Найти тему
Просто Училка

"Они среди нас!" Об инопланетном языке учебников по математике

Вот как?! Как мне, репетитору, не писать подобных статей, если шаг вправо-шаг влево провал?! Нет уж, я выскажусь. Может, полегчает.

Эти учебники мне только что способного ребёнка чуть не запороли. Расскажу.

***

Знаю, что многие читатели со мной не согласятся. Особенно учителя математики. И некоторые физики тоже будут сердиться. И родители сильных ребят будут меня журить. Ничего, переживу. Вы простите, но накипело.

Учебники по математике шифровка для своих. Моё личное мнение.

***

Короткая история. Девочка, седьмой класс. Обожает геометрию. Вы как давно встречали семиклассницу, обожающую аксиомы, теоремы и доказательства? Она настолько хорошо чувствует этот предмет, что ей не только не надо объяснять материал, её надо ловить, чтобы она не уносилась мыслью в старшие классы. Сама додумалась до подобия треугольников! Это не седьмой класс! Восьмой! А она догадалась, всё по полочкам разложила, доказала! Не зная базы, интуитивно!

Почему так подробно описываю наши успехи в геометрии? Чтобы вы понимали: ученица потенциально сильна во всех дисциплинах. Нет для такого ребёнка ничего невозможного.

Если только не создать препоны искусственно.

Я не понимаю, что здесь написано. Читала, как вы говорили, три раза, больше даже. Смысла понять не могу. Не люблю я алгебру... Короче, у меня тройка.

Проболела две с половиной недели. Тяжело болела. Домашние задания не делала, мы не занимались. А за это время класс прошёл тему "Функции". Моя вышла прямо в день контрольной. Результат первая тройка за год.

Обширная тема, как её за такое время охватить?! А до того, как захворала моя девчуля, сначала болела учительница. И когда вышла, включила режим повышенной проходимости, чтобы и то наверстать, и это проскочить.

И, конечно, какие там функции! ВПР! Вот что сейчас самое главное! К нему и готовятся!

"Прочитать с такой-то по такую-то страницы, сделать номера (15 штук), можно чертить ручкой". Домашнее задание. Как хотите, так и выполняйте.

Теперь к названию статьи. Не прочитает этот текст семиклассник. Даже сильный. Ну невозможно! Суть размывается ещё на берегу, увлекаются авторы. И я их понимаю. Правда очень интересная тема.

Но для тех, кто уже в ней разбирается! Не для детей!

И вот они поплыли: абсцисса, ордината... Эф от икс... Воодушевлённо и вдумчиво, с любовью и трепетом, подробно и щемяще, мимо хмурых школьников, которые и рады бы, да не выходит, непонятно. Филькина грамота. Инопланетный язык!

Ощущение такое, что учебники пишутся не землянами. И не для детей. Корреляции с возрастом нет вообще. Если бы ещё был интерес к предмету... А его быть не может при такой подаче:

Видели, как совята моргают? Хлоп-хлоп...
Видели, как совята моргают? Хлоп-хлоп...

Слышу критиков: "А как вы предлагаете это по-другому подавать? Из песни слова не выкинешь!"

Ну я же как-то справляюсь на уроках! И потом, не всем после школы в МИФИ поступать! Шанс должен быть у каждого школьника двойку не схлопотать! Не надо звёзд с неба, пусть по земле для начала ходят! А не униженно ползают от тройки к двойке из-за того, что кто-то не умеет давать материал по-человечески.

Учителя здорово подыгрывают. "Зачем упрощать? Мы, математики, с планеты Алгебра!

Где на раскидистых параболах колосятся наливные интегралы, и сочные логарифмы ниспадают с упругих гипербол на молодую координатную плоскость...

У нас там все так говорят!"

Кадр из прекрасного фильма "Люди в чёрном". Учительница на самом деле с другой планеты
Кадр из прекрасного фильма "Люди в чёрном". Учительница на самом деле с другой планеты

Понимают единицы! Не надо мне рассказывать! Как раз функции одна из самых страшных и запущенных тем. Даже крепкие ребята (у меня и такие есть) стыдливо прячут глаза и говорят, что не очень разбираются.

Школьные учебники по математике они не для всех. Для избранных. Любопытно, зачем сортировать детей таким извращённым и унизительным способом?!

"Петров у нас не понял эф от икс. Садись, двоечка, Петров! И контрольную плохо написали, всех касается. Всех 25 человек. Косичкина!Молодец. Пятёрка тебе!"

А задания к материалу, как бы на закрепление? Кажется, что даются они для тех, кто всё-таки немножко разобрался в теории, кто чуть-чуть приоткрыл для себя инопланетную суть. Не дело, ой не дело! Сейчас исправим:

Вот вам номер 5. Сделали? Странно, сделали... Мы, вроде, там накрутили нормально... Тогда номер 6 и 7. Понятно? Непонятно?! Ага! А ну-ка ещё восьмой сверху! Вообще не поняли?! Ну слава Богу, наконец-то! А то мы, составители учебников, уже напряглись... Откуда же столько мест в институте найти... Если всем школьникам понятно будет, то...

То что? Если больше школьников будет понимать математику, то у вас исключительность пропадёт? Вы перестанете быть избранными? Боитесь, что мы к вам в гости прилетим?!

Именно так я, репетитор, всё это и вижу. Это не школьники не понимают математику. Это авторы учебников в неё не всех пускают. Только самых-самых.

Неестественный математический отбор по неизвестным критериям.

Других доводов у меня нет. Логика закончилась.

***

Икс главный, игрек подчиняется?

Да!

Икс абсцисса, игрек ордината? И всё?

Да!! И всё!!!

Тогда вот так здесь, а вот тут...

Обошлось, вовремя поймала. И глазки заблестели, и голос зазвенел. Перешагнули. Однако осадок у девчонки остался, она сделала ещё один шаг в сторону от алгебры. И всё равно, сейчас проскочили.

Но не у каждого школьника есть человек, который поможет. А учебники есть у каждого...

Критики! Нападайте! Я готова! Вы будете защищать учебники, а я буду вспоминать блестящие глаза тех, кого мне удалось от них спасти.

Но помните: "Истина где-то рядом..."

Друзей канала тоже жду. Очень больная для меня тема, вы знаете. Поэтому сумбурно и на нерве. Не сомневаюсь, крепких учеников может быть больше. А некоторые пособия нечитаемая жуть с гвоздями. Не для детей.

Согласны? Нет? Приходите. Обсудим😏👍