Найти тему
1,4K подписчиков

«Жизнь после диплома» — интервью с Яковом Осипенковым

Начинаем сегодняшний день с увлекательной истории бауманца в рубрике #жизньпоследиплома@bmstu1830

Яков Осипенков — выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедры МТ-3. А еще Яков — практикующий специалист по платной рекламе, популяризатор веб-аналитики в русскоязычном сообществе, автор блога
osipenkov.ru, печатной книги по Google Analytics и нескольких электронных руководств по аналитике данных, суммарное количество скачиваний которых превышает 30 000.

В данный момент Яков работает на себя, оказывает консультации по аналитике и рекламе, ведет свой YouTube-канал, развивает проект по визуализации данных, занимается просветительской деятельностью, помогает бауманцам попробовать свои силы в интернет-маркетинге и всегда открыт к общению со студентами.

Бауманец прошел довольно тернистый путь, прежде чем найти свое любимое дело. Об этом он подробно рассказал в нашем интервью. Однозначно рекомендуем к прочтению!

— Скажи пожалуйста, в каком году ты закончил МГТУ? На какой кафедре учился?

В 2014 году, факультет «Машиностроительные технологии» (МТ), кафедра МТ-3 (Технологии машиностроения), специализация «Проектирование технологических комплексов механосборочного производства».

Начинаем сегодняшний день с увлекательной истории бауманца в рубрике #жизньпоследиплома@bmstu1830

Яков Осипенков — выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедры МТ-3.

— Почему ты выбрал именно Бауманку?

Впервые я оказался в стенах университета в 2002 году, когда мне было 11 лет. В то время родители водили меня на разные курсы Бауманского учебного центра «Специалист», где я изучал Word, Excel, Photoshop, работу в интернете, программирование. И вот одно из обучений как раз проходило в Главном учебном корпусе МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В то время как раз вышел фильм «Гарри Поттер и тайная комната». И, когда 11-летний школьник оказывался в главном здании Университета, оно всегда напоминало ему Хогвартс, дух волшебства и атмосферу праздника. Поэтому с 6 класса я хотел учиться именно там. Когда поступал в университет в 2008 году, то подавал документы только в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

И вторая причина, по которой я выбрал именно Бауманку — это близкое расположение к дому. Не хотелось далеко ездить :)

— Чем ты занимался сразу после окончания университета и чем занимаешься сейчас?

Во время обучения на 3 курсе (в далеком 2012 году), когда еще мало кто имел представление об AliExpress и товары заказывали с Alibaba, я создал интернет-магазин по продаже аксессуаров для Apple с уникальной услугой — чехлы с собственным принтом (в то время чехлы со своими кошечками, собачками, второй половинкой и любым другим изображением на заказ были очень популярны). Купил специальный принтер, термопресс для сублимационной печати и заготовки. И уже тогда мне удавалось совмещать свое дело и учебу, и зарабатывать вполне неплохие по тем временам деньги — 50 000 руб./месяц. Но я также понимал, что продавать чехлы для iPhone — это не то будущее, которое я хотел.

После окончания университета в 2014 году пошел работать инженером по специальности в коммерческую организацию с государственными заказами от Министерства обороны РФ. Но хватило меня ненадолго. Если быть точным, в 2015-2016 началось поглощение организации другой компанией и наше банкротство. Стали искусственно создавать плохие условия работы, расшатывать коллективный дух, задерживать зарплаты и т.д. Тогда я приходил на работу и из-за отсутствия заказов, финансирования и работы, сидел и просто играл в Counter-Strike.

В какой-то момент я понял, что так дальше продолжаться не может, а сложившаяся вокруг меня ситуация полностью отбила желание развиваться в сфере проектирования и быть инженером. Изнутри все видно по-другому. Благо мне было всего 24. И я снова вспомнил про 2012 год, интернет-магазин, свой опыт работы и навыки, полученные на курсах «Специалист» при МГТУ.

Именно в тот момент у меня появилось желание попробовать себя в IT-сфере или рекламе. Я написал на одном из форумов по интернет-маркетингу, что хочу полностью сменить род деятельности, имею нулевой опыт работы, что мой мозг «девственно чист» и я готов работать за еду (чистая правда). И на мою историю откликнулось рекламное агентство, благодаря которому я стал тем, кем являюсь сейчас.

Последующие два года я работал специалистом по контекстной рекламе, осваивал новые инструменты, изучал терминологию, специфику работы, напрямую взаимодействовал с клиентами, параллельно был куратором на онлайн-курсах по интернет-маркетингу, когда эта тема только набирала обороты (тогда Skillbox, Нетология и GeekBrains были маленькими стартапчиками), затем занимался продвижением мобильных приложений в myTarget, Яндекс.Директе и Google Рекламе.

Начинаем сегодняшний день с увлекательной истории бауманца в рубрике #жизньпоследиплома@bmstu1830

Яков Осипенков — выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедры МТ-3.-2

Как только я ушел из проектной организации в интернет-маркетинг, то понял, что в рекламе нужно строить свой персональный бренд. И в 2017 году завел блог osipenkov.ru, который веду по сей день. А с 2018 года я работаю на себя («ИПшник», фрилансер), пишу статьи, выпускаю книги и электронные руководства, оказываю консультации разным компаниям, популяризирую аналитику данных и интернет-рекламу в русскоязычном сообществе. За 6 лет практики обучил и проконсультировал более 1 000 человек.

Многие крупные IT-компании, в которых я хотел работать будучи студентом, теперь сами отправляют своих сотрудников ко мне на обучение. Вот такой вот круговорот.

— Трудно ли было найти работу? Как проходило твоё первое собеседование?

Как ни странно, но нет. Хоть диплом Бауманки и котируется во многих компаниях, и при выборе из нескольких кандидатур при прочих равных он может оказать положительное влияние на трудоустройство, все равно ключевым при приеме на работу будет сам человек и его практические навыки.

Все чаще и чаще вы будете встречать компании, которые не хотят воспитывать и выращивать сотрудника внутри организации, а хотят уже готового специалиста с определенным опытом работы. А если такого опыта у студента еще нет?

А это значит, что о своем будущем нужно задумываться уже в процессе обучения в университете. Стажировка и практика в летние каникулы – хорошее время для старта. Совмещение учебы и работы – тяжело, но не невозможно. Онлайн-курсы, дистанционное обучение – сейчас много возможностей, которых в мои годы не было. Главное – не сидеть без дела.

Как проходили мои собеседования? Если говорить об инженерной компании, где я работал первые два года после окончания университета, то это было «трудоустройство по знакомству». Мой двоюродный брат тоже инженер (только по дорогам) и порекомендовал меня в своей компании в отдел технологов. Собеседование проходило в уютной обстановке, больше напоминающей застолье. И сам руководитель в свое время окончил Бауманку, поэтому общий язык нашли сразу.

Если вспомнить мое первое собеседование в маркетинговом агентстве, то там было еще проще. Пришел, сказал, что ничего не знаю, опыта нет, но очень хочу развиваться в данной сфере, и меня взяли стажером. Как позже я узнал, владелец агентства любил технарей, а в отделе контекстной рекламы и аналитики очень много людей с аналитическим складом ума и техническим образованием. Поэтому диплом Бауманки и полученные в стенах университета знания мне очень пригодились в аналитике.

— Устраивает ли тебя сейчас твой заработок и есть ли планы на будущее?

Да. Я доволен тем, как все складывается. Из ближайших планов – познакомиться со студентами, которые прочитали мою историю и кому стало интересно попробовать себя в сфере интернет-маркетинга, аналитике данных, и пообщаться со мной. Думаю, что смогу быть полезен в качестве ориентира на начальном старте.

Я и сейчас бываю в университете, открыт для общения в столовой или читалке и готов помочь вам не только советом, но и практически – предоставить доступ к своим обучающим программам, дать рекомендации по трудоустройству, советы, помочь в векторе развития и дальнейшем выборе профессии. Пишите – я с радостью отвечу.

Из глобальных планов – открыть свою кафедру по аналитике данных и готовить в России специалистов по этому направлению.

— Какие лайфхаки ты выработал за время обучения и пригодилось ли что-то в обычной жизни?

Самый ценный навык, который я приобрел в студенческие годы и который мне помогает сегодня — это умение работать с источниками информации. Если вы не знаете ответа на какой-нибудь вопрос, не помните формулу, забыли определение, но знаете, где об этом упоминается, в какой литературе, книге, как правильно его написать в поиске Яндекса, вы не пропадете.

И, конечно же, учитывая интенсивность обучения в Бауманке, я научился не откладывать дела до последнего, а работать на опережение. Это в дальнейшем помогло избегать стрессовых ситуаций на работе. А вот учась в университете как раз всегда откладывал…

— В сетях пишут много про бауманское братство. Это правда? Много ли у тебя друзей из университета?

Во время обучения я не был социально активным и всегда полагался только на свои способности, поэтому братства как такового не было.

Да, у меня есть друзья из университета, и с некоторыми из них я поддерживаю связи. Тут вопрос времени. Если 1 год после окончания университета – это один круг общения, 5 лет — другой, 10 – совсем иная история.

Начинаем сегодняшний день с увлекательной истории бауманца в рубрике #жизньпоследиплома@bmstu1830

Яков Осипенков — выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедры МТ-3.-3

Сейчас я состою в «Политехническом обществе выпускников МВТУ (МГТУ) имени Н.Э. Баумана». Думаю, что его можно назвать бауманским братством, поэтому да, это правда! И то, что я сейчас рассказываю о себе и открыт к новым знакомствам и помощи студентам, тоже является бауманским братством. Своим всегда помогаю!

— Какой совет ты бы дал первокурсникам?

Поступив в Бауманку, вы выбрали свой уникальный путь, не похожий на других. И вам нужно пройти его до конца, во чтобы то ни стало, и получить диплом о высшем образовании. Обладание исключительностью не должно быть чем-то оскорбительным или зазорным. Напротив — это должно объединять и созидать. Будет сложно. Но когда все просто — это не интересно.

Даже если перед вами не будут открываться все двери (как вам говорят некоторые преподаватели), то после окончания университета вы точно будете знать, как открыть их самостоятельно!

Начинаем сегодняшний день с увлекательной истории бауманца в рубрике #жизньпоследиплома@bmstu1830

Яков Осипенков — выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедры МТ-3.-4

Блиц-опрос:

— Любимое блюдо в Бауманской столовой

Котлета, гречка, соус тартар.

— Лучшая Бауманская традиция

Быть преданным своему тубусу от посвящения в студенты до сдачи диплома — – спустя 6 лет выкинуть его в Яузу.

— Место, где удобнее всего ботать

Читальный зал рядом с кафедрой физики.

— 3 главные вещи, которые тебе дала Бауманка

  1. Умение работать с источниками информации.
  2. Умение правильно задать вопрос.
  3. Надо! Даже если не хочешь, не получается, не нравится.

— Кто инженер?

Я – инженер! … И аналитик данных 😉