Скажем так - просто мысли вслух.
В последнее время тема электротранспорта в Уфе становится всё более острой. Его состояние оставляет желать лучшего - выпуск уменьшается, пассажиропоток падает, инфраструктура всё более и более в аварийном состоянии, подвижной состав рассыпается на ходу.
В связи с этим идёт постоянный хейт на тему того, что электротранспорт нужно закрыть и "не мучать бедное животное".
Увы, многие обвиняют в этом именно электротранспорт. По мнению многих хейтеров именно электротранспорт виноват в своём состоянии. Как-то бредово. Ведь не может быть тот же троллейбус виноват в том, что он в таком виде?
В настоящее время в Башкортостане сделан упор на автобусы. За последние годы было куплено больше 1000 автобусов разных классов и марок. Большинство же из них находится в столице республики. Было восстановлено несколько маршрутов, часть маршрутов ушла от частного перевозчика к государственному. Задействованы новые игроки на рынке, автобус стал видеться более привлекательным.
А что же электротранспорт? В республике три города с электротранспортом - Уфа, Стерлитамак и Салават. В Уфе ходят и трамваи, и троллейбусы, в Салавате - трамваи, а в Стерлитамаке - троллейбусы. Сколько единиц техники было получено?
На фоне этого праздника жизни электротранспорт чувствует себя бедным родственником. За последние 5 лет было получено всего 10 троллейбусов - 9 ушли в Уфу и 1 в Стерлитамак.
По трамваям ситуация не лучше. Куплено 0 новых вагонов. (Стоит напомнить, что последний новый вагон Уфа получила летом 2012 г., а Салават - в 2009 г.) Хорошо, в 2021 г. появилась надежда на получение б/у вагонов из Москвы (27 Татр и 23 71-623). По итогу, от них отказались (правда выставляется всё, как Москва отказала). На данный момент есть соглашение на передачу 7 вагонов из Москвы. Но это капля в море.
Но постоянно звучат речи об обновлении, ремонтах. "Планируется..." - это вечное слово в речи башкирских чиновников. Даже не хочется вспоминать всё то, что планируется. Вот только шагов к исполнению никак не видно.
За 5 лет капитально отремонтировано 0 км контактного провода и столько же трамвайных путей. Тот ремонт, что проводится служба пути по ночам трудно назвать ремонтом. От этого пути особо лучше не становятся. Нисколько не отремонтировано, но зато было снято несколько линий.
В этой связи получается, что у нас складывается следующая ситуация. Есть семья, где в роли родителей выступает руководство республики. А есть дети в виде автобусов, трамваев и троллейбусов. И получается, что родители любят только одного ребёнка (автобус). И подвижной состав покупается, и маршруты открываются, и зарплаты на предприятии повышаются.
А есть ещё двое детей, которых обделяют по полной программе - денег ни на что нет, сами как-нибудь. Но вот обязательства надо выполнять. Выручки и дотаций едва хватает на зарплату сотрудникам (конечно, от многочисленного ИТР можно избавиться), про полноценный ремонт подвижного состава и говорить не приходиться. Кроме того, вместо открытий и развития направлений идёт закрытие. Больше половины троллейбусных маршрутов Уфы официально закрыли в прошлом году. В Стерлитамаке перестал курсировать маршрут № 16 в угоду частного перевозчика. Ладно, в Салавате ничего не трогают, ибо там просто нечего закрывать - одна линия с длинным маршрутом и несколькими короткими.
А народ смотрит на эту картину. Идут рядом трое братьев - один красавец и во всём новом. А рядом ещё двое в каком-то рванье, битые и покалеченные. Вот и говорят, чтобы убрать этих двоих, дабы остался лишь один любимый ребёнок. Но разве можно судить о ситуации при неравных условиях? Не очень справедливо выходит. Вот только получается, что в глазах окружающих эта семья хорошая, просто двое детей не хотят ничего делать.
Кто-то скажет - нужно уравнять. всех. Но сейчас разговор идёт о больших вложениях. Но опять-таки, во всём этом виноваты родители, которые обделяли других етей. Ещё несколько лет назад новый трамвай можно было купить за 40 млн. Сейчас же за такой же вагон нужно отдать не менее 70 млн. Разумеется, это дорого. Но где вы были, когда вагоны были дешевле? На данный момент основные единицы ПС отметили тридцатилетие, а часть - пятидесятилетие. К слову, большинство автобусов не доживает и до 10 лет.
Тоже самое о троллейбусах, об инфраструктуре.
Дорого? Возможно. Но не нужно было упускать время. Тот же Санкт-Петербург проводит закупки всех видов транспорта - автобусы, трамваи, троллейбусы, метро. И ситуация у них намного лучше.
Но у Башкирии свой путь - здесь принято работать только в одном направлении, а потом охать, что всё остальное нецелесообразно.
На фото - едет вагон Tatra T3D, которому в следующем году исполнится 50 лет, а навстречу ему автобус НефАЗ-5299-30-57, которому сейчас всего полгода. Инфраструктура трамвая не видела ремонт со времён Советского Союза. Инфраструктура автобуса постоянно обновляется. О каком равенстве может идти речь? И да, один едет из последних сил, а другой знает, что будут ещё новые автобусы.
А вот Санкт-Петербург. Оба ТС относительно новые. И выглядят более прилично.
Разные бюджеты? Разумеется, но тут больше вопрос в подходе к этому вопросу. Закупки ПС проводятся ведь не только крупные, но и менее крупные города. Пенза, Братск, Новокузнецк - это лишь небольшой список.
Конечно же, вряд ли можно будет изменения. Даже фанаты говорят о скорой гибели электротранспорта в регионе, ведь лучше избавиться от нелюбимых детей. Но будет ли от этого лучше?
Вот только в этой истории есть один нюанс - немало единиц автобусов из той тысячи на данный момент выглядят примерно также, как многие трамваи и троллейбусы.
Материал создан при поддержке канала "Уфимский транспорт" и группы "Уфимский электротранспорт".
Благодарю за внимание!