Гостиный двор
(Из словаря «Мир культуры Енисейска второй половины XIX – начала XX века)
В XVIII–XIX вв. Гостиный двор был одним из главных общественных зданий городов, и Енисейск не являлся исключением. На главной площади взамен хаотического ассортимента торговых лавок возводили каменные торговые ряды. Название происходило от старинного русского слова «гостить» – торговать. Кроме лавок Гостиный двор включал складские и подсобные помещения. Енисейский Гостиный двор был построен во второй половине XVIII в..
Он был двухэтажным, квадратным по форме и включал 114 лавок и большой внутренний двор. Здание было построено местными мастерами и сочетало традиции русского строительства XVII–XVIII вв. с чертами елизаветинского барокко. По площади это было самое большое здание в городе. Южная сторона выходила на ул. Большую (Ленина), а северная – на р. Енисей. Близость к реке создавала удобные условия для доставки товаров и подчеркивала экономическую значимость водного пути. На южной стороне комплекса находилось здание городового магистрата. С 1789 г. здесь разместились Городская дума, а позднее - ломбард. В 1820-х гг. был надстроен третий этаж. С восточной стороны находилась Воскресенская церковь. С западной стороны была построена Преображенская церковь, получившая второе название - Гостинодворская.
Это очень важно, так как в названиях мест церкви всегда имели определяющее значение. Здесь обратная ситуация, что подчеркивает значение Гостиного двора. Четверо ворот Гостиного двора были ориентированы по сторонам света. Таким образом, был создан смысловой центр города, соединяющий политическое, экономическое и религиозное значение и выраженный в едином архитектурном ансамбле. В XIX в. здание неоднократно перестраивалось. Особенно большие изменения были внесены после наводнений и пожара 1869 г.. С упадком ярмарок значение Гостиного двора снизилось, но он по-прежнему оставался организующим элементом центральной части города, фокусом экономической и социальной жизни. С 1883 до 1906 г. здесь был размещен Общественный музей.
Вид с Преображенской церкви. Панорама Гостиного двора. В глубине видна типография Н. Н. Дементьева. Конец XIX – начало ХХ в. (из фондов ЕКМ)