Найти тему
2,9K подписчиков

Что это, малообразованность или ограниченность?

185 прочитали

Мне тут попался в сети разговор двух умных люей - имена называть не буду, не хочу вступать в полемику - об оглуплении населения из-за интернета, заменившего чтение, и подсовываемых ему (населению) сериалов, заменивших серьёзное кино. И население с этой интеллектуальной жвачкой послушно деградирует и глупеет. Короче, вы все знаете этот дискурс. И, прочитав эту умную беседу, я вдруг понял, что у меня в голове это не укладывается просто из-за противоречия с моим собственным опытом.

Мне в жизни очень повезло. Я был знаком и даже дружен (часто это была дружба "со взглядом снизу вверх") с очень умными, интересными, высоко образовнными людьми, внесшими серьёзный вклад в нашу культуру. И при этом одним из самых умных (как я со временм понял) людей, которых я знал, была моя бабушка Анна Петровна Булгакова, урождённая Шашкова.

Малообразованная женщина (кажется,четыре класса) из Тимского уезда Курской губернии, перехавшая с мужем в Маприуполь, по-моему, в 1925-м году. Прожившая очень трудную жизнь - два брата раскулачены (отдельная тяжёлая история), война, оккупация, мужа, моего деда, расстреляли немцы, послевоенная жизнь впроголодь...

Мариуполь. Старая пристань
Мариуполь. Старая пристань

Может быть когда-нибудь я напишу про всё это. Так вот, бабушка обладала совершенно точным нравственным умом, с первого взгляда безошибочно понимала людей - самых разных: приятелей её сына, моих друзей и жён, друзей моего отца... Да и в политике у неё никогда не было иллюзий - ни относительно Сталина (они хорошо спелись с моим отцом), ни Хрущёва, ни местной партийной шпаны... Мой отец, сам весьма неглупый человек, как я в своё время с некоторым удивлением осознал, имел среди своих близких, в семье, два безусловных авторитета - своего двоюродного брата, известного генетика Владимира Павловича Эфроимсона, и свою тёщу, мою бабушку, Анну Петровну Булгакову.

Так вот, бабушка, как я уже сказал, была человеком малообразованным, тонкого вкуса у неё никто не воспитывал, кино смотрела то, которое шло в кинотеатрах, да и то довольно редко, не было возможностей. Читать любила, но читала в основном, когда приезжала в Москву к моим родителям, всё что находила на полках - Шолом-Алейхема, путаясь в еврейских именах, но абсолютно точно воспринимая суть Тевье Молочнка и Мальчика Мотла, почему-то Жорж Санд (потом пересказывала мне Консуэлло), - а в Мариуполе было не до чтения, надо было выживать.

И вот скудость этого эстетического потока, невоспитанность вкуса, никак не повлияли на удивительно точный и острый ум.

Может быть, есть ещё какая-нибудь причина поглупления населения кроме интернета и сериалов?

Владимир ЭФРОИМСОН