Жемчужина верующей Москвы – чудотворная икона «Взыскание погибших»

580 прочитали
Фото автора канала
Фото автора канала

Сегодня, в такой важный для всех православных день, я хочу рассказать о вещах, касающихся нашей души и о тех местах, в которых этой душе пребывать приятнее всего, в которых она может соприкоснуться с вышними пределами.

Поэтому речь пойдет об одном удивительном месте старой Москвы.

В самом ее сердце, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. А «на Успенском Вражке», потому что раньше на этом месте был овраг.

Этот небольшой храм относится к таким церквям, которые несут в мир одно удивительное свойство - в них особенно ярко и одновременно смиренно проявляется тихий истинный свет, божественная любовь. Обычно подобные храмы обладают неосознаваемой разумом, но ощущаемые душой, как говорят, «намоленностью», когда ты входишь в него и чувствуешь, что он «живой» и тихо приветливо говорит с тобой. В больших храмах это свойство проявляется не так ярко, впрочем, это мои личные субъективные ощущения.

Храм этот построен давно, в 1634 году, переделывался, но к счастью уцелел, никогда не закрывался, пережив годы лихолетья как при нашествии на Москву Наполеона, так и в советское время. То, что он не закрывался в годы гонения на церковь, связано с тем, что на ближайших к храму улицах и в переулках в советское время проживали знаменитые композиторы, художники, поэты, писатели, актёры и режиссёры - вся творческая интеллигенция Москвы. Они-то и отстояли его от закрытия и поругания.

Фото автора канала
Фото автора канала

Об этом храме я знал с детства, часто бывал в нем и в нем же крестился (в достаточно уже взрослом возрасте).

Так что храм этот всегда притягивал к себе людей. Многие знаменитости были его прихожанами. А еще в нем проводились отпевания известных артистов, композиторов и художников: Николая Караченцова, Натальи Гундаревой, Андрея Мягкова, Иннокентия Смоктуновского, Святослава Бэлзы, Игоря Васильева, Никиты Богословского и многих, многих других.

Однако сегодня я хочу рассказать не только об этом храме, но и о той святыне, которая для меня имеет особое значение. Да и не только для меня. Речь пойдет о «жемчужине верующей Москвы» - чудотворной иконе Божией Матери «Взыскание погибших» (написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной святыней одной московской семьи; перенесена в этот храм перед войной из снесённого властями в 1936 году храма Рождества Христова в Палашах). В Палашёвский храм, по легенде, её пожертвовал прихожанин, который, будучи вдовцом, один воспитывал дочерей и постоянно молился об их благополучии, когда его молитвы были услышаны и судьба детей была устроена, он передал икону, полученную в дар за гостеприимство от одного из поломников, в храм Рождества Христова в Палашах, откуда она и попала в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Икона эта дивная и по преданию помогает многим из тех, кто ищет достойного спутника жизни, мечтает о счастья в браке и благополучии. Кстати, именно перед этой иконой состоялось венчание поэтессы Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

Фото автора канала
Фото автора канала

Так что не удивительно, что после неудачного первого брака и развода я обращался за помощью именно к этому образу Богоматери – ведь многим, по их молитвам, посылалась ею помощь, об этом наглядно говорило мне невероятное количество благодарственных приношений от верующих, которыми всегда была обильно украшена икона (цепочки, кольца, крестики, браслеты, медальоны, серьги и прочее).

Фото автора канала
Фото автора канала

И чудо свершилось – я встретил ту, с которой счастлив уже 20 лет. Недаром ведь говорят, что чудеса с человеком непременно случаются, если к этому готова его душа.

Интересный факт. В 1981 году от свечи, оставленной около чудотворного образа «Взыскание погибших», в храме возник пожар. Пострадал киот образа, однако сама икона осталась почти невредимой. Это ли не еще одно чудо?

А еще меня как художника по одной из своих профессий всегда притягивал лик иконы, очень отличающийся от обычного иконописного изображения Богоматери. Думается мне, что образ этот написан маслом в стиле западноевропейской живописи. Впрочем, я не искусствовед, но все-таки письмо очень похоже на западноевропейское. Впрочем, так ли уж это важно? Важнее то, что икона эта и вправду чудотворная, в чем я убедился на собственном примере. Не зря с утра до вечера к ней стремятся молящиеся, приезжающие порой и издалека. Думается мне, что совсем не случайно.

Вот такой небольшой рассказ об удивительном месте старой Москвы.

Поздравляю всех со Светлой Пасхой!

Открытка из коллекции автора канала
Открытка из коллекции автора канала

На этом смею закончить и откланяться.

Сегодня, в такой важный для всех православных день, я хочу рассказать о вещах, касающихся нашей души и о тех местах, в которых этой душе пребывать приятнее всего, в которых она может соприкоснуться с-6

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.