576 подписчиков

С17. Обгон – не шутка и не игра.

С обгоном водителю приходится сталкиваться ежедневно, ежечасно. И несмотря на кажущуюся простоту, обгон таит в себе большие неприятности. Если вы едете по многополосной магистрали, где правый ряд выделяется для движения грузовых автомобилей, обгон не вызывает затруднений.

На обычных же наших дорогах, где движение организовано в один ряд, обгон, как правило, занимает много времени и порой требует большого эмоционального напряжения. Естественно, больших затрат времени требует не сам обгон, а подготовка к нему, особенно, когда обгон требует выезда на полосу встречного движения.

🚘Обгон легче проводить, когда нет встречных автомобилей: вы набираете постоянную скорость, превышающую скорость обгоняемых автомобилей и спокойно проезжаете необходимое расстояние.

🚘Однако чаще всего приходится обгонять, используя быстрое ускорение с выездом на полосу встречного движения и последующее замедление с возвращением в свой ряд. Трудность заключается в том, что вам приходится быстро оценивать дорожную обстановку: определять расстояние до встречного автомобиля, скорость обгоняемого автомобиля и соразмерять их с возможностями своего автомобиля.

🚘Важное значение здесь принимает оценка скорости встречного автомобиля. От нее зависит время безопасного обгона. Чтобы в ней не ошибиться, лучше предположить ее максимальной, разрешенной правилами дорожного движения, например, за городом 90 км/ч (25 м/с). Если вы увидели встречный автомобиль на расстоянии 500 м, значит, в вашем распоряжении 10 с (он также движется навстречу вам). За это время вы должны разогнать автомобиль, совершить обгон и занять новое место в своем ряду. Успеете?

🚘Учитывая особую важность обгона для жизни и здоровья людей, сохранности техники и оборудования дорог, рассмотрим процесс обгона подробнее и поделимся рекомендациями по его выполнению.

🚗Напомним, что оптимальным является обгон, когда обгоняющий автомобиль, двигаясь с ускорением, выходит на свободную полосу встречного движения на минимально безопасной дистанции от обгоняемого, нагоняет, опережает его и занимает новое место в своем ряду.

🚘Теперь разберем некоторые элементы обгона. Нарисуем схему обгона (Рис. 18).

Рис. 18. Схема обгона:

L1, L2 — длина обгоняемого и обгоняющего автомобилей; V1, V2 — скорости; S1, S2 — минимальные дистанции безопасности; S — зона обгона.
Рис. 18. Схема обгона: L1, L2 — длина обгоняемого и обгоняющего автомобилей; V1, V2 — скорости; S1, S2 — минимальные дистанции безопасности; S — зона обгона.

На время и путь обгона влияет разность скоростей V2— V1 обгоняющего и обгоняемого автомобилей, причем степень влияния не одинакова: время обгона растет прямо пропорционально разнице скоростей, а путь (расстояние) обгона уменьшается значительно быстрее. Для доказательства можно взять несколько величин и просчитать. Однако это быстро забудется.

Предлагаю лишь запомнить вывод: чем больше разность скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобилей, тем быстрее будет завершен обгон и меньше пути на это понадобится.

🚗Для быстрого обгона вам необходимо знать динамические качества своего автомобиля, в частности, на какой скорости и на какой передаче ваш автомобиль может получить наибольшее ускорение, другими словами, при каких условиях двигатель развивает наибольший крутящий момент. А происходит это на частоте вращения коленчатого вала примерно от половины до трех четвертей максимальной скорости на данной передаче.

🚗Перед обгоном, особенно на подъеме, полезно перейти на ближайшую пониженную передачу. В противном случае обгон может оказаться чрезмерно длинным и опасным.

 Любые сомнения при обгоне должны быть исключены, так как сомнения вызывают колебания, неуверенность, а следовательно, создают условия для происшествия.

🚗По сути дела любой обгон предполагает оценку обстановки, принятие решения и его выполнение. При оценке обстановки выясните кто перед вами, каковы последуют действия обгоняемого: то ли он примет вправо и пропустит вас, то ли возьмет левее и воспрепятствует обгону, то ли увеличит скорость и начнутся гонки.

Оцените качество и ширину дороги и особенно встречную полосу движения (при движении за городом). Участок дороги должен быть по возможности прямым, не иметь крутых поворотов и подъемов, свободным и хорошо просматриваемым. Важно правильно оценить длину пути обгона и главное суметь им воспользоваться.

Перед выполнением принятого решения не забудьте оценить обстановку не только спереди, но и сзади своего автомобиля: посмотрите в зеркало заднего вида, не обгоняет ли вас кто другой?

Безопасная дистанция.

Безопасной принято считать дистанцию (в м), равную половине скорости (км/ч) автомобиля. Например, вы догоняете автомобиль и движетесь за ним со скоростью 60 км/ч. Минимально безопасной дистанцией будет расстояние в 30 м. Чем больше разница в скоростях автомобилей, тем быстрее завершится обгон. Важность этого положения подтверждается тем, что в некоторых странах за уменьшение дистанции между автомобилями (менее половины скорости) водители наказываются огромными штрафами.

Завершение обгона.

Для водителя обгоняющего автомобиля важно уметь не только начать, но и завершить обгон, то есть возвратиться в свой ряд. Слишком ранний поворот направо может создать опасную ситуацию ("подрезание" угла), когда водитель обгоняемого автомобиля вынужден тормозить. Запоздалый поворот в свой ряд увеличит время и протяженность обгона. И если в спокойной обстановке это, как правило, остается незамеченным, то в плотном транспортном потоке, в часы пик это вызывает раздражение многих водителей.

🚗Напомним, что оптимальной здесь считается минимьально безопасная дистанция, равная половине скорости автомобиля. Значит, если вы со скоростью 80 км/ч обогнали автомобиль, двигающийся со скоростью 60 км/ч, занять новое место в ряду вы должны на расстоянии 30 м от обогнанного автомобиля.

Двойной обгон.

Двойной обгон (Рис. 19) всегда очень опасен, особенно для вас. Вы оказываетесь между двумя автомобилями: один на большой скорости обгоняет вас, вы обгоняете другого, медленно идущего, в результате вас могут мгновенно зажать в мощные тиски с двух сторон.

Рис. 19. Схема двойного обгона.
Рис. 19. Схема двойного обгона.

Формула обгона.

Из всего изложенного ясно, что все расстояние, которое вы проедете при обгоне автомобиля, будет равно сумме двух минимально безопасных дистанций S1 и S2 и длин двух автомобилей:

S = S1+ L1 + L2 + S2 = V1t + L1 + L2+ V2t 

Время обгона t может быть определено по формуле

t = 3,6S / (V2 —V1), где, 3,6 — постоянный коэффициент, связанный с переводом скорости, измеряемой в км/ч, в м/с.

По этим формулам можно подсчитать, что вам потребуется 110 м для обгона автомобиля, движущегося со скоростью 30 км/ч и 848 м со скоростью 80 км/ч (вы едете со скоростью 90 км/ч). Поэтому, прежде чем решиться на обгон автомобилей, движущихся с большой скоростью, взвесьте сложившиеся условия и свои возможности.

Об опыте проведения обгона поговорим в следующей статье. С уважением

Борис Пустовалов

Не забудьте поставить лайк

	С обгоном водителю приходится сталкиваться ежедневно, ежечасно. И несмотря на кажущуюся простоту, обгон таит в себе большие неприятности.-3