Всем Доброго Аудиофильского!
Вот есть у меня на канале толковые подписчики! И вот недавно один из них попросил сделать обзор на Шарообразные Колонки. Он просил на одну модель. А мы сейчас сделаем большой большой обзор данной темы.
Спасибо ему за эту идею!!!
Я ведь и сам замечен в производстве таких колонок. На текущий момент 2 пары сделал.
Звук у них особый. С прозрачным басом, с голографическим пространством, которое уходит в глубину от линии колонок к стене, что за ними. И это очень приятный звук. Он детальный, разборчивый.
Правда есть нюанс. Он при этом какой-то уж очень объемный. И воздушный. Эти же самые динамики, стоящие в более классических формах звучат как будто нейтральнее, хотя при этом и не так детально, и не с такой стабильной панорамой.
Т.е. у этих шаров есть как реальное повышение качества работы системы, так и какая-то Аудифильская побочка.
В целом объясняется это все просто.
У классического прямоугольника динамик вызывает звуковую волну, которая отражаясь от статичного воздуха, летит как вперед на слушателя так и назад в колонку.
И вот дальше звук, что в колонку полетел, отражается от ее корпуса. И снова летит в слушателя.
При этом этот второй звук, он ведь с задержкой. А значит фазовый сдвиг. Фазовая задержка.
Вот отсюда и нарушение, как в в детальности звучания, так и в АЧХ.
АЧХ на некоторых частотах в силу совпадения фаз возрастает, а на других частотах наоборот проседает.
фото отсюда https://club.radioscanner.ru/topic1987-13.html
Выглядит это вот так.
У шарика она наиболее плавная. А у других форм беспределит. Причем во всем спектре частот.
Я делал кубические насадки на шарик. И с ними происходит странное изменение звука.
Помимо снижения детальности возникает ощущение, что задрался одновременно и бас, и середина.
Т.е. полосы пиков настолько узкие, что спектр между ними воспринимается на слух как отдельные частотные диапазоны.
Но тут же и важный момент. Если на прямоугольнике отраженная волна летит в слушателя. То на шарике она тоже летит. Только в потолок, в стены, и в пол.
И за счет этого возникает этот эффект увеличения объема звучания.
И вот с ним тоже не все гладко. В идеале этой отраженной волны быть не должно вообще.
А тут выходит, что с одной стороны детальность возросла. А вот фантомный размер источников звука - он тоже увеличился.
Получается гибрид повышения качества и точности звучания, и Аудиофильского эффекта.
Т.е. не маскировка искажений, как обычно Аудифильские Приемы работают. А наоборот - реальное снижение искажений, но при этом с бонусом в виде Аудифильских Призвуков.
Ладно. Ладно!!! Давайте правильно. По инжереному. Аудифильских, блаогозвучных, но искажений. Т.е. у нас есть снижение искажений одного вида, с прибавкой искажений другого вида. Не маскировка одних искажений другими, а вот именно устранение одних с одновременным добавлением других. Вот где сюрприз, класса взрыв мозга.
Ну а т.к. я постоянно бузю про Прогресс. То где ж тут Прогресс Точного Звука тогда? С этих позиций данная форма колонок все равно требует дальнейшей доработки.
Но т.к. звучит она шикарно. То ее всячески придерживают в производстве. С психологической точки зрения она решает много проблем, и одновременно с ними доставляет повышенное удовольствие. А при таком деле люди могут ненароком и забить на дальнейшие задачи о противофазном звукоподавлении.
Ведь финальная цель Прогресса Повышения Достоверности Звука - это... ТИШИНА!!! Активная ТИШИНА!!! За пределами которой у вас шум и гам, причем уровня самолетов преодолевающих сверх-звуковой барьер.
Но шарики все-таки делают. Время от времени. Чтобы инженеры не забывали и о таком пути повышения достоверности.
И в СССР их делали, особенно в 70х. И за Морями делали. И сейчас надо сказать тоже делают.
И вот про это все обзоры наши и будут в ближайшее время.
Я думаю я части в 2 сейчас уложусь.
1. Grundig Hifi-Kugelstrahler 300
фото отсюда https://www.hifi-wiki.de/index.php/Grundig_Hifi-Kugelstrahler_300
Начали это все Грюндики.
Причем система их хитрая. Это 2.1 система.
Псассивный сабвуфер в отдельном корпусе, и 2 сателлита.
Сателлиты были 2х полосные с коаксиальным размещением излучателей. Т.е. СЧ динамик в глубине, а пред ним пищалка.
Сделали они это все в 1972м году.
2. Grundig Duo-Bassbox 401
фото отсюда https://www.hifi-wiki.de/index.php/Grundig_Duo-Bassbox_401
Эта система была так же в 1972м году.
Вы видели картинку с графиками. Куб самый плохой вариант для колонок.
Но зачем же Грюндик сделали его?
Тут все просто.
Пользователи, и инженеры, особенно начинающие, должны были сравнивать. Не дома. В магазине.
И вот тут как раз 2 диаметрально-противоположных системы. Причем с одинаковым сабом.
Саб тут тоже хитрая тема. Дело в том, что бас несколько маскирует все это дело. Оно очень хорошо слышно именно с отсечкой в районе 100 Гц. А потому сателлиты отдельно и саб отдельно - вот самая самая тема для сравнения звучания. Саб всегда можно выключить.
Т.е. тут явно был вклад в рекламу и иллюстрацию Прогресса, нежели в саму задачу продавать эти колонки. Приоритетом было другим инженерам показать что к чему.
Пришел человек в салон, где обе модели на витрине стоят. Включил от одного усилка с выходом на 2 пары колонок. Да и поставил их так, чтобы прям один в один стоял. Ну и пощелкал за одну ручку. Призадумался. Начал Прогресс Двигать у себя в голове.
3. Grundig 310/510
фото отсюда https://www.hifi-wiki.de/index.php/Grundig_TL_100
В 1979м году они во чего сделали.
Инженеры уже 7 лет тему изучали. В магазинах технику слушали. А кто и домой покупал.
Так вот можно было уже не так сильно париться по части сравнения звучания.
В общем вот вам 2 шарика.
Один попроще.
50 Гц - 26 кГц.
Другой покрупнее. Тут вот написано, что 48 Гц по басу брать стал.
Но по факту один шарик 19 см в диаметре. А другой 25. Там минимум 10 Гц вниз отдачи прибывать должно.
Не важно в какой части корпуса динамики стоят. Ради 2х Герц биться бы никто не стал.
Хотя динамик в таких системах стоит где-то в первой трети шарика, а не по середине. Т.е. он не 25 см, а где-то 20. А может и поменьше чуток. 16.
Но это сейчас не суть. Важно, что эволюция целей и задач именно Прогресса на лицо. И мы запросто прощупываем ее психологию.
3. Вега 319 Стерео
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/radiopriem/rl_ps/wega319s.html
В СССР Грюндику ответили уже в 1974м.
Прям через год.
Только сделали проще. Зачем нам проблемы с басами? Выкинуть басовик и нет проблем!!!
Шары от 100 Гц и порядок.
Правда отношение к задаче было хитрое.
С одной стороны Вертушка 3го класса. Правда Стерео.
Т.е. в целом-то это такой намек, что по документам она 3го класса, а звучит-то по части детальности на первоклашку. Не взирая на Пьезо-Головку.
Тут как раз момент, что Пьезо-головка и Магнитная по части детальности в какой-то мере эквивалент шарика и кубика. Схожее различие.
А потому эта вертушка на Шарах должна звучать на уровне магнитноигольчатых, но с кубикамики или прямогульниками.
4. 6АСШ-1 Вега
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/akust_ustr/as_pas/6assch1.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/akust_ustr/as_pas/6assch1.html
Это собственно колонки от этой вертушки.
Колонка тут коаксиальная, 2х полосная. Пищалка на оси СЧ/НЧ динамика.
Уровень баса от 100 Гц, по верхам до 10 КГц.
Материал колонок правда не самый благозвучный. Это литье металлом. Аллюминием.
***
Ну а продолжение темы будет в следующей статье. Там будут и другие Шарообразные колонки из СССР, и современные различных производителей.
Мне нужно тренировать удержание интереса читателей. А потому показателем этого удержания будет процент прочитавших вторую часть. Он обычно ниже, чем у первой. А мне-то нужно, чтобы обе на равном уровне шли.
А потому прерываюсь на самом интересном!!!
Спасибо, что дочитали!!! До встречи во второй части этого обзора. Он выйдет в ближайшие 2-3 дня.
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье