В данной статье я хотел бы ответить на комментарий читателя, который был оставлен под одной из моих статей, относительно происшествия на 35-м километре трассы Слока-Талси 15 августа 1990 года.
Читатель Alex Neo пишет:
Вроде бы обычная авария, но вопросов много.. Во первых сама авария- врезаться на пустой просёлочной дороге в одиноко едущий автобус в хорошую солнечную погоду это надо сильно постараться, версия что Цой заснул за рулём во время 15 минутной поездки думаю несостоятельна.. Далее, отсутствие фото с места дтп и фото машины явно неспроста, слова о том что там было все и так ясно по меньшей мере удивительны, не менее удивительны слова,что они понятия не имели, кто такой Цой, и это в 90 году, когда он собирал стадионы, "и песни КИНО" звучали из каждого утюга.. Далее, Симановский говорит что Цоя привезли в толстом шерстяном свитере с начёсом, почему-то никто не задумался как человек ехал в таком свитере в 30 градусную жару в машине без кондиционера? Это ни на какие мысли не наводит? Место аварии Латвия тоже наводит на размышления,думаю если бы эта авария произошла под Питером,то были бы сделаны все возможные технические и другие экспертизы, а там в Латвии все сразу начали повторять как попугаи - заснул за рулём, да ещё придумали какой-то анализ клеток мозга.. Ещё удивительно, что родственники Цоя не попытались выяснить, что же произошло на самом деле, даже не встретились с водителем автобуса, скорей всего их просто запугали и велели не лезть в это дело... Вопросов много, но теперь уже мы не получим на них ответы...
Что ж, попробую прокомментировать...
Для начала соглашусь - авария простая, но вопросов более чем много. Это верно. Однако врезаться на огромной скорости свыше сотни километров в час в "Икарус" на непросматриваемом слепом повороте - элементарно. Хоть ночью, хоть днем. Кстати, никто и не утверждает давно, что Цой именно заснул. Напоминаю еще раз - формулировка "заснул за рулем" взялась из субъективного мнения следователя Эрики Ашмане. Повторю еще раз - то, что Цой "заснул за рулем" субъективное мнение следователя. Не более того. Формулировка могла быть и "не справился с управлением", или что-нибудь иное. Уже давно ясно , что Виктор Цой не спал за рулем. Что, кстати, и подтверждает водитель "Икаруса" Янис Фибигс.
Что касается фото и видео с места аварии - здесь тоже давно все четко и ясно. Бывший начальник следственного отдела Тукумского РОВД Гунар Цирулис однозначно дал понять, что никаких съемок работники ГАИ в случае с аварией на 35-м километре 15 августа 1990 года не вели. Равно как и не проводили никаких экспертиз, кроме необходимых медицинских. Почему так? Думаю, здесь и объяснять не нужно...
Насчет того, что Цоя все должны были знать, и песни "КИНО" звучали из каждого утюга... Забавно, конечно. Но увы - это не так. Цой потому и ездил отдыхать в латвийскую глубинку, потому что что его там никто не знал и не узнавал. И, конечно же, Цоя знала молодежь в СССР, но далеко не каждый человек. Тем более те, кто был совершенно далек от рок-музыки. Так что Цой был для местных ментов не более чем приезжий москвич, турист, отдыхающий. который тупо попал в аварию по своей вине. К тому же были свидетели - Артурс Нейманис и его жена, свои латыши, местные, которые четко в два голоса заявили о том, что Цой мчался по шоссе на огромной скорости. Что там еще расследовать? Сделали экспертизу, кровь чистая, дело даже не возбуждали по согласованию с прокурором района. К чему им лишнее дело?? Тем более заведомо отказной материала. Возбудить уголовное дело, чтобы тут же его закрыть за смертью обвиняемого? Глупо. Это я Вам как юрист скажу. Никто этого делать не стал бы и в Москве, и в Питере и вообще где угодно.
Насчет слов судмедэксперта Симановского. Да, Цой был в черном теплом свитере с начесом. Который после Марьяна Цой отдала на хранение Беку Барахоеву, то бишь Бекхану. Но откуда взяли цифру в 30 градусов жары?Согласно статистике прогноза погода за август 1990 года самая высокая температура воздуха (28.4°) была 5 августа, а самая низкая температура воздуха (8.4°) была 13 августа. Наталия Разлогова вспоминала, что в то лето в Латвии было дождливо, сыро и прохладно, и они с Цоем весьма простыли. Так что 15 августа Цой, у которого впоследствии судмедэксперт обнаружит гнойный бронхит, поехав в 5 утра на далекое озеро, вполне мог надеть теплый свитер. Что, как видим, он и сделал.
Анализ клеток мозга придумал журналист Дмитрий Шавырин из "Московского комсомольца", возможно по просьбе Юрия Айзеншписа. Сегодня всем ясно, что такого анализа никто не делает даже сегодня. Симановский, кстати, еще в 1990 году гневно заявил о том, что журналисты пишут бред, но его голоса, конечно же, никто не услышал. Просто потому что не хотели слышать. Или в то время люди тупее были и верили в "анализы клеток головного мозга", которые могут показать спал человек или нет? Забавно...
Что же касается родственников Цоя. А за чем было что-то выяснять, если все моментально, как только узнали о случившемся, приняли на веру мнение сотрудников ГАИ о том что Цой "заснул за рулем" или пусть даже не справился с управлением? А почему приняли на веру, спросите Вы? Да потому что все прекрасно знали, что Цой гонял на 150, никогда не пристегивался, и вообще скверно водил машину. Игорь Тихомиров провел свое расследование, и сделал свои выводы. Марьяна с Наташей согласились с выводами работников милиции, о чем сами не раз говорили. То есть никаких претензий ни у кого не возникло, и не возникает до сих пор. Кстати, только Александр "Рикошет" Аксенов по возвращению Марьяны из Латвии спросил у нее, встречались ли они с водителем "Икаруса", разговаривали ли они с ним? И когда Марьяна сказала, что нет - он просто развел руками... Но что бы дала им всем встреча с тем несчастным работягой-водителем, который сам ничего внятно не может сказать до сих пор? Ехал спокойно, выехал за дом, поймал удар, отворачивал до последнего, рискуя жизнью. Что, собственно и подтверждается фактами.
Так что никто никого не запугивал, не просил не лезть в это дело, или что-то такое... Даже если подобное допустить, то прошло уже более 30 лет, и правда давно бы уже вылезла наружу. Могу так же добавить, что я вплотную занимающийся расследованием дела №480 так же никогда не сталкивался с советами не лезть куда не нужно. Поэтому здесь точно мимо.
Так что поставленные вопросы легко находят свои ответы. Однако меня лично гораздо больше волнуют не эти вопросы, а несколько иные. На которые я пока что ответов, увы, не нашел... Будем надеяться, что в будущем ответы найдутся и на них. Именно для прояснения открытых вопросов и был открыт сбор средств на продолжение расследования дела №480, и я надеюсь, что у нас все же получится узнать еще хоть что-то по данному уже столь давнему, но такому актуальному всем нам делу.