Читайте статьи из подборки "еврейский закон": взгляд иудаизма на разные аспекты жизни.
Еврейский закон запрещает включать в условия сделки «рибит» (процент по кредитам) - нельзя ни давать кредит под проценты, ни получать их друг с друга. Деньги можно одолжить или пожертвовать на благотворительность, но передать их другому еврею, чтобы он использовал их по своему усмотрению, а спустя некоторое время вернул с бонусом - запрещено, даже если такое действие происходит по обоюдному согласию.
Указание на запрет мы находим в самой Торе: «Когда деньгами будешь ссужать Мой народ, бедного при тебе, не веди себя с ним как взыскатель долгов; не возложите на него лихвы» (Шмот, 22:24); «И если оскудеет твой брат и в упадок придет у тебя, то поддержи его, (также) пришельца и поселенца, и будет жить с тобою. Не бери у него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего; и будет жить твой брат с тобою. Серебра твоего не давай ему за лихву, и за верхи не давай пищи твоей. Я Господь, Б-г ваш, Который вывел вас из земли Мицраима, чтобы дать вам землю Кенаан, быть для вас Б-гом» (Ваикра, 25:35-38).
Однако уже во времена Гемары в деловом обороте активно использовались различные «патенты», позволявшие евреям получать прибыль от своих денег, не нарушая при этом запрет «рибит». По мере изменения экономической картины извлечение прибыли требовало коммерческих операций нового типа, которые непосредственно были связаны с привлечением крупных денежных сумм на реализацию бизнес-проектов. Поэтому нашими мудрецами были разработаны специальные правила денежных отношений между евреями, которые, не попадая в категорию «одалживание», относились к категории «совместный бизнес». Запрет «рибит», таким образом, не нарушался и обе стороны получали выгоду.
Маарам из Кракова и ряд других раввинов его поколения, реагируя на возрастающие трудности, с которыми приходилось сталкиваться пытающимся заработать себе на жизнь людям, определили и установили особый вид бизнес-соглашения, который, несмотря на разительное сходство с одалживанием под проценты, по сути своей таковым не являлся, и под запрет «рибита», соответственно, не попадал. В этом типе сделки деньги не одалживаются, как кредит, а вкладываются, как инвестиции: получатель денег не становится должником - он посланник, выполняющий поручение инвестора вложить деньги в бизнес и, соответственно, получить прибыль для владельца денег. Этот вид соглашения получил название «этер иска», и в данной статье я хочу кратко обозначить базовые основы такого типа сделок.
Давайте рассмотрим ситуацию детально. У одного еврея, Реувена, есть некая сумма денег, но нет возможности их каким-либо образом вложить в бизнес. Второй еврей, Шимон, имеет опыт-связи-возможности для выгодного капиталовложения, но не имеет денег. Для Шимона самым простым решением вопроса было бы одолжить у Реувена деньги, вложить их в бизнес, а потом вернуть одолженную сумму плюс еще какую-то, заранее оговоренную. Однако это решение как раз и попадает под запрет «рибита». Что же делать? А очень просто - нужно заключить между этими людьми соглашение об «этер иска». Тогда Реувен сможет отдать свои деньги Шимону, чтобы он вложил их в бизнес, получил прибыль и отдал ее Реувену, вместе с основной суммой инвестиций. Интерес Шимона будет состоять в получении от Реувена вознаграждения за работу. В таком случае никакой запрет нарушен не будет.
Как же нам удалось избежать запрета? Нужно углубиться в детали этого договора, чтобы понять, почему он не является уловкой, трюком, позволяющим лишь формально обойти неудобный запрет «рибита». Главный «секрет» кашерности такого договора состоит в изменении статуса передаваемых денег. Реувен ни в коем случае не одалживает их - он передает их Шимону, который выступает в роли его агента, наемного работника.
Задача Шимона - выгодно вложить деньги Реувена. За это он получает от Реувена зарплату, а основная сумма инвестиций и прибыль от вложения капитала отходят хозяину денег. Именно это делает договор «этер иска» самостоятельным видом сделок, не похожим на одалживание. Согласно еврейскому закону, в кредитных отношениях деньги полностью переходят в собственность одалживающего на условии последующего погашения им возникшего денежного обязательства перед кредитором. Стало быть, вся возможная прибыль или ущерб, связанные с расходованием одолженных денег - целиком и полностью риск должника, который обязан выплатить кредитору некую сумму, оговоренную заранее, вне зависимости от того, как пошли дела и что стало с одолженными деньгами.
В целом можно выделить три основных отличия одалживания под проценты от передачи денег для вложения в бизнес:
- В случае одалживания под проценты ответственность за всю сумму (а не только за половину) ложится на должника.
- В случае одалживания под проценты прибыль кредитора всегда гарантирована, поскольку должник изначально обязался выплатить ему «рибит» в любом случае. А в случае передачи денег для вложения в бизнес, вознаграждение инвестора зависит от наличия прибыли, и если ее нет, то он не получает ничего.
- В случае одалживания под проценты кредитор не получит больше оговоренной суммы в дополнение к сумме долга. Но в бизнес-инвестициях, где все зависит от конкретной прибыли, чем большей окажется эта прибыль, тем больше денег получит хозяин капитала.
Таким образом договор «этер иска» подразумевает, что Реувен дает свои деньги или товар Шимону, на условии, что тот вложит их в прибыльный бизнес, а прибыль они поделят. Изначально наши законоучители установили, что прибыль должна делиться пополам, однако позже соотношение долей начало варьироваться. Тем не менее, в самом инвестируемом капитале строго определяются две равные доли, и вот почему. Шимон, который будет непосредственно заниматься размещением инвестиции и контролем за ней, берет на себя ответственность за половину полученной суммы. Таким образом, мы разделяем инвестируемый капитал на две равные части, одна из которых считается просто одолженными (беспроцентно) деньгами, и все, что будет происходить с этой половиной денег - забота Шимона, который обязан будет в любом случае вернуть ее Реувену, даже если бизнес, в который он вложит эти деньги, окажется убыточным, или же он просто их потеряет. Вторая половина денег определяется законом как «пикадон» (залог), т.е. она остается в собственности Реувена, хотя фактически она находится в руках Шимона и может быть вложена им в бизнес. Если в результате каких-то непредвиденных обстоятельств эта сумма окажется потерянной - это полностью потеря Реувена. Но и прибыль со второй половины целиком и полностью принадлежит Реувену. В то же время, прибыль от первой («одолженной») половины инвестиционной суммы полностью принадлежит Шимону, поскольку это прибыль от той суммы, которую он одолжил.
Продолжение в статье № 2 - ссылка
Автор: Меир ЛЕВИН, Аврех колеля «Биркат Ицхак», Сотрудник «Бейт Ораа», Москва. [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 3 (35), 2012].
Цикл статей "Этер иска: введение в тему" — от теории к практике:
Статья 1 — Почему соглашение Этер иска не попадает под запрет «рибита»? [текущая статья]
Статья 2 — Особенности договора Этер иска (разрешение на сделку)