Найти тему
История нашего мира 2.0

Если жена не может иметь детей

II - I тысячелетия до н.э.

Средиземноморье и Ближний Восток

Древние подчас также сталкивались с проблемой, когда жена по тем или иным причинам не могла иметь детей.

Что предусматривали законы ряда государств в этом случае (разумеется, если супруг был полноценным мужчиной, а не бесплодным самцом).

В Кар-Дуниаше (столица – город Вавилон) во II-I тысячелетиях в случае бесплодия жены муж имел право взять себе вторую жену, которая рожала ему детей, но она, по закону, находилась в подчинении у первой жены.

Был возможен и другой вариант решения подобного вопроса. Жена сама подбирала рабыню, которая рожала мужу детей. При этом дети считались полноправными гражданами (в отличие от законов некоторых иных государств, где сын рабыни получал статус раба, даже если был рождён от свободного человека).

Если жена не подбирала рабыню и была против второй жены, муж имел право завести себе наложницу, чтобы иметь от неё детей. Но жена все одно по статусу была выше наложницы.

В Римской Республике муж, который считал, что у него детей достаточно, имел право уступить свою жену другому мужчине, если у того жена была бесплодна, чтобы она нарожала и тому детей. При этом муж имел право уступать свою жену в качестве производителя детей в бесплодных семьях неоднократно.

Отец в Древнем Риме был главой семейства и обладал исключительной властью над своими родными. Он умел право даже казнить собственноручно по своему усмотрению провинившихся членов семьи. Только с приходом в Рим христианства выбрасывание детей стало считаться в городе преступлением, а казнь взрослых детей убийством.
Отец в Древнем Риме был главой семейства и обладал исключительной властью над своими родными. Он умел право даже казнить собственноручно по своему усмотрению провинившихся членов семьи. Только с приходом в Рим христианства выбрасывание детей стало считаться в городе преступлением, а казнь взрослых детей убийством.

В государстве Лакедемон (Спарта) после введения законов Ликурга действовала норма, что дети принадлежат государству, а не родителям. Поэтому наказывали мужчин за безбрачие (то есть, нежелание иметь детей), за недостойный брак (то есть, если мужчина хотел себе взять в жены рабыню), за поздний брак (когда пожилой женился на молоденькой). В последнем случае муж обязан был приглашать для своей жены молодого мужчину, от которого она могла родить здоровых и крепких детей.

Спартанцы относились к своему потомству весьма своеобразно. От рождения ребенок мужского пола считался собственностью государства. И воспитывала его не семья, а государство. 
Едва он достигал возраста семи лет, как его отправляли на обучение в особую школу, именуемую агелой («стаей»). Вот как описывал греческий философ Плутарх воспитание будущих воинов: «Их воспитывали сообща, приучая к совместным играм и учебе. Во главе агелы ставили того, кто был самым сообразительным и храбрым в драках со сверстниками. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение.
Спартанцы относились к своему потомству весьма своеобразно. От рождения ребенок мужского пола считался собственностью государства. И воспитывала его не семья, а государство. Едва он достигал возраста семи лет, как его отправляли на обучение в особую школу, именуемую агелой («стаей»). Вот как описывал греческий философ Плутарх воспитание будущих воинов: «Их воспитывали сообща, приучая к совместным играм и учебе. Во главе агелы ставили того, кто был самым сообразительным и храбрым в драках со сверстниками. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение.

Действовал также закон, что если муж считал, что его жена не в состоянии родить ему здоровых детей, он мог договориться с другим мужчиной, у которого уже было много здоровых детей, чтобы тот уступил на время ему свою жену, которая бы и просителю родила здоровых детей.

В вопросе о детях Ликург критиковал законы других государств, где по закону жена могла рожать лишь от своего мужа. Ликург удивлялся, что те самые люди, которые, желая иметь породистых лошадей и собак, сводят кобылиц и сук лишь с лучшими представителями их породы, сами требуют, чтобы их жены рожали только от них: даже если они безмозглы, ветхи годами, недужны(!)*.

Логотип второй Международной конференции по евгенике (1921), изображающий евгенику в качестве дерева, объединяющего различные науки
Логотип второй Международной конференции по евгенике (1921), изображающий евгенику в качестве дерева, объединяющего различные науки

Похожие законы были и в государстве галатов (государство галлов в Малой Азии в III-I вв. до н.э.), о чём свидетельствует случай с царем галатов Дейотаром (правил в середине I века до н.э.).

Стратоника, жена царя Дейотара, убедившись, что не способна родить ребёнка супругу, выбрала из пленниц девушку по имени Электра и свела ее со своим мужем. Детей от Электры Стратоника воспитала, как собственных.

* Читаем в википедии: "Евге́ника (от др.-греч. εὐγενής — хорошего рода, благородный) — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Сторонники евгеники называются евгенистами.
Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон — двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Гальтон намеревался сделать евгенику «частью национального сознания, наподобие новой религии»".

Ан нет. Ещё Ликург придумал. Хотя, возможно, и Ликург был только эпигоном этой идеи.

(Источники: Геродот, законы Вавилона, Плутарх, Тит Ливий, Юстин)

Брак
50,3 тыс интересуются