В одном из моих любимейших советских фильмов "Любимая женщина механика Гаврилова", где красивые люди красиво бьются за свою любовь, есть нелишний "лишний" персонаж. Он неплохой, но противный до брезгливости. Это Слава, врач призывной комиссии, бывшая пассия Риты.
В день неудавшегося бракосочетания Риты с Гавриловым, он видит ее, проезжая мимо ЗАГСа и внезапно вспоминает о чувствах. Чувствах, разумеется, к себе! Притормаживает и с барского плеча предлагает Рите провести время — он ради этого даже готов опоздать на работу! Какой порыв, какое безрассудство — ради "любимой" женщины не жалко ничего!
Но Рита холодна, и Слава сразу понимает причину: слишком уж долго он о ней не вспоминал. Значит, его место занято. Как так?
— Ты влюблена? — спрашивает он.
— Я люблю, — отвечает Рита. Любовь и влюбленность не одно и тоже, если второе можно подвинуть, переждать, но с первым уже ничего нельзя поделать.
Но Слава пытается "обжаловать приговор" вопросом
— Сильнее чем меня?
Рита не отвечает, показывая этим, что их дело пересмотру не подлежит и давно сдано в архив.
Про Гаврилова она говорит удивительные слова:
— Так захотелось спрятаться за его спину. Прямо до слез!
Это слова сильной женщины, которой больше не надо быть сильной. Слова женщины, не сдавшейся и получившей свою награду.
Но Гаврилов не приходит к 10. И Рита чувствует, что земля проваливается под ее ногами, но по привычке начинает... бороться, хотя сил нет. Нет, потому что рядом со Львом она ощутила, как устала за эти годы. Она собирает себя в кулак, ходит по сентябрьской Одессе, встречает людей, которые не переживают подобную ее драму, пытается прикинуться одной из них, но не может.
Она слишком цельная личность, чтобы сделать вид, что ничего не произошло. Да, так бывает, что мужчины не выполняют свои обещания. Но она, Рита, как она могла ошибиться в Гаврилове? Неужели ориентиры, которые в ней — сбиты? Неужели могло случиться так, что человек, в котором она видела свое отражение, оказался фальшивкой? Что тогда она сама?
Единственный человек, который способен прочувствовать ее боль — дочка. В силу отсутствия жизненного опыта, девочка не в состоянии понять, как глубоко мать переживает случившееся, но она понимает, что ей нужна помощь.
Она сбегает из школы в госпиталь и зовет дядю Славу на доверительный разговор. Она понимает, что спасти ее мать может только сильный поступок, который вернет в нее веру в то, что ее идеалы разделяет еще кто-то, что она не одна.
— Знаете, дядя Слав, мне кажется, вы один из таких мужчин, который может совершить благородный необдуманный поступок.
Девочка говорит о женитьбе на своей матери. Но ответ заставляет ее очень многое понять о дяде Славе и его отношении к маме:
— Я уже совершил благородный поступок. Необдуманный.
Услышав о личной драме бывшей "любимой" женщины, будучи взрослым и женатым (а значит с устроенной личной жизнью), перед ее дочкой, отчаянно пытающейся помочь матери, он не упускает возможности встать в театральную позу, чтобы выпендриться. Это так мелко, так ничтожно!
Девочка даже не знает, что таким образом он берет реванш за утренний разговор с Ритой. Поверженную и отсутствующую, он пытается пнуть ее.
Ведь если бы любил, то моментально осознал бы, что это — его единственный шанс вернуть ее. Бросил бы свою постылую "крашеную" и понесся бы искать Риту, чтобы сказать, что больше не отпустит ее.
Позже он выслеживает ее — или случайно встречает на машине — но не пытается догнать. Вот если бы встреча произошла "спонтанно", он бы разыграл спектакль "Я осознал, что ты — единственная, кого я"... Ну и дальше шли бы сплошные Я, Я, Я.... Говорить красивые слова и забалтывать, изображать благородство и мужественность он умеет. И ехать на шее сильной женщины, загнанной в тупик. Не пытаясь ей помочь.
Да вот только даже если бы Гаврилов не вернулся, у Славика не было бы шансов. После таких, как Гаврилов, к таким как Слава такие женщины, как Рита не возвращаются.