Чтобы не быть голословной ворчуньей из серии " раньше солнце ярче светило, девки были краше, а мужики выносливей", попытаюсь по пунктам обосновать доказательствами свои обвинения.
1. убогость языка как следствие ограниченного лексикона:
поколение ЕГЭ говорит и пишет короткими рублеными фразами, плохо излагая свои мысли. Пользуется ограниченным набором слов, чуть шире , чем у Эллочки-Людоедки. Если и встречается сложное предложение, то оно будет почти без второстепенных членов и в нем несколько раз повторится один и тот же союз, своеобразное "дом, который построил Джек".
В "стародавние времена" в нашей небольшой поселковой школе любой мальчишка 11-17 лет выказывал свои симпатии девчонкам не абы как, а строго в эпистолярном высокохудожественном стиле. Во как загнула! Попросту говоря, наши мальчишки посылали по почте письма ( для тинейджеров поясняю : отнюдь не электронной, а несли запечатанный конверт в отделение связи и опускали в почтовый ящик), в которых после "Привета" цитировали стихи о любви. "Я вам не скажу за всю Одессу" , о таком не принято было болтать на весь свет, но лично в моем почтовом ящике почти ежедневно появлялись два-три таких письма от разных отправителей, которые я читала и аккуратно складывала стопочкой в тумбочку.
Мне переписали почти всю лирику Есенина, Блока, Федорова, Асадова, Маяковского.
Уверена, что у многих девчонок в поселке хранились такие стопочки.
И это при всем том, что в 70-е с книгами не только в книжном магазине, но и в библиотеках было не ахти. А уж стихи Есенина и совсем только-только стали печатать, и продавались эти книги исключительно по великому блату. Был такой период в нашей стране, когда Сергей Александрович не приветствовался.
То есть пацанам приходилось здорово потрудиться: найти подходящую книжку, перечитать стихотворения, выбрать понравившееся и аккуратно переписать. Мне ни разу не прислали отрывок, только полный текст.
И да, мальчишки наши были сплошь хулиганы- троечнико-двоечники, на переменах они стремглав вылетали из кабинетов , сбивая на бегу всех встречных-поперечных, чтобы за пять минут успеть покурить за школьным углом, приплясывая от холода на тридцати-сорокаградусном морозе. Когда там одеваться - перемена-то короткая.
Я так подробно описываю наших охламонов, чтобы донести мысль: ни один из них не был ботаником-задротом.
Но все они могли РАЗГОВАРИВАТЬ СВЯЗНО! Не настолько художественно как Пришвин или Чехов, но вполне доступно мысли излагали)
Знали, кто такие капитаны Блад, Грант, Немо, Григорьев и Татаринов, и чем они отличаются от капитанов Кука, Лаперуза, Беринга, Невельского, Магеллана, Дрейка, а уж тем более от Врунгеля, "Пятнадцатилетнего" и капитана Сорвиголова.
Боюсь, если спросить современного старшеклассника о знаменитых капитанах, то услышим исключительно про Джека- Воробья.
Они читали Джека Лондона, Фенимора Купера, Майн Рида, Марка Твена, Роберта Стивенсона, Жюль Верна, Артура Конан Дойла, Вальтера Скотта, Рафаэля Сабатини. А сейчас для школьников эти имена близки и понятны так же, как учебник квантовой физики Нюше из "Смешариков". А тогда стоило кому-то одному прочитать захватывающую книгу или новый вестерн в кино посмотреть, как все это взахлеб пересказывалось остальным, подробно и с красочными эпитетами. Чтение развивало не только кругозор и лексикон, но и приобреталась фотографическая грамотность - зрительная память. Пары за диктанты или сочинения получали не за орфографию или стилистику, а в основном за пунктуацию. Нет, понятно, ошибки встречались, но не такие тупые, как те, что я вижу сейчас у горе-блогеров. Ролики снимать они легко научились. Монтировать их и музыку накладывать - это все "как два пальца об асфальт". Но, не только наложенный текст, а даже название ролика или , того позорнее, собственного канала написать правильно не могут. Ни один из наших пацанов не написал бы ЖГЕТ или
ВСЕТОКИ.
И это не ляпы, как верещат защитники, - это элементарная безграмотность!
Зубрежкой человека не сделать грамотным и эрудированным, но чтение - отличный в этом помощник.
Чтение - хорошая гимнастика для ума, оно тренирует мозг усваивать информацию, именно поэтому "ботаники" легче запоминают и раскладывают по "мозговым полочкам" данные из школьных учебников. Просто натренированы.
Сейчас дети практически не читают и очень мало сочинений в школе пишут, еще и рерайтерят их из сети.
Я совсем не агитирую за то, чтобы из-под палки заставлять прочитывать горы книг. Сейчас все намного проще и доступнее - интернет в помощь. Сама давно книг не покупаю - легче найти в сети.
Но ведь привычку и
желание читать надо прививать чуть не с пеленок. Кто читает сейчас детям? Единицы!
Влупил подборку мультиков, где друг дружку персонажи бьют и обманывают, и от ребенка свободен!
Можно делами спокойно заниматься.
И еще очень важный момент: читать надо не что попало, а именно прививать вкус. Речь не о классике, а о понятии "хорошо"-"плохо".
Он потом сформирует взгляды и привычки, а значит -характер.
Есть старая английская поговорка:
"Посеешь поступок- пожнешь привычку , посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".
Вот и надо сеять поступки ради судеб.
Женские убогие романчики, сляпанные литературными "неграми" детективы или блогерские "творения" - это не "вакцина", а как раз самый зловредный вирус!
Всем тепла и на улице , и дома, и в сердце.
Ну и напоследок небольшой отрывок и ссылка на полную версию, послушайте внимательно:
"...Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит, в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!"
( "Баллада о борьбе"
В.Высоцкий 1975 г.)