– Это было только твое решение! – говорит тридцатилетней Полине муж. – Я тебя на аборт не тащил, и мать твоя тоже. Если ты так хотела ребенка – ну и рожала бы! Ну и что, что я сказал «не вовремя»... Действительно не вовремя, но справились бы – если бы ты родила! Ты сама лила слезы и не хотела рожать. Так что не ищи виноватых. А то, что предупреждали, что будет трудно с двумя – так это правда! Денег нет, квартира маленькая, ребенок старший непростой. Ты устала! Ты сама это говорила! А теперь все тебе виноваты, кроме тебя!..
...Семья Полины такая же, как у всех, или, по крайней мере, как у многих других - муж, многострадальный пятилетний ребенок и, к сожалению, очень сложная в плане здоровья семья. С одной стороны, ничего страшного и непоправимого нет: беспокойным, гиперактивным ребенком, который до года часами кричал, который до сих пор просыпается по четыре раза за ночь, сегодня никого не удивишь.
И тем хуже, если он ни минуты не может усидеть на месте, прыгает, бегает, кричит, крушит дом - ведь он всего лишь ребенок! Никто не обещал, что все будет легко и просто.
Только вот в какой-то степени никто не предупреждал, что будет так трудно. Молодая женщина с содроганием вспоминает первые годы материнства: это было своего рода непрерывное бдение, ребенок полностью лежал на ее плечах. Муж работал с утра до ночи, а родители, жившие неподалеку, тоже не спешили ей помогать.
– Что там уставать–то, с одним новорожденным ребенком? – не могла взять в толк мама поначалу. – У людей вон по трое–пятеро, и то справляются, а ты! Я в твоем возрасте с двумя справлялась, с первоклассником и новорожденной, еще училась по вечерам. А у тебя, кроме ребенка, никаких обязанностей! Уложила его – и ложись тоже, спи. В чем проблема?
Впрочем, «в чем проблема», мама поняла очень быстро. И так же быстро сменила тактику.
– Ну неееет... С ТАКИМ ребенком я не справлюсь! Это же ужас, ураган!.. Я просто боюсь!.. Я не смогу за ним уследить!
Примерно год назад мне удалось записать сына в детский сад, и стало немного легче. Полина взяла себя в руки, наконец-то наладила свою жизнь, подстриглась, вылечила зубы и записалась в бассейн. У нее налаживаются отношения с мужем, который уже ломается от усталости и бытовых проблем, подруга предлагает ей хорошую подработку, она подумывает о расширении квартиры, словом, жизнь вдруг заиграла красками и перспективами.
О рождении второго ребенка Полина не задумывалась даже теоретически.
А тут, как всегда, та-дамм - две группы.
Полина всегда была против абортов, категорически.
Но она была уверена, что у нее его не будет. Она была не из тех, кто может забеременеть мгновенно. Своего первого ребенка она не могла зачать два с половиной года, а после родов принимала все меры предосторожности. Где, как, почему? Полина не верила в такие истории, а тут такое...
Ее муж тоже в шоке.
- Второй? И что теперь? Мы еще даже одного не собрали... А как же праздники? А как же квартира? Четверо в одной комнате с кричащим ребенком... Мои родители не помогали с одним ребенком, а с двумя они были бы совершенно перегружены... И это действительно не самое лучшее время, понимаете? Мы только переводим дух, и что, опять?
- Делать аборт! - прямо сказала моя мама. - И не смотри на это так. И не делай из мухи слона. Добро пожаловать в реальность. Все делали, делают и будут делать аборты! Это незначительная операция. Не надо себя накручивать. Зачем тебе второй ребенок? Вы не можете справиться с одним... Ребенок должен быть желанным. И если вы уже думаете "стоит ли мне это делать", то не стоит!
– А может, все–таки родить? – нерешительно заглядывала всем в глаза Полина. – Раз уже так получилось, а?.. Другие же как–то справляются?.. Может, и мы как-нибудь, а? Ребеночек-то уже есть...
– Рожай! – с сарказмом в голосе хором отвечали ей близкие. – Давай, конечно, рожай, чего там! Второго ребенка в однокомнатную квартиру! как вы все спать будете, ты подумала? Хотя – зачем думать! Плоди нищету! Только, знаешь, потом – не жалуйся! Не говори, что тебе тяжело. Это было твое решение!
Полина, после нескольких дней слез, приняла рекомендацию и сделала аборт.
По всем медицинским показателям операция прошла идеально, с тех пор прошло около шести месяцев, и казалось, что пришло время стереть все с лица земли и начать жить дальше. Но проблема в том, что Полина не поправляется и чувствует себя все хуже и хуже душевно. Ей ужасно стыдно за то, что она сделала, она потеряла покой, не может спать, считает недели прерванной беременности, впала в депрессию...
...и обвиняет своих близких. Она даже не может больше смотреть на своего мужа. Если бы он поддержал ее тогда, хотя бы полусерьезно, у них бы сегодня был ребенок. Может быть, даже дочь. Но он не поддержал. А теперь той девочки нет, этой нет.
А ее муж показывает себе большой палец вверх. Он нисколько не винит себя. Он не довел свою жену до аборта, он просто высказал свою точку зрения. Что он сказал? Правду, и только правду. Никаких особых условий или возможностей для рождения второго ребенка нет, и это не обсуждается. Полина сама приняла решение и пошла к врачу по своей воле. Так что нет причин винить кого-то другого...
А вы как считаете, кто больше виноват в таких ситуациях – женщина, которая своими ногами идет на аборт через «не хочу», или ее окружение?
С одной стороны, кто хочет ребенка, тот его родит. И на аборт женщина идет, собственноручно подписав согласие.
С другой – женщина в таком непростом положении все–таки, наверно, нуждается в поддержке. Не все хотят, да и могут, рассчитывать только на себя. И не все обязаны совершать подвиги. Наверное...
Дело, конечно, уже сделано, и разговоры теперь не помогут, но все–таки, как считаете: в том, что ребенок не родился, Полина виновата сама, или все–таки больше – ее окружение?