Пятёрка лучших: топ-5 картин в Русском музее

1,5K прочитали

Вот они — от Брюллова до Врубеля

Питерский Русский музей — настоящий рекордсмен. Экспонатов в нём около 445 тысяч, и все созданы исключительно русскими авторами, что делает этот музей крупнейшим собранием национального искусства нашей страны в мире. Общая площадь зданий и парков в музейном комплексе равняется 300 тысячам м2, и это почти на 70 тысяч м2 больше, чем пространства Эрмитажа. Очевидно, что и знаменитых картин тут немало. О них мы и расскажем в этой статье.

Билеты и экскурсии в Русский музей >>>

Вот они — от Брюллова до Врубеля Питерский Русский музей — настоящий рекордсмен.

Несколько дворцов — и даже замок: куда идти смотреть шедевры?

Самые известные картины собраны в главном здании Русского музея, Михайловском дворце, построенном в 1819-1825 годах, и прилегающем к нему Корпусе Бенуа, построенном в начале XX века. Дворец построил архитектор Карл Росси, автор огромного множества зданий в Санкт-Петербурге, а также мостов, улиц и архитектурных ансамблей. Многие считают Михайловский дворец лучшим из его творений, отмечая благородную, выдержанную роскошь этого строения. Войдя в здание, вы попадаете в вестибюль, торжественное помещение, встречающее посетителей колоннами коринфского ордера. Впечатляет и Голубая галерея со скульптурами кариатид. В 1830-х некоторые комнаты во дворце были перестроены и оформлены в соответствии с новой модой. Но не стоит расстраиваться, что вы не увидите оригинальные интерьеры. В обновлении принимал участие А. И. Штакеншнейдер — архитектор, подаривший Петербургу в XIX столетии Мариинский и Николаевский дворцы, работавший над парком «Александрия» и павильонами в Петергофе.

«Последний день Помпеи» К. П. Брюллова

Об этом произведении слышал без преувеличения каждый. Оно находится в Михайловском дворце в зале № 14. К его появлению привело давнее желание живописца создать монументальное полотно на основе реального исторического события. После того как Карл Брюллов побывал в Италии на раскопках города Помпеи, уничтоженного при извержении вулкана, пазл сложился: художник понял, что ему нужно писать. Тщательно изучив исторические источники и огромное множество литературы для максимальной реалистичности, Брюллов приступил к работе. На создание шедевра ушло шесть лет.

Интересно, что в качестве моделей живописец использовал не только итальянцев, рисуя их с натуры, но и близких ему людей, включая себя самого (обратите внимание на человека, держащего над головой футляр с красками) и свою возлюбленную — графиню Ю. П. Самойлову. Причём её он изобразил не единожды, а целых четыре раза! Найдите на холсте женщину, упавшую с колесницы; женщину с младенцем; женщину с двумя дочерьми; женщину с сосудом на голове. Это всё она, любимая Карлом Брюлловым Юлия Самойлова.

 Брюллов К.П. Последний день Помпеи
Брюллов К.П. Последний день Помпеи

«У дверей мечети» В. В. Верещагина

Полотно хранится в зале № 25 Михайловского дворца. Василий Верещагин написал его во время своего путешествия по Средней Азии, итогом которого стала Туркестанская серия картин. В серии представлены полотна разных жанров — от масштабных батальных сцен до бытовых зарисовок. Верещагина одинаково привлекала и военная, и этнографическая тематика. Работа «У дверей мечети» относится ко второй. На ней изображён вход в мечеть Газрет-Ясави в Туркестане (сейчас этот город находится на территории Казахстана). У дверей мы видим нищих — скорее всего, монахов-дервишей. На себя обращает внимание обилие деталей — насколько тщательно прописан резной орнамент на деревянных дверях, материал ткани, из которой сделана одежда нищих. Такая прорисовка была отличительным признаком живописи Верещагина в период его восточных экспедиций.

Верещагин В.В. У дверей мечети
Верещагин В.В. У дверей мечети

«Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи

В зале № 35 Михайловского дворца можно увидеть самое знаменитое полотно Архипа Куинджи — загадочную «Лунную ночь на Днепре», которая в своё время вызвала немало вопросов. Игра света и тени здесь настолько необычна, что, когда картину впервые представили публике, люди пытались заглянуть за холст — нет ли там светильников или свечей? Но всё это — исключительно дело рук художника. Куинджи находился в постоянном поиске новых способов передачи цвета, экспериментировал с составами красок. В результате получилось то самое свечение луны, словно фосфорическое, подсвечивающее облака вокруг и, главное — гладь Днепра. Она кажется будто шёлковой и тоже светится, словно фосфор. Иных деталей минимум. Не размениваясь на мелочи, Архип Куинджи сумел создать иллюзию небывалого простора, бесконечности природы — неба, реки и окружающих её степей, скрытых во тьме.

 Куинджи А.И. Лунная ночь на Днепре
Куинджи А.И. Лунная ночь на Днепре

«Небесный бой» Н. К. Рериха

В зале № 41 Флигеля Росси в Михайловском дворце находится одно из произведений искусства, в котором словно выражена тревога перед предстоящим. Это передано и художественно, и в названии. Неудивительно — Рерих написал полотно в 1912-м, когда до Первой мировой войны оставалось два года, а мир постепенно погружался во всё больший хаос. Облака разных форм и оттенков находят друг на друга, словно борясь между собой. И если в небе — бой, на земле (пока ещё) спокойствие. Тихие реки и озёра, горы и поля, жители поселения, — скорее всего, древнеславянского — ещё не знают, что предстоит в будущем.

Рерих Н.К. Небесный бой
Рерих Н.К. Небесный бой

«Шестикрылый серафим» М. А. Врубеля

Эту картину нужно искать в зале № 66 Корпуса Бенуа. Теософы (последователи эзотерического течения рубежа XIX и XX веков) склонны считать работу Михаила Врубеля иконой символизма в самом религиозном смысле этого слова. В образе библейского ангела выражена идея призыва каждого творца (живописца, литератора) — пробуждать людей от сна обыденности к высшей цели с помощью искусства. Для Врубеля, принадлежавшего к течению символизма, эта идея в творчестве была основополагающей. Другие его известные произведения («демоническая» серия, «Пророк») исследуют эту же тему — личность, томящуюся в стремлении к высшему идеалу.

В период, когда создавался «Шестикрылый серафим», Михаил Врубель находился не в лучшем душевном состоянии. Это было его последнее масштабное полотно, которое он писал между приступами тяжкого психического недуга. Однако произведение преисполнено строгой торжественности, следов душевных метаний и страданий автора на холсте будто бы нет. Ангел на полотне строг, словно нацелен исключительно на донесение и исполнение божественной воли.

Врубель М.А. Шестикрылый серафим
Врубель М.А. Шестикрылый серафим

Осталось время. Что посмотреть ещё?

Если у вас ещё есть немного времени, чтобы осмотреть экспозицию главного здания Русского музея, обратите внимание на следующие картины в Михайловском дворце:

  • И. К. Айвазовский «Девятый вал», зал № 14;
  • В. М. Васнецов «Витязь на распутье», зал № 28-2;
  • И. Е. Репин «Бурлаки на Волге», зал № 33;
  • В. И. Суриков «Переход Суворова через Альпы», зал № 36.

В Корпусе Бенуа советуем заглянуть в залы:

  • № 71, где представлено полотно Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем»;
  • № 79, где вы увидите картину К. С. Петрова-Водкина «Смерть комиссара»;
  • № 81 с работой А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя».

Также заслуживают внимания картины И. И. Шишкина, Г. И. Семирадского, П. Н. Филонова и К. С. Малевича.

Русский музей подарит вам море впечатлений, даже если времени на посещение музея совсем немного, — важно только знать, куда идти. Не забудьте также обратить внимание и на сами здания, в которых выставлены выдающиеся произведения русского искусства. Они сами по себе — настоящие шедевры архитектуры.

Трипстер предлагает экскурсии по Русскому музею в сопровождении опытных гидов, которые помогут максимально полно прочувствовать шедевры Русского музея и расскажут, какая история скрывается за каждым из них. Причём вы можете выбрать формат экскурсии, интересный именно вам и тем, с кем вы придёте на выставку. Детям понравится интерактивная игровая экскурсия или квест, а взрослых может заинтересовать осмотр экспозиции вместе с гидом-психологом или арт-терапия.