9,4K подписчиков

Премьера спектакля "Яма" в Тюмени началась со скандала в зале и вызова администратора

996 прочитали

Одна нервная парочка все не могла усесться, и молодой человек в замысловатом наряде уже начал повышать голос…

Одна нервная парочка все не могла усесться, и молодой человек в замысловатом наряде уже начал повышать голос… Так в полном соответствии с замыслом постановщиков начался «скверный водевиль», премьера

Так в полном соответствии с замыслом постановщиков начался «скверный водевиль», премьера этой весны в театре «Ангажемент» по одноименной повести Александра Куприна, посвященной настоящему дну русской жизни начала прошлого века. Семен Яковлевич Горизонт (Игорь Баркарь), произведя шум в зале, перебрался на сцену в сопровождении новобрачной (Ирина Ширикова), где и сдал ее цинично и бестрепетно в публичный дом к Анне Марковне (Екатерина Каменских), даме еще более циничной и уж окончательно бестрепетной.

Висящие над сценой гамаки для йоги тем временем оказались не пустыми. Там, как матросы в трюме, ждали начала трудовой вахты девушки. Они в буквальном смысле слова оказались в подвешенном состоянии. Не взрослые, и не маленькие. Несамостоятельные и наивные, но при этом повидавшие в своей жизни столько, что хватило бы на несколько жизней и еще осталось. Не способные ничего решать, отвергнутые обществом и необходимые ему.

Гости неизменно спускались на сцену сверху — ведь в яму. Но пространство публичного дома все равно оказывалось каким-то промежуточным. Потому что самые мерзкие его обитатели и гости выползали из пространства, расположенного еще ниже. Не только Анна Марковна, которую Екатерина Каменских показала жесткой, напружиненной теткой с единственной мыслью в пустых глазах — нажива. Еще полицейский Кербеш (Николай Давыдов), прокручивающий свои мерзкие делишки с хладнокровием земноводного, и виденный уже нами Горизонт, не моргнув глазом, продавший в публичный дом жену, причем не первую. Туда же, в зыбкую тьму, в конце падает красивая и особенно несчастная от того, что осознает всю гнусность происходящего с ней, Женя (Юлия Шек).

Постановщики Екатерина и Роман Зорины вырастили свой авторский спектакль из читки в Четком театре, случившейся больше года назад. А теперь исполнили в нем центральные роли. Роман скрупулезно воплотил ключевой образ истории — журналиста Платонова. А Екатерина — бывшую монашку Тамару, входящую во все подробности происходящего вокруг нее.

Они вместе с творческой командой наполнили постановку живой музыкой. Роман играл на пианино, восседая на связках неизвестно как попавших в публичный дом книг. Светлана Пустовалова в роли Зоси-скрипачки выводила на своей скрипке жалостливые мелодии. В спектакле звучали романсы и блатные песни. Пели все или почти все, в том числе зрители.

Если вы читали эту грустную повесть, то помните, что привычной главной сюжетной линии в произведении нет. Вместо этого множество ниточек, переплетенных и сливающихся друг с другом. Так что каждый читатель у Куприна и теперь зритель на спектакле у Зориных может выбрать свою главную. Это судьба красивой безответной Паши (Мирослава Евдокимова), которую без конца заказывают клиенты. Или простодушной Любки (Наталья Караганова), которую поманили мечтой о другой жизни и бросили. Или яростной Жени, которая ищет ответы («А есть Бог или нет его?») и не находит.

Обыденность, приемлемость зла авторы и артисты показывают с условной водевильной издевкой, преувеличением. Отсюда костюмы и грим «злодеев». Цыганочка с выходом от Семена Яковлевича Горизонта в начале спектакля. В этой же системе координат блестки, которые просыпаются сверху, из приличного мира, а внизу заменяют деньги. Или карикатурно выглядящие в публичном доме гамаки для йоги.

А самое, наверное, ценное — несмотря на то, что постановка совсем новая, есть отчетливое впечатление сыгранности, притертости артистов и ролей. Или даже не так. Есть ощущение, что для исполнителей это не игра, что они как будто показывают на сцене только вершину айсберга, а после того как спектакль закончится, продолжают жить в этих образах, до того в это успеваешь поверить. Так, например, Николай Давыдов продолжает говорить с ловко прилаженным акцентом, развязно растягивая слова и помахивая своей дубинкой с мухобойкой на конце. Роман Зорин наигрывает на пианино сахарный сентиментальный мотивчик. А Екатерина Каменских наотмашь, но не больно, бьет того, кто попадется под руку и только потом приходит в себя. Как-то так.

В качестве финала зрителям предложили… укрыться вместе с героями под зонтиком. Да, защита условная, но все же. И продолжать хотя бы говорить о важных вещах. Зонтик выдают по адресу: ул. Олимпийская, 8 а.