От утопии до реальности: футуризм, функционализм, модернизм и неофутуризм

105 прочитали

После долгого перерыва я возвращаюсь с новой темой. В этой статье я попытаюсь провести параллель между футуризмом, функционализмом, модернизмом и посмотреть на связь разных архитектурных течений XX в. и XXI вв.

Становление футуризма. Кто такой Антонио Сант-Элиа?

Главным идеологом и основоположником футуризма в архитектуре является итальянец Антонио Сант-Элиа.

Источник: Wikimedia Commons
Источник: Wikimedia Commons

За свою короткую жизнь (Сант-Элиа погиб в 28 лет на полях Первой мировой) он оставил после себя несколько проектов, которые не были реализованы, но повлияли на дальнейшее развитие архитектуры.

Чтобы понять его главные идеи футуризма, необходимо обратиться к Манифесту архитектуры футуризма, написанному Сант-Элией.

В нем он объясняет, что после XVIII в. вместо архитектуры мы можем видеть только смешение самых разнообразных элементов стилей, используемых, чтобы замаскировать скелет современного здания.

Он критикует современную ему архитектуру за то, что академии не дают молодым людям раскрыть свой потенциал в новых сферах.

По Сант-Элии, футуристический дом надо строить с использованием всех ресурсов науки и техники, определить новые формы, новые линии, новую гармонию профилей и объемов. Он предлагал создать архитектуру, которая соответствовала специфическим условиям жизни того нового времени.

В качестве основных материалов он предлагал использовать бетон, железо, стекло. Ценность футуристической архитектуры Сант-Элиа видел только в использовании необработанных строгих или ярко окрашенных, а любые традиционные для предыдущих стилей декорации отвергались.

Также, по его словам, дома должны существовать меньше нас самих, а каждое поколение должно построить свой город.

«Новый город» Сант-Элии

Главный его проект — «Новый город. Милан в 2000 г.»

Проект был представлен на выставке «Новые тенденции» в Милане и состоял из 6 витрин — «Станция самолетов и поездов», «Шесть деталей городских пространств», «Новый дом» и «Электростанция» и две «Архитектуры».

Он показывает город как систему. С одной стороны, его проект был революционным для того времени. Он полон небоскребов по 70 этажей — невиданных для Европы начала XX в. сооружений.

Источник: Wikimedia Commons
Источник: Wikimedia Commons

Также «Новый город» имел новую станцию для аэропланов и поездов, как один из ключевых объектов новой метрополии и многоуровневыми автотрассами. Сейчас это может казаться чем-то обыкновенным, но для 1910-х это было фантастикой. Вообще, идеи футуризма как раз и основывались на появлении новых изобретений и их распространения среди масс, среди мечтаний о высокотехнологичном будущем с машинами, самолетами и поездами.

Железнодорожный вокзал. Источник: Wikimedia Commons
Железнодорожный вокзал. Источник: Wikimedia Commons

Сант-Элиа широко использовал металлические конструкции в сочетании со стеклом в перекрытии пешеходных переходов над транспортными эстакадами. Также в его проектах шахты лифтов вынесены наружу, а жилищные блоки имели террасы. Вынесенные наружу на фасад здания лифты предназначены были максимально увеличить внутреннее пространство здания для лучшей его вентиляции.

Источник: Wikimedia Commons
Источник: Wikimedia Commons

В отличие от следующих проектов других архитекторов, неизвестно ни сколько людей в нем живет, ни его точный план. И хотя «Новый город» является самой настоящей утопией, он оказал очень большое влияние на реальность.

Влияние на функционализм Ле Корбюзье

Здесь сразу хочется провести параллель с Ле Корбюзье. В 1920-е гг. его проекты были вдохновлены футуризмом, хотя он считается главным представителем функционализма. «Дом это машина для жилья» - фраза, которую приписывают и Сант-Элии, и ле Корбюзье.

У ле Корбюзье был свой манифест и свой новый город — Лучезарный город.

Как и Сант-Элиа и другие футуристы, ле Корбюзье отвергал прошлое.

Отмечается также и схожесть их манифестов — дом-машина, открытые подвалы. Именно ле Корбюзье спроектировал первый дом на ножках, известный как Марсельская жилая единица.

Марсельская жилая единица. Источник: А. Савин, Wikimedia Commons
Марсельская жилая единица. Источник: А. Савин, Wikimedia Commons

И уже под влиянием этих идей в 1970-е гг. советские архитекторы спроектировали знаменитые дома на ножках на ВДНХ и Беговой.

Дом на ножках на ВДНХ
Дом на ножках на ВДНХ
Дом на ножках на Беговой
Дом на ножках на Беговой

И все же, между Сант-Элией и ле Корбюзье есть много отличий — Ле Корбюзье 1920-х предпочитает прямые углы, архитектура Сант-Элии, как и подобает футуризму, динамична. У Сант-Элиа также нет двух одинаковых домов, в отличие от ле Корбюзье. Ну и, наконец, проекты Ле Корбюзье (хотя и далеко не все) пошли в массы.

Волна футуризма в 1960-е в СССР

Идеи итальянского футуризма, как я уже говорил, оказали большое влияние на Корбюзье, а его функционализм уже, в свою очередь, на советскую архитектуру 1960-х—1980-х. Не стоит забывать, что сами типичные советские микрорайоны так или иначе основаны как раз на проектах Ле Корбюзье.

В этот период как раз сформировалась своя волна советского футуризма: Останкинская башня, здание МХАТа, Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР, Кинотеатр «Россия» в Ереване, Политехнический институт в Минске и многие другие.

Также как в 1910-1920-е гг. новые идеи были связаны с воздухоплаванием и автомобилями, идеи 1960-1970-х были вдохновлены полетом человека в космос и новым витком развития технологий и веры в прогрессивное будущее.

Неофутуризм

Во второй половине XX в. и начале XXI в. стал развиваться неофутуризм. У неофутуристов есть свой манифест, написанный тоже итальянцем — художником Даниелем Скинази. В плане архитектуры неофутуризм пошел гораздо дальше футуризма и такие здания можно встретить по всему миру. В частности, в таком стиле проектировали и пожалуй самые известные мировые архитекторы — Заха Хадид и Норман Фостер.

Одно из самых известных в России зданий в стиле неофутуризма — Dominion Tower, спроектированной Захой Хадид.

Dominion Tower
Dominion Tower

Неофутуризм — это такой же динамизм и отвержение традиционных форм, как и классический футуризм, технические эксперименты и новая идея.

Таким образом, можно сделать один очень простой и короткий вывод: каждый стиль — продукт своего времени, продукт, который все равно появляется не без влияния других стилей.

***

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте подписаться на мой канал. Здесь будет много интересного.

См. также:

#футуризм #антониосантэлиа #лекорбюзье #функционализм #архитектура #модернизм #неофутуризм