Почему провалился план "Барбаросса" в ноябре 1941?

Ю-87 "летающая артиллерия"  - главный символ успехов Германии на начальном этапе Второй мировой войны.
Ю-87 "летающая артиллерия" - главный символ успехов Германии на начальном этапе Второй мировой войны.

В сентябре и октябре 1941 немцы провели две свои самые успешные наступательные операции на Восточном фронте. К 26 сентября было завершено уничтожение 7 советских армий в киевской операции, а 17 октября еще 6 армий были окружены и ликвидированы под Вязьмой и Брянском. В этих сражениях немецкие войска взяли в плен почти 1.5 миллиона советских солдат. Советскими войсками были потеряны практически все танки, почти 10 тысяч орудий были брошены ею в котлах окружения. По сути это была военная катастрофа, а с учетом постоянных поражений Красной армии с самого начала войны, это выглядело как завершение ее окончательного разгрома.

Сравнивая численность советских войск на фронтах Великой Отечественной в июне и декабре 1941 года мы можем видеть на первый взгляд печальные итоги:

В сентябре и октябре 1941 немцы провели две свои самые успешные наступательные операции на Восточном фронте.-2

Проведя сравнение между СССР и Германией видим, что Германия так же понесла серьезные потери, хотя соотношение в танках и самолетах для нее по сравнению с июнем даже улучшилось:

В сентябре и октябре 1941 немцы провели две свои самые успешные наступательные операции на Восточном фронте.-3

Но по цифрам видно, что окончательного разгрома не случилось. Более того, сравнивая возможности СССР и Германии мы видим, что СССР смогла полностью заместить свои потери 5-6 миллионов солдат за этот период. А Германия безвозвратно потеряв на восточном фронте всего 600 тысяч не только не смогла компенсировать этих потерь, но и вынуждена была сократить группировку с учетом необходимости отвлечения значительных сил на оккупированных территориях и оправки не менее 300 тысяч солдат для войны с англичанами в Африке. При этом Красная армия получила самое ценное – боевой опыт. Перефразируя Гудериана – можно сказать, что в июне 1941 го советские войска не умели ничего, к ноябрю 1941 они уже как минимум научились отступать.

И в этом же ноябре основные силы немецкой армии пополнив свои соединения личным составом и техникой начали наступление на Москву. Основной ударной силой выступали 3 танковых армии вермахта. Никогда ни до ни после этого наступления немцы не могли собрать в один кулак такой силы. Казалось их танковые клинья войдут как нож в масло обороны Красной армии. Но к началу декабря 13 советских армий появившиеся как чертик из табакерки, по крайней мере для разведки вермахта и их стратегических планов, стойко держали оборону на московском направлении. Более того 5-6 декабря советские войска перешли в контрнаступление и отбросили немецкие войска на 100 – 200 км. от Москвы. Для большинства людей во всем мире эта победа вошла в историю как «Чудо под Москвой». В нашей отечественной истории мы больше знаем ее как «Первая победа советской армии над немецко-фашистскими захватчиками».

Интересно заметить, что эта победа была ни «чудом» и ни «первой», поскольку все 4 военные операции немецкой армии на восточном фронте в ноябре-декабре 1941 года закончились их поражением.

Давайте для начала перечислим эти операции. Первую мы уже вспомнили - «Битва под Москвой». Вторая – наступление немецкой группы «Север» на Тихвин для окончательного окружения Ленинграда и соединения с финской армией. Третья операция – первая попытка группы «Юг» прорыва на Кавказ и к Сталинграду, четвертая – наступление 11 армии Манштейна на Севастополь. У каждой из этих операций была своя цель и все они не только не были достигнуты, но в трех случаях из 4-х, кроме Севастополя, немецкие армии в результате контрударов Красной Армии вынуждены были отступить и перейти к обороне.

Москва, Ленинград, Ростов и Севастополь - четыре города где немцы потерпели свои неудачи в конце 1941 года.
Москва, Ленинград, Ростов и Севастополь - четыре города где немцы потерпели свои неудачи в конце 1941 года.

И как ни странно, мало кто из историков Второй мировой объединяет все эти четыре сражения ноября-декабря 1941 на восточном фронте в единую логическую цепочку с общей причинно-следственной связью. А ведь она просто напрашивается, ведь за предыдущие два года и десятки сражений немецкая армия была непобедима на суше, а тут сразу четыре неудачи подряд.

Надо отдать должное советским историкам, в своем энциклопедическом труде «История Второй мировой войны» в 12 томах, в т.4 на стр. 280 они не только объединяют эти операции единым стратегическим замыслом, но и приводят основную причину неудач вермахта в этих сражениях: - «Советская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе». Звучит несколько преувеличено, господство к самолетам со звездами начнет переходить только к концу 1943 года. Но по воспоминаниям очевидцев, если до ноября 1941 немецкая авиации просто не давала поднять головы ни войскам Красной армии на фронте, ни оперативному перемещению ее резервов, ни снабжению этих войск всем необходимым, то в ноябре-декабре уже советские ВВС как минимум не дают немецкой авиации свободы действий.

Как тут не вспомнить слова командующего лучшим немецким авиационным соединением, командира 2-го флота люфтваффе А.Кессельринга в июле 1941, которые он сказал своим летчикам перед вылетом «Вы не встретите сопротивления во время выполнения своего задания, советская авиация практически разгромлена и ваш вылет - это увеселительная прогулка».

Интересно, что бы сказал Кессельринг в ноябре-декабре 1941 своим летчикам перед вылетом на восточном фронте? Но этого не могло быть, поскольку Кессельринг вместе со своими асами в ноябре 1941 года был отправлен спасать Роммеля в Африке. Немецкая авиация была сведена в 5 флотов. Два из них действовали против Англии, три на восточном фронте против СССР. После перевода 2-го флота в Африку у немцев на востоке осталось всего 2 воздушных флота. И это первая причина утраты люфтваффе господства в воздухе на восточном фронте в конце 1941.

А что же случилось в Африке, почему лучший флот люфтваффе был туда переброшен с восточного фронта? В ноябре 1941 года англичане начинают свое наступление в Северной Африке, немецко-итальянские войска отступают, если не сказать бегут перед превосходящими силами англичан. Роммелю нужна срочная помощь, единственная возможность сделать это оперативно - послать авиацию. Причем времени у летчиков знакомиться с местными условиями и обстановкой нет совершенно. Поэтому в Африку посылают 2-й флот Кессельринга, который в начале 41-го уже помогал Роммелю гонять превосходящие силы англичан по пустыни.

Ситуация повторяется, а летчики Кессельринга вместе с танкистами Роммеля снова побеждают в Африке англичан несмотря на их превосходство над немецко-итальянскими войсками, например в танках в 7 раз!

Подбитые английские Валентайны в Северной Африке
Подбитые английские Валентайны в Северной Африке

Вот как много значило превосходство в авиации во Второй мировой войне.

Ну хорошо, если авиация так много значит, почему немцы не создали еще один флот и не послали его на Восток вместо 2-го флота? Ответ прост – не могли. Почему – потому что даже если бы они произвели большое число самолетов их бы просто нечем было заправлять. Германия испытывала серьезные проблемы с горючим. Бензина произведенного из румынской нефти и синтезированного из каменного угля по дорогущей технологии еле хватало даже на то количество техники, которое было у немцев, особенно в условиях наступления, когда расход увеличивается.

Гудериан Гейнц (2-я танковая армия) : «Наступление продолжалось и 3 декабря в условиях сильного снегопада и ветра. Дороги заледенели, передвижение было затруднено, 4-я танковая дивизия подорвала железнодорожную линию Тула — Москва и, наконец, достигла шоссе Тула-Серпухов. Этим, однако, наступательная сила дивизии была исчерпана, а все запасы горючего израсходованы.

Насколько страны гитлеровской коалиции испытывали дефицит в горючем, ярче всего видно на примере страны, которая в эту коалицию так и не вошла – Испании. Франко за вступление в коалицию просил только одного – гарантированных поставок топлива. Но именно этого Гитлер так и не смог ему пообещать, пока Германия не получит доступ к кавказкой нефти и сможет обеспечить ею не только себя, но и своих союзников.

А к декабрю 1941 даже ее собственные резервы топлива созданные на начало войны с СССР, в том числе и из купленной у нее же нефти, были практически исчерпаны. Надо заметить, что СССР продавал нефть в Германию очень дозированно, не более миллиона тонн в год, требуя в ответ самой ценное для себя – станки и алюминий. Правда с алюминием Германия СССР надула, пообещав начать его поставки со второй половины 1941 года и понятное дело так и не начав.

Как бы там ни было, проблемы с топливом для немецкой военной техники обострившиеся к ноябрю 1941 года - это вторая причина неудач немцев в четырех операциях конца 1941 года.

Замечу что проблемы с топливом для техники испытывал и Советский Союз. Да нефти СССР добывал много, достаточно было и мощностей по нефтепереработке, но к сожалению самой примитивной. Мощностей по производству самого качественного авиационного бензина хронически не хватало, а производство присадок для повышения его октанового числа и вовсе в СССР ни к началу войны, ни даже к ее концу так организовать и не смогли. В результате за весь 1941 год производство в СССР более менее качественного авиабензина АБ-78, на котором могли нормально летать современные типы истребителей составило не более 150 тыс. тонн. Насколько это мало - это катастрофически мало. Примерно 10-15% от необходимого. Поэтому современные истребители, оставшиеся после разгрома в неподвижном состоянии на аэродромах в начале войны и вновь произведенные, до ноября 1941 использовались практически исключительно как истребители ПВО с минимально возможной нагрузкой.

Но в ноябре ситуация кардинально изменилась и помог нам в этом старина Рузвельт, подписавший еще до всяких ленд-лизов экспортный договор на поставку в СССР авиабензина. Америка, конечно не была заинтересована в разгроме СССР Германией и оперативно смогла наладить поставки авиабензина в Советский союз. К ноябрю 1941 года эти поставки достигли 150 тыс. тонн авиабензина в месяц (как наше производство за год) этого было достаточно для того чтобы использовать нашу авиацию в полном объеме. И это третья причина из-за чего СССР смог кардинально изменить ситуацию в конце 1941 года.

В сентябре и октябре 1941 немцы провели две свои самые успешные наступательные операции на Восточном фронте.-6

Итак подводя итог, видно что главное в том что изменилось к ноябрю 1941 года в войне между Германией и СССР это кардинальное изменение баланса в войне в воздухе. Германия активно вовлекая авиацию в войну на два фронта, к ноябрю 1941 уже не могла использовать авиацию на восточном фронте в таком же объеме как и в начале войны с СССР. Со своей стороны ВВС Красной армии к этому же времени решили свою главную проблему с нехваткой авиационного бензина для самолетов и резко увеличили активность своей авиации.

Ну а абсолютное превосходство в воздухе было обязательным условием успеха в наступательных операциях вермахта с 1939 года и в ноябре 1941 Германия на восточном фронте его утратила. Да была еще небольшая вспышка в 1942 году на южном направлении, когда Германия к лету 1942 смогла накопить некоторое количество ресурсов и обеспечить на несколько месяцев превосходство в воздухе на этом участке. Но и этих ресурсов хватило ненадолго и концу 42-го года люфтваффе не могли уже обеспечить не только преимущества на всем восточном фронте, но даже и на отдельном его участке. Власть в воздухе постепенно переходила к советской авиации и к лету 44-го наши ВВС уже господствовали над полем боя, как немцы в июне 1941-го. Пришло время блицкрига для советских танковых армий прошедших менее чем за год от днепра и белорусских болот до Берлина. Но впрочем это другая история и в ноябре 1941, думаю мало кто понимал, что произошел ключевой перелом во Второй мировой войне.

А впрочем, был один такой человек, 17 ноября 1941 года, Эрнст Удетт, второй человек в командовании германских ВВС, заместитель Геринга, ас №2 Первой мировой войны, лучше всех понимавший что произошло, тихо застрелился….