Найти тему
Виталий Калгин

Обычная авария, но вопросов много...

В данной статье я хотел бы ответить на комментарий читателя, который был оставлен под одной из моих статей, относительно происшествия на 35-м километре трассы Слока-Талси 15 августа 1990 года.

фото из архива Р. Верещагина
фото из архива Р. Верещагина

Читатель Alex Neo пишет:

Вроде бы обычная авария, но вопросов много.. Во первых сама авария- врезаться на пустой просёлочной дороге в одиноко едущий автобус в хорошую солнечную погоду это надо сильно постараться, версия что Цой заснул за рулём во время 15 минутной поездки думаю несостоятельна.. Далее, отсутствие фото с места дтп и фото машины явно неспроста, слова о том что там было все и так ясно по меньшей мере удивительны, не менее удивительны слова,что они понятия не имели, кто такой Цой, и это в 90 году, когда он собирал стадионы, "и песни КИНО" звучали из каждого утюга.. Далее, Симановский говорит что Цоя привезли в толстом шерстяном свитере с начёсом, почему-то никто не задумался как человек ехал в таком свитере в 30 градусную жару в машине без кондиционера? Это ни на какие мысли не наводит? Место аварии Латвия тоже наводит на размышления,думаю если бы эта авария произошла под Питером,то были бы сделаны все возможные технические и другие экспертизы, а там в Латвии все сразу начали повторять как попугаи - заснул за рулём, да ещё придумали какой-то анализ клеток мозга.. Ещё удивительно, что родственники Цоя не попытались выяснить, что же произошло на самом деле, даже не встретились с водителем автобуса, скорей всего их просто запугали и велели не лезть в это дело... Вопросов много, но теперь уже мы не получим на них ответы...

фото со съемок фильма "Цой" из открытых источников
фото со съемок фильма "Цой" из открытых источников

Что ж, попробую прокомментировать...

Для начала соглашусь - авария простая, но вопросов более чем много. Это верно. Однако врезаться на огромной скорости свыше сотни километров в час в "Икарус" на непросматриваемом слепом повороте - элементарно. Хоть ночью, хоть днем. Кстати, никто и не утверждает давно, что Цой именно заснул. Напоминаю еще раз - формулировка "заснул за рулем" взялась из субъективного мнения следователя Эрики Ашмане. Повторю еще раз - то, что Цой "заснул за рулем" субъективное мнение следователя. Не более того. Формулировка могла быть и "не справился с управлением", или что-нибудь иное. Уже давно ясно , что Виктор Цой не спал за рулем. Что, кстати, и подтверждает водитель "Икаруса" Янис Фибигс.

Что касается фото и видео с места аварии - здесь тоже давно все четко и ясно. Бывший начальник следственного отдела Тукумского РОВД Гунар Цирулис однозначно дал понять, что никаких съемок работники ГАИ в случае с аварией на 35-м километре 15 августа 1990 года не вели. Равно как и не проводили никаких экспертиз, кроме необходимых медицинских. Почему так? Думаю, здесь и объяснять не нужно...

Насчет того, что Цоя все должны были знать, и песни "КИНО" звучали из каждого утюга... Забавно, конечно. Но увы - это не так. Цой потому и ездил отдыхать в латвийскую глубинку, потому что что его там никто не знал и не узнавал. И, конечно же, Цоя знала молодежь в СССР, но далеко не каждый человек. Тем более те, кто был совершенно далек от рок-музыки. Так что Цой был для местных ментов не более чем приезжий москвич, турист, отдыхающий. который тупо попал в аварию по своей вине. К тому же были свидетели - Артурс Нейманис и его жена, свои латыши, местные, которые четко в два голоса заявили о том, что Цой мчался по шоссе на огромной скорости. Что там еще расследовать? Сделали экспертизу, кровь чистая, дело даже не возбуждали по согласованию с прокурором района. К чему им лишнее дело?? Тем более заведомо отказной материала. Возбудить уголовное дело, чтобы тут же его закрыть за смертью обвиняемого? Глупо. Это я Вам как юрист скажу. Никто этого делать не стал бы и в Москве, и в Питере и вообще где угодно.

фото - В. Трощенков
фото - В. Трощенков

Насчет слов судмедэксперта Симановского. Да, Цой был в черном теплом свитере с начесом. Который после Марьяна Цой отдала на хранение Беку Барахоеву, то бишь Бекхану. Но откуда взяли цифру в 30 градусов жары?Согласно статистике прогноза погода за август 1990 года самая высокая температура воздуха (28.4°) была 5 августа, а самая низкая температура воздуха (8.4°) была 13 августа. Наталия Разлогова вспоминала, что в то лето в Латвии было дождливо, сыро и прохладно, и они с Цоем весьма простыли. Так что 15 августа Цой, у которого впоследствии судмедэксперт обнаружит гнойный бронхит, поехав в 5 утра на далекое озеро, вполне мог надеть теплый свитер. Что, как видим, он и сделал.

Анализ клеток мозга придумал журналист Дмитрий Шавырин из "Московского комсомольца", возможно по просьбе Юрия Айзеншписа. Сегодня всем ясно, что такого анализа никто не делает даже сегодня. Симановский, кстати, еще в 1990 году гневно заявил о том, что журналисты пишут бред, но его голоса, конечно же, никто не услышал. Просто потому что не хотели слышать. Или в то время люди тупее были и верили в "анализы клеток головного мозга", которые могут показать спал человек или нет? Забавно...

коллаж из открытого источника
коллаж из открытого источника

Что же касается родственников Цоя. А за чем было что-то выяснять, если все моментально, как только узнали о случившемся, приняли на веру мнение сотрудников ГАИ о том что Цой "заснул за рулем" или пусть даже не справился с управлением? А почему приняли на веру, спросите Вы? Да потому что все прекрасно знали, что Цой гонял на 150, никогда не пристегивался, и вообще скверно водил машину. Игорь Тихомиров провел свое расследование, и сделал свои выводы. Марьяна с Наташей согласились с выводами работников милиции, о чем сами не раз говорили. То есть никаких претензий ни у кого не возникло, и не возникает до сих пор. Кстати, только Александр "Рикошет" Аксенов по возвращению Марьяны из Латвии спросил у нее, встречались ли они с водителем "Икаруса", разговаривали ли они с ним? И когда Марьяна сказала, что нет - он просто развел руками... Но что бы дала им всем встреча с тем несчастным работягой-водителем, который сам ничего внятно не может сказать до сих пор? Ехал спокойно, выехал за дом, поймал удар, отворачивал до последнего, рискуя жизнью. Что, собственно и подтверждается фактами.

Янис Фибигс. фото автора
Янис Фибигс. фото автора

Так что никто никого не запугивал, не просил не лезть в это дело, или что-то такое... Даже если подобное допустить, то прошло уже более 30 лет, и правда давно бы уже вылезла наружу. Могу так же добавить, что я вплотную занимающийся расследованием дела №480 так же никогда не сталкивался с советами не лезть куда не нужно. Поэтому здесь точно мимо.

Так что поставленные вопросы легко находят свои ответы. Однако меня лично гораздо больше волнуют не эти вопросы, а несколько иные. На которые я пока что ответов, увы, не нашел... Будем надеяться, что в будущем ответы найдутся и на них. Именно для прояснения открытых вопросов и был открыт сбор средств на продолжение расследования дела №480, и я надеюсь, что у нас все же получится узнать еще хоть что-то по данному уже столь давнему, но такому актуальному всем нам делу.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!!