Фирма, получившая в 2022 году 70 млрд рублей выручки от ритейла, была основана супругами Мельниковыми под брендом швейного кооператива «Глория» в 1988 году в Ростове-на-Дону.
Почему 1988? В этом году в СССР приняли закон «О кооперации». Этот нормативный акт фактически и юридически разрешил ведение собственного коммерческого дела. К началу 1989 года в стране были зарегистрированы 77500 кооперативов, в 1990 — 193 тысячи с числом трудоустроенных 4,9 млн человек.
Кто основатель?
Создателем компании стал предприниматель Владимир Мельников. Он родился в Белоруссии, рано потерял родителей. В 14 лет трудоустроился на завод «Ростсельмаш», доучиться в школе ему не удалось. Потом он поступил в университет, который бросил через год.
Дальше занимался фарцовкой, был дважды осужден. В третий раз оказался в тюрьме за валютные операции, когда попытался купить в заграничных странах швейные станки для своего предприятия. В общей сложности Мельников провел за решеткой 10 лет.
— Тюрьма — это такой жесткий университет, что и врагу не пожелаешь, — говорит Мельников в интервью деловому изданию Forbes. — Я научился унижать, подавлять, оскорблять словом, делом, взглядом, и это мучает меня до сих пор. Это так укоренилось, что избавиться почти невозможно.
Бизнесмен, указывает Forbes, часто вспоминает одну таежную историю в поистине шаламовском духе.
Зима. Мороз 40 градусов. Заключенных, которые занимались прокладкой дороги сквозь тайгу, не смогли вывезти из леса, так как не приехал паровоз. Мужчины сели вокруг разведенного им костра. Через час огонь стал меньше, тишину нарушил голос: «Подкинем или подвинемся?» За дровами никто не встал, все молча подвинулись к костру. Через некоторое время пламя ослабло еще, кто-то спросил: «Подкинем или подвинемся?» Опять все мужчины подвинулись к огню.
На следующее утро из 17 человек выжили только девять. Пятеро попали в больницу, став калеками. Из четырех уцелевших был и сам Владимир Мельников.
Он говорит, что эта ситуация — важнейший урок в жизни: чтобы выжить, нужно всегда «подкидывать».
Как развивалась фирма?
В 1991 году происходит открытие первого партнерского магазина компании в Ростове-на-Дону.
В 1992 фирма выпустила 40 тысяч изделий, а кооператив преобразовали в частную производственную компанию — смешанное товарищество «Мельников и Ко «Глория-2». Головная фабрика с мощностью в 200 машин продолжает размещаться в Ростове-на-Дону. В 1993 году количество изделий, изготавливаемых фирмой, выросло до 150 тысяч наименований.
В 1994 году компания приобретает фабрику в Батайске, начав экспортировать свои товары на зарубежные рынки (в Англию — 50 тысяч изделий). Через год продукция «Глории Джинс» будет завозиться в США и в Москву, а количество выпущенных изделий приблизится к миллиону.
В 1996 компания открывает свои представительства в городах-миллионниках (Москва, Екатеринбург, Новосибирск).
В 1997 фирма становится закрытым акционерным обществом, ее учредители — ОАО «Глория Джинс» (она была образована в 1995 году) и Европейский банк реконструкции и развития. Далее — «Глория» успешно выкупит долю своего европейского партнера.
В 1998-2001 годах — компания статистически и фактически становится лидером рынка. По данным Росстата на 1999 год, «Глория» занимает 90% национального рынка детской одежды, 70% — всей детской одежды, 20% — всего производственного рынка в России. В 2001 году доля рынка составила уже 27,92%.
В 2005 году «Глория Джинс» становится компанией №1 в сегменте национального рынка по мнению некоторых маркетологов. В этом же году Владимир Мельников получил благодарность Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ за организацию и проведение фестиваля духовной культуры в Ростове-на-Дону.
В 2006 основатель фирмы прочитал лекцию перед студентами бизнес-школы Индианского университета США. Кейс «Глории Джинс» включен в программы Йельской школы менеджмента и Принстонского университета.
В 2009 году фирма принимает решение об отказе от оптовой концепции и переориентации на создание собственной розничной сети.
Переформатирование приводит к успеху: за четыре года (2009-2013) фиксируется рост на 800% до 800 млн долларов, в 2014 году открывается 500-й магазин сети, в 2016 году происходит перенос штаб-квартиры из Ростова-на-Дону в Москву, в 2017 — распахивают двери первой торговой точки в Белоруссии, в 2018 — в Казахстане.
Параллельно фирма создает собственный интернет-магазин, а также расширяет присутствие на маркетплейсах.
Почему такое название компании? Бизнесмен объясняет наименование так: «Глория» — это всегда «свет», а джинсы — свобода.
— Мы вышли с тобой из темноты, из подвала, где должны были таиться, — вышли на свет. Это же свобода! — такими словами Мельников пытается передать логику выбора наименования фирмы.
Товарные знаки Gloria Jeans
Примечательно, что товарные знаки предприятия основатель оформлял и переоформлял не на юрлицо фирмы, а на себя лично! Это довольно необычно для отечественных компаний. Например, товарные знаки Gloria Jeans и Gloria Jeans Kids. Учитывая капитализацию созданной Мельниковым организации, данные товарные знаки могут стоит сотни миллионов рублей.
Полезные ссылки:
→ Зачем нужен товарный знак?
→ Бесплатный поиск по базам Роспатента
→ Поиск по полному справочнику классов МКТУ
→ Огромная коллекция полезных статей по теме ИС
→ Зарегистрироваться в сервисе
(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей)