190,4K подписчиков

Иван Ильин: «Я живу только для России»

2,9K прочитали
9 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Ивана Александровича Ильина, выдающегося философа, религиозного мыслителя и общественного деятеля.

9 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Ивана Александровича Ильина, выдающегося философа, религиозного мыслителя и общественного деятеля. Он был одним из тех, кто силой своего таланта и духовной мощи заботился о сохранении исторического опыта России, нес правдивое слово о ее былом и настоящем, размышлял о ее будущем и сумел предвидеть ход развития нашей страны.

Ильин родился в Москве в многодетной дворянской семье. Его отец был крестником императора Александра II, губернским секретарем, присяжным поверенным Округа Московской судебной палаты. Мать, принявшая православие российская немка, дочь коллежского советника, врача-гомеопата. После успешного   завершения гимназии, Иван Александрович поступил на юридический факультет Московского университета, после окончания которого, был оставлен на кафедре энциклопедии права и истории философии для подготовки к профессорскому званию. В 1909 году сдал магистерские экзамены и был утвержден в звании приват-доцента юридического факультета.   

9 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Ивана Александровича Ильина, выдающегося философа, религиозного мыслителя и общественного деятеля.-2

Преподавал историю философии права на Высших женских юридических курсах. Был направлен на двухлетнюю стажировку в знаменитые университетские центры Европы, где слушал лекции выдающихся специалистов западной философии и социального права. За границу он поехал вместе с женой Натальей Николаевной, двоюродной сестрой В.Н. Муромцевой, жены И.А. Бунина. Она окончила Высшие женские курсы, интересовалась историей, философией и искусством, была единомышленницей и помощницей своего мужа.

9 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Ивана Александровича Ильина, выдающегося философа, религиозного мыслителя и общественного деятеля.-3

По возвращении на Родину Ильин продолжает заниматься педагогической деятельностью, с успехом выступает с публичными лекциями. В первый послереволюционный год защитил магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которая принесла ему сразу две ученых степени: магистра и доктора государственных наук.

Государство рабочих и крестьян не нуждалось в таком правоведе, как Ильин. Он был убежденным противником большевиков. Ильина шесть раз арестовывали, два месяца он провел в застенках ЧК. За «непризнание советской власти» его изгоняют из страны – он стал одним из пассажиров «философского парохода» в 1922 году.

 

Жизнь в Берлине пришлось устраивать в непростых условиях. Несмотря на сложное материальное положение, неустроенность быта, Ильин продолжал заниматься научной работой.

9 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Ивана Александровича Ильина, выдающегося философа, религиозного мыслителя и общественного деятеля.-4

Более одиннадцати лет он состоял профессором Русского научного института, много выступал с публичными лекциями в разнообразных аудиториях Европы. Архиепископ Иоанн Рижский, с которым у Ильина установились дружеские отношения, уговаривал его принять духовный сан, чтобы полнее реализовать несомненный дар проповедника. В эти годы Ильин пишет свои блестящие работы по широкому кругу вопросов, касавшихся философии, права, истории, искусства и литературы.

 

Приход к власти Гитлера Ильин поначалу воспринял как появление силы, которая остановит процесс большевизации в Германии. Однако он  довольно быстро разобрался в сущности нацистского режима, определив его как «антихристианский шовинизм, которому все дозволено». В отличие от некоторых представителей русской эмиграции, которые смотрели на Гитлера как на спасителя России от большевизма, Ильин считал его врагом России. «Я никогда не мог понять, как русские люди могли сочувствовать национал-социалистам… Они враги России, презиравшие русских людей последним презрением… Коммунизм в России был для них только предлог, чтобы оправдать перед другими народами и перед историей свою жажду завоевания», — писал философ.

 

Гонения против русского патриота с собственным суждением начались уже в августе 1933 года. Нацистская власть пыталась использовать Ильина против русской эмиграции, предлагала заняться пропагандой антисемитизма, созданием профашистской власти на Украине. На все предложения Ильин ответил категорическим отказом, в результате чего его изгоняют из Русского научного института, лишают права на работу, запрещают заниматься политической деятельностью под угрозой концлагеря. Ему запретили публичные выступления из-за христианских взглядов и отсутствия в них антисемитизма, конфисковали тираж его брошюры «Наступление на Восточную церковь» — нацистский режим поставил целью, чтобы через три года ни в одном храме не должно быть христианского богослужения. Ильин был вынужден скрываться от преследования гестапо. Почему не расстреляли сразу? По словам Ильина, «Бог не допустил».

9 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Ивана Александровича Ильина, выдающегося философа, религиозного мыслителя и общественного деятеля.-5

Летом 1938 года Ильин покидает Германию: «Меня вынесло из Германии как на крыльях ангелов: нигде ни зацепки. Все спасено: до писем Врангеля, Шмелева, до записей и альбомов включительно». Ильин обосновывается в пригороде Цюриха, где прошла вторая часть его эмигрантской жизни. Получить право на жительство в Швейцарии ему помог, в частности, С.В. Рахманинов, который заплатил швейцарским властям денежный залог в размере 4000 франков, что позволило Ильину избежать депортации в Германию и спасло ему жизнь. 

В Швейцарии Ильин продолжает заниматься научной работой, выступает с лекциями. Определяющей линией его творчества становится стремление осмыслить историческое прошлое России, разобраться в причинах трагедии, сокрушившей могучее государство, показать путь возрождения России. Не все задуманное удалось. В последние годы И.А. Ильин тяжело болел. Он скончался 21 декабря 1954 года. В 2005 году прах И.А. Ильина и его супруги перезахоронили на Донском кладбище рядом с могилами А.И. Деникина и И.С. Шмелева.

9 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Ивана Александровича Ильина, выдающегося философа, религиозного мыслителя и общественного деятеля.-6

Труды этого оригинального мыслителя (а это более 50 книг и тысячи статей) не утратили своей актуальности и сегодня, ему удалось многое предвидеть и о многом предупредить. 

Статью И.А. Ильина «О расчленителях России», написанную в 1949 году, необходимо изучать в российских школах и вузах, ее надо читать и конспектировать, чтобы все, кому дорога наша Родина, осознавали, что выпало на ее долю и какие задачи стоят перед ними. У России есть враги. Для одних Россия слишком велика, народ ее им кажется слишком многочисленным, а само ее единство представляется угрозой. Другие видят в России соперника, правда, не посягающего на их достояние, но «могущего однажды захотеть посягнуть». Есть и те, которым завидно, что у русского соседа большие пространства и естественные богатства, и вот они пытаются уверить себя и других, что русский народ принадлежит к низшей, полуварварской расе и что «сам Бог» предназначил его для завоевания, покорения и исчезновения с лица земли. Есть и религиозные недруги, которые мечтают повергнуть русский народ в глубочайшую смуту, разложение и бедствие, которые будут для него «железной метлой», выметающей Православие в мусорную яму истории. Есть и такие, которые мечтают овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом «терпимости» безбожие, под видом «республики» покорность закулисным мановениям и под видом «федерации» национальное обезличие. Это зложелатели – закулисные, идущие «тихой сапой» и наиболее из всех сочувствующие советским коммунистам, как своему авангарду.

Нашим врагам нужна слабая Россия, изнемогающая в революциях, в гражданских войнах и в расчленении. Им нужна Россия с убывающим народонаселением, безвольная, погруженная в бесконечные распри. Им нужна Россия расчлененная, по наивному «свободолюбию» согласная на расчленение и воображающая, что ее «благо» — в распадении. Но единая Россия, национально и государственно сильная, со своей верой и самостоятельной культурой им не нужна.

«Любовь к России соединяется с верою в нее, с верою в ее призвание, в творческую силу ее духа, в тот грядущий расцвет, который ее ожидает, — писал И.А. Ильин. — А люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь».