Не секрет, что крупные компании пытаются уберечь себя от любых видов ответственности, переложив ее на кого-то другого или спрятавшись за сложными юридическими документами и формулировками.
6 апреля 2023 года, Wildberries обновили оферту, и продавцы сразу заметили, что многие формулировки были перефразированны, очевидно, для большего простора маневров для юристов компании, ведь фактически суть некоторых положений не изменилась. Хотя были и нововведения.
Специально для читателей "Бизнес на маркетплейсах" наш эксперт – Малхаз Хугашвили, руководитель отдела юридического сопровождения Модульюрист, подготовил разбор новой оферты.
Итак, что же изменилось в новом документе и на какие хитрости пошла площадка в этот раз?
1. Депозит → Гарантийный взнос
В новой оферте понятие "депозит" поменяли на "гарантийный взнос":
так, в старом договоре пункт – 1.2.5. Депозит является обеспечением надлежащего исполнения обязательств Продавца по возмещению убытков и уплате неустоек в случаях нарушения условий Договора.
В новом договоре пункт 1.7. Гарантийный взнос – денежные средства в указанной на Портале сумме, предоставляемые Продавцом Вайлдберриз в подтверждение заключения Договора и обеспечение обязательств Продавца по возмещению убытков и уплате неустоек в случаях нарушения Договора.
❌ Новой офертой не предусмотрена процедура возврата Гарантийного взноса, даже если штрафов не последовало. А депозит вернуть возможность была в соответствии со ст. 381.1 ГК РФ.
❓Можно ли взыскать гарантийный депозит при расторжении Договора: если не было оснований для использования возмещения убытков и уплаты неустоек, то можно обратиться с требованием к Вайлдберриз о возврате суммы Гарантийного взноса и, в случае отказа, обратиться с исковым заявлением в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
2. Нельзя не согласиться с офертой!
WB убрали из старой оферты пункт 6.2.2.
В случае, если Продавец не согласен с Изменениями Договора, он вправе отклонить такие Изменения до истечения срока, указанного в уведомлении, совершив соответствующее действие на Портале.
❗️Теперь Продавец не может отклонить изменения, а Вайлдбериз в одностороннем порядке может менять Оферту, как душе угодно, чего, собственно, они и добивались все эти годы.
3. У вас 7 дней на мотивированные замечания об отчете
В 4 пункте “порядок расчетов” изменился срок предоставления мотивированных замечаний на Отчет о продажах.
В старой оферте пункт 4.4. Отчет о продажах предоставляется Продавцу путем размещения на Портале. Продавец вправе в разумный срок с момента размещения Отчета предоставить мотивированные замечания на Отчет. В случае не предоставления замечаний в указанный срок, Отчет о продажах считается утвержденным обеими Сторонами.
В новой оферте 5.6. Отчет размещается на Портале. Продавец вправе в течение 7 (семи) календарных дней с момента размещения Отчета предоставить мотивированные замечания на него. В случае непредоставления мотивированных замечаний в указанный срок, Отчет о продажах считается утвержденным обеими Сторонами.
❗️Так, если в указанный срок (7 дней ) селлер не напишет мотивированные замечания, то после уже не сможет внести изменения в Отчет.
4 Планируйте поставку не позднее, чем за 36 часов
Новая оферта пункт 4.5. В случае передачи Товара Вайлдберриз для продажи со склада Вайлдберриз Продавец обязан: 1) не позднее чем за 36 часов до времени передачи Товара заполнить на Портале План поставок, указав достоверные сведения об ассортименте и количестве Товаров, которые он планирует передать Вайлдберриз.
Это означает, что заявлять план поставок нужно не позднее, чем за полтора дня (36 часов) до момента, когда вы хотите поставить товар на склад Вайлдбериз.
В предыдущей Оферте был пункт 5.1.1. Вайлдберриз вправе в любое время, но не позднее чем за 24 часа до даты передачи Товара на склад Вайлдберриз, указанной в Плане поставок, отказать в согласовании Плана поставок.
В новой оферте такого пункта нет, однако есть пункт 4.8. Вайлдберриз вправе отказаться от приемки Товара и исполнения поручения в отношении Товара в случае, если: 3) Вайлдберриз не подтвердил План поставок, в котором был указан Товар.
❗️Из этого следует, что вы не можете поставить свой товар на склад Вайлдбериз, даже если заявили План поставок вовремя, если Вайлдбериз его не подтвердил.
5. Про УПД и маркировку
Новая оферта: п. 4.6., согласно которому площадка усилила требования к продавцу по маркировке и обозначила четкие сроки по соблюдению этих требований.
Также в новой оферте Вайлдберриз "укрепил" свои права в плане оснований отказа в приемке товара.
Процедура приемки товара: до того как товар принят, Вайлдберриз имеет право отказать в приемке товара если были нарушены правила маркировки. Об этом говорится в п 1.3. Правила приемки товара, а также п. 4.8 Оферты.
❗️А еще Вайлдбериз пунктом 4.6. снимает с себя ответственность (обезопасил себя) по предоставлению информации об обороте товаров и выводе из оборота товаров оператору.
6. Теперь конкурентам стало еще проще остановить вашу работу
Новая оферта пункт 4. касается обращений правообладателей насчет не только фактических, но теперь и возможных нарушений прав. Подробнее: п. 4.3., 4.4., 4.5., 4.7. Санкции могут быть самые различные – на усмотрение площадки, вплоть до блокировки.
❗️Фактически Вайлдберриз берет на себя роль суда, при этом процедура рассмотрения заявлений правообладателей, критерии их обоснованности совершенно не проработаны.
- Этот сервис “Цифровой арбитраж” может стать негативным инструментом воздействия между конкурирующими селлерами.
Например: есть два селлера, торгующие одинаковыми товарами, которые они закупают у одного производителя. Если один из селлеров захочет доставить неприятности другому, то он может воспользоваться сервисом Вайлдбериз “Цифровой арбитраж”, и тогда второй селлер в течении 20 дней должен будет собирать документы, подтверждающие отсутствие нарушения исключительных прав правообладателя.
Если селлер не предоставит документы вовремя, то Вайлдбериз не будет разбиратся и заблокирует карточку товара или просто заблокирует продавцу доступ к Порталу.
👉 Здесь следует обратить внимание на формулировку в п. 4.4. "В случае наличия возможного факта нарушения".
Очень много возможностей варьировать этот пункт с точки зрения недобросовестного поведения конкурентов. Этот пункт не проработан.
Логичнее была бы формулировка: “в случае доказанного факта нарушения (решения суда). То есть апеллянт должен подтвердить факт нарушения в предусмотренном законом порядке, прежде чем подавать жалобу.
📌 Можно ли получить компенсацию при таком исходе через суд?
Теоретически, если Вайлдбериз заблокирует работу добропорядочного продавца при направлении жалобы апеллянта, и он подаст в суд на Вайлдбериз, то с Вайлдбериз можно взыскать убытки.
7. Ошибочное оформление заказа – тоже снижает ваш рейтинг
П. 6.1. В формулу расчета рейтинга продавца вернулись заказы, отмененные через 10 минут.
Все понимают, что такая система подсчета рейтинга не объективна, так как за 10 минут клиент не может объективно понять, что товар некачественный, даже не ознакомившись с товаром непосредственно в ПВЗ.
Критерий 10-ти минут скорее определяет ошибочное оформление товара покупателем, на которое Продавец никак не может влиять.
8. Запрещенных товаров стало больше
❓Вызвали интерес пункты:
4. Наркотические и психотропные вещества, а также следующие товары: а именно 4.2. конопляный чай; 4.3. конопляное масло в чистом виде, в том числе в виде смеси с другими маслами (для внутреннего применения), которые стали “вне закона” на площадках.
В феврале 2021 года маркетплейсы Ozon и Wildberries сняли с продажи продукты из промышленной конопли, но потом вновь вернули… Теперь снова сняли.
7. Пищевая продукция и БАДы: можно будет продавать, но при наличии документов, свидетельствующих о том, что они (БАДы)не содержат в составе веществ запрещенных для использования в составе биологически активных добавок к пище, и не содержат психотропные, наркотические, сильнодействующие или ядовитые вещества.
8-11. Табачная и никотиносодержащая продукция, кальяны, бонги, системы нагревания табака, вейпы и жидкости для вейпов (включая безникотиновые).
Окончательно запретили даже жидкости.
20. Товары, внешний вид (в том числе размещенные на них изображения) или содержание включают в себя: 20.1. пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
🧐 Придется селлерам все же исключить из оборота футболки с изображением каннабиса и прочие вещи с сомнительной символикой.
Как это будет проверятся маркетплейсом не известно, но, возможно, путем выборочной проверки данные карточки с товарами будут блокироваться, на селлера будет налагаться штраф.
28. Предметы, связанные с государственной, транзитной и транспортной деятельностью.
😃 Этот пункт не смогли расшифровать даже опытные юристы.
39. Изделия из дерева, на которые распространяются требования законодательства об учете сделок. Дрова, пиломатериалы, доски, стройматериалы — подлежат специальному учету.
❗️Это продавать на Вайлдбериз будет нельзя. А вот доски разделочные, сувениры из дерева и прочие деревянные изделия продавать можно.
Для вашего удобства сократили разбор до самых основных моментов, наш эксперт прокомментировал оферту по пунктам и сравнил старые и новые формулировки, полный текст разбора: полная версия.
✅ Кстати, такой разбор называется "правовое разъяснение документа" и разобрать юристы могут не только Оферты, а любой важный документ (например, договор с контрагентом) и др.
А если вам нужна юридическая консультация, в том числе — разъяснение документа или, например, грамотное составление договора и т.п., наши юристы сделают это быстро и профессионально!