Найти тему
МК-Кавказ

Борьба с коррупцией – государственный приоритет

В центре этой работы находится управление губернатора Ставропольского края по профилактике коррупционных правонарушений. Одна из главных задач подразделения - анализ доходов и расходов госслужащих, данных об их имуществе – от недвижимости до акций. Сейчас управление опирается в своей деятельности на принятую два года назад по инициативе губернатора Владимира Владимирова Программу противодействия коррупции в Ставропольском крае на 2021-2025 гг. Ранее действовали программа противодействия коррупции в Ставропольском крае на 2016 год и программа противодействия коррупции в Ставропольском крае на 2017-2020 годы.

    Фото: управление губернатора Ставропольского края по профилактике коррупционных правонарушений.
Фото: управление губернатора Ставропольского края по профилактике коррупционных правонарушений.

Вплоть до увольнения

Результатов уже удалось достичь немалых. Так, в ходе декларационной кампании 2022 года сведения о своем финансовом и имущественном статусе представили более 11800 должностных лиц края. Проработав полученный массив данных, сотрудники управления подняли вопросы о возможных нарушениях со стороны чуть менее чем 600 чиновников. Речь шла либо о возможном утайвании части доходов или о нарушениях ограничений, существующих для госслужащих, либо же конфликте интересов.

В 588 случаях эти подозрения в той или иной мере подтвердились. Фигуранты расследований в зависимости от тяжести выявленных нарушений получили различные взыскания.

«Из них к одному лицу, замещающему государственную должность, одному руководителю краевого учреждения и четырем лицам, замещающим муниципальные должности, была применена мера ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия», - подчеркивает руководитель управления Юлиана Радченко.

А в целом 600 чиновников за год – это само по себе серьезно, учитывая, что еще 8 лет назад, до создания управления, о подобном уровне выявления нарушений край мог только мечтать. Но уже в ближайшее время результативность работы по противодействию коррупции может вырасти дополнительно – эти ожидания эксперты связывают с вводом в строй, согласно указу Президента Владимира Путина, специальной информационной системы под названием «Посейдон».

Принцип действия системы основан на анализе так называемых «больших данных» (Big Data). Законодательство обяжет направлять в «Посейдон» сведения о сотрудниках всех федеральных и региональных органов государственной власти, госкорпораций и аффилированных с государством компаний, фондов и банков, ряда других организаций, чья работа так или иначе связана с выполнением государственного заказа. Одновременно «Посейдон» получит доступ к различным базам данных, например, о владельцах имущества, операциях с имуществом, об учредителях и руководителях организаций и т.п., благодаря чему сможет напрямую получать различные данные и сопоставлять их друг с другом. В результате выявляемость правонарушений коррупционного характера может увеличиться кардинально.

Учить важнее, чем карать

Но даже самая эффективная работа по пресечению коррупции и наказанию виновных не способна сама по себе обеспечить стратегический перелом в борьбе с этим злом. Специалисты управления подчеркивают: не менее важно вооружить каждого госслужащего четкими и актуальными знаниями о том, где пролегают границы между допустимыми действиями и уголовно наказуемыми деяниями.

Есть вещи очевидные каждому – например, нельзя получать взятки, будь то в виде денег, дорогих подарков или услуг. И чиновника, пошедшего на подобное, можно и нужно наказывать сразу. Но что если, например, сотрудник налогового органа читает в свободное от работы время лекции в местном учебном центре? Само по себе это не коррупция, и вполне допустимо.

Но вот если выяснится, что по своим должностным обязанностям сотрудник обязан в том числе администрировать налоговые поступления от того самого учебного центра, то ситуация приобретет уже другой оттенок. Кроме того, нарушением будет являться чтение тем же самым сотрудником курса о способах снизить налоговую нагрузку на предприятие. Подобное по сути является разновидностью конфликта интересов и тоже повлечет за собой серьезные меры реагирования. Аналогичная ситуация может быть с государственными закупками.

Чтобы наглядно показать границы допустимого, сотрудники управления организовали очень плотную линейку мероприятий в органах власти и местного самоуправления, государственных компаниях на территории края. Например, только за прошлый год в регионе было проведено более 3800 мероприятий антикоррупционной направленности в форме круглых столов, семинаров, лекций-дискуссий, конференций, общественных слушаний. Их главной целью было помочь госслужащим обеспечить соблюдение антикоррупционных запретов, ограничений и требований.

Кроме того, разработаны управлением и специальные методические рекомендации, охватывающие самые разные ситуации, в которых может проявиться конфликт интересов. Эти рекомендации построены на реальных ситуациях из практики. Следование им помогает не только соблюсти правила, но и определить стратегию действий в случае выявления нарушений.

В одних случаях, когда объективного вреда не было нанесено, достаточно просто принять дополнительные ограничительные меры. Например, у сотрудника государственного органа, ответственного за реализацию мер государственного контроля в отношении одной из коммерческих компаний, обнаружились в собственности акции этой самой компании. Конфликт интересов налицо, но и явных намеренных нарушений со стороны госслужащего при этом не отмечено – он ведь мог приобрести эти акции просто как средство инвестирования честно заработанных средств. В этом случае понадобится либо убедить сотрудника продать ценные бумаги или перевести их в доверительное управление, или же передать полномочия на работу с этой компанией другим его коллегам, не связанным подобными отношениями.

А вот если установлено, что государственный служащий намеренно использовал свое служебное положение, чтобы помочь связанной с ним компании, тогда разговор должен быть уже совсем другой.

«Заместитель руководителя одного из краевых государственных органов в силу личной заинтересованности предпринимал действия, направленные на поддержку интересов фирмы-подрядчика, это вызвало публичный конфликт, нанесший заметный репутационный ущерб региональной власти. Понятно, что решение здесь было однозначным – освобождение от должности по самой суровой формулировке, то есть в связи с утратой доверия», - приводит пример Юлиана Радченко.

Слово за молодежью

Есть и еще одно ключевое условие для обуздания коррупции: формирование в обществе по-настоящему нетерпимого отношения к ней. Это работа долгая и серьезная, и одними лишь ведомственными мерами нереализуемая, поэтому управление по противодействию коррупции делает все возможное, чтобы привлечь к ней и широкие общественные силы. Это, кстати, еще один приоритет в реализации краевой программы противодействия коррупции.

И одна из наиболее значимых целевых групп в этой работе – молодежь, на которую ориентирована заметная часть мероприятий по линии управления. Заметным успехом в этой части стал конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции», приуроченный к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря. Молодые жители края активно откликнулись на него, прислав более 360 рисунков и плакатов, а также полсотни видеороликов.

Идеи и подходы демонстрировались самые разные, и наиболее креативные из них обратили на себя внимание жюри. Например, победительницей в номинации среди видеоработ стала Екатерина Беликова, сочинившая настоящую басню о коррупции в духе прославленного русского баснописца Ивана Крылова. А еще одна из победительниц конкурса Людмила Воронина отобразила губительность коррупции через призму спорта.

«Идея, которую мы хотели донести до зрителей, состоит в том, что коррупция убивает не только спорт, но и мечты нашего поколения и наших детей. На мой взгляд, спорт можно использовать как один из механизмов борьбы с коррупцией! Воспитывая честных спортсменов, мы воспитываем у молодежи антикоррупционное мировоззрение», - подчеркнула она на церемонии награждения.

Результаты проведенного конкурса наглядно показали, что в обществе, в том числе в его молодой части, есть серьезный запрос на расширение антикоррупционной борьбы, причем ответственной и взвешенной, нацеленной на конкретные результаты. И, как подчеркивает Юлиана Радченко, над достижением этой цели работа будет вестись и дальше, а о ее результатах граждане будут получать самую полную и прозрачную информацию.