В Хакасском институте развития образования и повышения квалификации назвали имена победителя и призеров республиканского конкурса «Молодой учитель — 2023». Учитель русского языка и литературы абаканской школы № 26 Ксения Кузнецова — обладатель второго места республиканского конкурса молодых педагогов общеобразовательных организаций РХ «Молодой учитель — 2023».
Педагог трудится в школе второй год. Как отметила Ксения Аркадьевна, ее участие в конкурсе — это возможность не стоять на месте, потому что сама профессия учителя предполагает постоянное развитие. Конкурс ей интересен тем, что здесь можно познакомиться с опытом работы своих коллег и показать себя. Ей близки идеи русского педагога и основоположника научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, у которого она учится искусству воспитания. Это первый профессиональный конкурс Ксении Кузнецовой.
Следует сказать, что коллега педагога Кузнецовой — учитель английского языка Максим Дэка — стал победителем этого конкурса в 2022 году. В 2023 году Максим Викторович — победитель муниципального этапа профессионального конкурса «Учитель года» и член жюри республиканского конкурса «Молодой учитель — 2023».
Победителем республиканского конкурса «Молодой учитель — 2023» стала Ольга Фоляк, учитель русского языка и литературы черногорской школа № 7 им. П.А. Рубанова. Третье место — у Натальи Забусовой, учителя русского языка и литературы черногорской школы № 20. Победителю и призерам вместе с дипломами вручены денежные сертификаты.
В финал конкурса вышли четыре учителя русского языка и литературы, учитель физики и — по итогам интернет-голосования на странице Ассоциации молодых педагогов РХ — учитель информатики. Все финалистки представляли два города — Абакан и Черногорск. Ксения Кузнецова, учитель русского языка и литературы, представляла Абакан. В тройке учителей русского языка и литературы из города Черногорска — Анжела Гуркова (Лицей имени А.Г. Баженова), Наталья Забусова (МБОУ «СОШ № 20»), Ольга Фоляк (МБОУ «СОШ № 7 им. П.А. Рубанова»). Из Черногорска и учитель физики МБОУ «СОШ № 20» Гелиана Шкуратова. Учитель информатики Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н.Ф. Катанова — Варвара Вершинина.
На конкурс была принята 31 заявка, то есть на каждое финальное место претендовало по 6 человек. На первом, заочном, этапе конкурсанты представили видеоматериалы — фрагменты урока и воспитательного события. Теперь на финале им предстояло продемонстрировать свои профессиональные компетенции в задании «Решение педагогического кейса». Перед финалистками стояла задача в предлагаемой жизненной ситуации показать, как коммуникативные способности, личностные качества педагога и его специализация влияют на общение с детьми. Ведь личность педагога и ее влияние на ученика огромно. Учитель как воспитатель должен знать, чем живут, чем интересуются дети, как складываются межличностные отношения в классе.
Ребенок из неполной семьи, подросток из семьи мигрантов, девочка или мальчик с неумеренными амбициями — в классе они становятся чуть ли не изгоями. Кому-то трудно найти контакт с одноклассниками в силу замкнутого характера, кому-то устраивают буллинг в соцсетях. Словом, предлагаемые ситуации требовали нестандартного решения в устранении конфликта и, конечно, с использованием преимущества своего предмета. Все финалистки достойно представили варианты создания ситуации успеха для таких детей. Например, обращаясь к литературе, не уверенному в себе ученику учителя приводили яркие примеры становления личности, что благотворно влияло на эмоциональное развитие ребенка.
Конкурс для молодых учителей был сложным, на что обратила внимание заместитель министра образования и науки РХ Елена КОНЕВА:
— Конкурсные задания этого года были сложными. Нужно было разрешать ситуации очень жизненные, а опыта в силу молодости было недостаточно. Поэтому нашим конкурсантам было очень трудно. Но у них все получилось, и методически они решали ситуации правильно, а опыт к ним обязательно придет.
Подготовлено
Городским управлением образования Абакана