают условия для происшествия.
🚗По сути дела любой обгон предполагает оценку обстановки, принятие решения и его выполнение. При оценке обстановки выясните кто перед вами, каковы последуют действия обгоняемого: то ли он примет вправо и пропустит вас, то ли возьмет левее и воспрепятствует обгону, то ли увеличит скорость и начнутся гонки.
Оцените качество и ширину дороги и особенно встречную полосу движения (при движении за городом). Участок дороги должен быть по возможности прямым, не иметь крутых поворотов и подъемов, свободным и хорошо просматриваемым. Важно правильно оценить длину пути обгона и главное суметь им воспользоваться.
Перед выполнением принятого решения не забудьте оценить обстановку не только спереди, но и сзади своего автомобиля: посмотрите в зеркало заднего вида, не обгоняет ли вас кто другой?
Безопасная дистанция.
Безопасной принято считать дистанцию (в м), равную половине скорости (км/ч) автомобиля. Например, вы догоняете автомобиль и движетесь за ним со скоростью 60 км/ч. Минимально безопасной дистанцией будет расстояние в 30 м. Чем больше разница в скоростях автомобилей, тем быстрее завершится обгон. Важность этого положения подтверждается тем, что в некоторых странах за уменьшение дистанции между автомобилями (менее половины скорости) водители наказываются огромными штрафами.
Завершение обгона.
Для водителя обгоняющего автомобиля важно уметь не только начать, но и завершить обгон, то есть возвратиться в свой ряд. Слишком ранний поворот направо может создать опасную ситуацию ("подрезание" угла), когда водитель обгоняемого автомобиля вынужден тормозить. Запоздалый поворот в свой ряд увеличит время и протяженность обгона. И если в спокойной обстановке это, как правило, остается незамеченным, то в плотном транспортном потоке, в часы пик это вызывает раздражение многих водителей.
🚗Напомним, что оптимальной здесь считается минимьально безопасная дистанция, равная половине скорости автомобиля. Значит, если вы со скоростью 80 км/ч обогнали автомобиль, двигающийся со скоростью 60 км/ч, занять новое место в ряду вы должны на расстоянии 30 м от обогнанного автомобиля.
Двойной обгон.
Двойной обгон (Рис. 19) всегда очень опасен, особенно для вас. Вы оказываетесь между двумя автомобилями: один на большой скорости обгоняет вас, вы обгоняете другого, медленно идущего, в результате вас могут мгновенно зажать в мощные тиски с двух сторон.
Формула обгона.
Из всего изложенного ясно, что все расстояние, которое вы проедете при обгоне автомобиля, будет равно сумме двух минимально безопасных дистанций S1 и S2 и длин двух автомобилей:
S = S1+ L1 + L2 + S2 = V1t + L1 + L2+ V2t
Время обгона t может быть определено по формуле
t = 3,6S / (V2 —V1), где, 3,6 — постоянный коэффициент, связанный с переводом скорости, измеряемой в км/ч, в м/с.
По этим формулам можно подсчитать, что вам потребуется 110 м для обгона автомобиля, движущегося со скоростью 30 км/ч и 848 м со скоростью 80 км/ч (вы едете со скоростью 90 км/ч). Поэтому, прежде чем решиться на обгон автомобилей, движущихся с большой скоростью, взвесьте сложившиеся условия и свои возможности.
Об опыте проведения обгона поговорим в следующей статье. С уважением
Борис Пустовалов
Не забудьте поставить лайк