Найти тему
Две Войны

«Захватили плацдарм на берегу р. Одер. Выдохлись. Готовимся к штурму г. Ратибург»- трагичная судьба Героя СССР из Бурятии

Во Львове находится большое воинское кладбище – Холм Славы. На нём ещё в Первую мировую хоронили русских генералов и офицеров, павших в боях. Очень сложной была дальнейшая судьба этого мемориала. До Второй мировой войны польские националисты творили безобразные надругательства над могилами и прахом русских воинов.

А сразу после Великой Отечественной войны, было решено восстановить мемориал. На Холм Славы свезли и перезахоронили большинство советских солдат и офицеров, участвовавших в освобождении Львова.

Туда же, по решению военных советов фронтов и армий, перевезли из других мест прах воинов, особо отличившихся в завершающих сражениях войны. В том числе перевезены были из Германии останки гвардии полковника Владимира Бузинаевича Борсоева, командира особой ударной артиллерийской бригады резерва Верховного Главнокомандования.

Он погиб на Одере 8 марта 1945 года. 1 февраля в его дневнике такая запись:

«Мы уже в логове фашистского зверя. Я на германской земле. Достиг своей цели. В высшей степени рад и счастлив! Да здравствует Красная Армия!»

А последняя запись, от 7 марта 1945 года, такова:

«Мы захватили плацдарм на западном берегу р. Одер. Выдохлись. Теперь привели себя в порядок. Готовимся к штурму г. Ратибург».

На следующий день он погиб: сразу несколько осколочных ранений в живот; большая потеря крови и обширное повреждение внутренних органов. Умер по пути в госпиталь.

Его могила находится справа от главного входа в пантеон, в самом начале аллеи 25 Героев Советского Союза.

«Гибель командира ошеломила всех нас, ведь до Победы было рукой подать... Обидно до сих пор. У командующего 1-м Украинским фронтом И.С. Конева уже был приказ о присвоении В.Б. Борсоеву очередного воинского звания - генерал-майора артиллерии, – рассказывал сослуживец Борсоева, полковник Василий Тихонович Батрак, служивший в его бригаде начальником связи, – воевал он действительно по-генеральски: высокообразованный, волевой, со всеми чертами большого военачальника, он был любим солдатами и офицерами».
В.В. Борсоев (американский орден был подрисован фотографом потом: Борсоев его на груди не носил). Фото в свободном доступе.
В.В. Борсоев (американский орден был подрисован фотографом потом: Борсоев его на груди не носил). Фото в свободном доступе.

Выпускник Военной академии имени Фрунзе, Владимир Борсоев начал войну командиром артиллерийского дивизиона, потом командовал полком. Перед Львовско-Сандомирской операцией он принял командование 7-й Проскуровской истребительно-противотанковой артиллерийской бригадой резерва – оперативным, подвижным соединением.

К редкой в нашей армии награде – американскому ордену «Легион почёта» – Борсоев был представлен 26 июня 1944 года, за участие в Уманьской операции. В описании заслуг к ордену говорится о том, гвардии полковник Борсоев проявил большое военное искусство, благодаря чему его соединение нанесло противнику серьёзные потери в живой силе и технике: 19 танков, 6 САУ, 12 орудий, 29 автомобилей и повозок, 300 вражеских офицеров и солдат.

Кавалерами этого союзнического ордена среди советских людей стали 10 советских военачальников (главнокомандующих, маршалов), включая Жукова, Конева, Рокоссовского, Говорова, Василевского и других; 14 так называемых «командоров» (командующих – генералов и адмиралов) и 14 высших офицеров (генералов, и несколько полковников). В их числе – Исса Плиев, Василий Маргелов, Александр Горбатов, Мавлид Висаитов.

Большая часть военной биографии героя пришлась на сражения в Украине. С боями он прошёл её всю – от Донбасса до Львовщины. Отсюда была родом его жена Хаина (Анна) Ионовна – из еврейского местечка Чуднов на Житомирщине. После войны она, вместе с единственной дочерью Борсоева Сыреной, осталась жить во Львове. До 2014 года его именем была названа одна из улиц города.

⚡«То, что видел – не передать никакими фильмами!»- рассказ танкиста ИСУ-152 о боях в Сталинграде, и под Варшавой

Борсоев с коллегами-офицерами на фронте. Фото в свободном доступе.
Борсоев с коллегами-офицерами на фронте. Фото в свободном доступе.

Свою единственную дочь Борсоев практически не знал! В эвакуации они с женой прожили всю войну у его родственников в Улан-Удэ, а когда в 1944-м приехали во Львов после освобождения города – воссоединение семьи было совсем кратковременным:

«25 августа. В момент тяжелых боев в районе Затшина ко мне приехала женушка Асюня. И в то же день бои затихли. Какая радость – высказать невозможно!»
«30 августа. Был во Львове, приезжал к семье. С дочуркой познакомился, но полюбить друг друга не успели. Она в течение суток не признавала меня ни в какую. Рад, что семья устроилась в хорошей квартире. Побыл дома 3 дня. Мы с Асюней немного поругивались из-за ревности. Мы крепко любим друг друга. Сердечно проводила меня на фронт».

Вот и всё, что было. Такое суровое было время!

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

Какими ещё орденами союзники награждали бойцов Красной Армии?