Найти в Дзене
Любовь Петрова

"Приезд гувернантки в купеческий дом" Василий Григорьевич Перов,1866г, Третьяковская галерея.

Вторая половина 19 века, позорное поражение в крымской войне показала несостоятельность России в промышленном и вообще в организационно-хозяйственном устройстве страны. Время требовало перемен, в следствии чего властями и были проведены всевозможные реформы во всех сферах общества и государства, в том числе и отмена крепостного права, что повлекло за собой разорения огромного количества дворянских семей. Надо отметить, что помещенский уклад жизни предполагал, что дворяне-помещики содержали при себе своих бедных родственников, осиротевших племянников, которые получали образование на равне с детьми хозяина. При разорении все эти образованные люди в одночасье оказывались фактически на улице и именно из этой среды на смену крепостным няням и модным в прошлом французам ( главное достоинство которых было в носительстве французского языка, а не образование), сформировалось русское гувернантство. Купечество всегда было на ступень ниже в социальном плане, чем дворяне, в следствии чего они больш
"Приезд гувернантки в купеческий дом" Василий Григорьевич Перов,1866г, Третьяковская галерея.
"Приезд гувернантки в купеческий дом" Василий Григорьевич Перов,1866г, Третьяковская галерея.

Вторая половина 19 века, позорное поражение в крымской войне показала несостоятельность России в промышленном и вообще в организационно-хозяйственном устройстве страны. Время требовало перемен, в следствии чего властями и были проведены всевозможные реформы во всех сферах общества и государства, в том числе и отмена крепостного права, что повлекло за собой разорения огромного количества дворянских семей. Надо отметить, что помещенский уклад жизни предполагал, что дворяне-помещики содержали при себе своих бедных родственников, осиротевших племянников, которые получали образование на равне с детьми хозяина. При разорении все эти образованные люди в одночасье оказывались фактически на улице и именно из этой среды на смену крепостным няням и модным в прошлом французам ( главное достоинство которых было в носительстве французского языка, а не образование), сформировалось русское гувернантство.

Купечество всегда было на ступень ниже в социальном плане, чем дворяне, в следствии чего они больше уделяли внимание работе, чем образованию, плюс появилась прослойка новых купцов, которые смогли из бывших крепостных вырасти в крепких предпринимателей, и совершенно были не образованны. Но своим детям они уже в виду новых преобразований желали только лучшего и нанимали им гувернеров. Именно этот момент и запечатлен на нашем сегодняшнем шедевре.

Утонченная скромная девушка буквально противостоит хамоватому семейству новых нуворишей, совершенно не против поглумиться над обедневшими бывшими господами. Между ними всего шаг, но и одновременно пропасть в воспитании, привычках и нравственных принципах. Искренне рада гувернантке только девочка, она еще в силу возраста не впитала в себя невежество своей семьи и готова стремиться к лучшему. Воображение рисует, что она подружится с бедной девушкой и возможно даже станет революционеркой - будет бороться против бесправного и унизительного положения новой подруги, против классового неравенства. Хотя бытует мнение, что девочка с картины радуется своей гувернантке как своей новой игрушке, не даром она стоит в один ряд со своей семьей, внутри овального проема, обрамленного зеленой гирляндой, как рамой семейного портрета.

Кстати, возможно революционные настроения в недалеком будущем и возникнут как раз на фоне того, что новые богачи России, капиталисты, отличались практически повсеместным унижением более низких социальных слоев общества, они как класс только-только возникли сами и еще не достигли уровня достойного поведения, свойственных богатым семьям развитого капитализма.

Как бы то не было, Перов мастерски передает новый социально-психологический конфликт, возникший в России во второй половине 19 века, и симпатии художника явно на стороне гувернантки, в силу обстоятельств попавшей в плен мелочного и ограниченного купеческого быта.

Пара слов о русском художественном устройстве того времени. Раньше картины писались на заказ в рамках устаревшей Академии художеств, но новое время позволило рисовать то, что хотелось, а сбыт картин осуществлялось через Товарищество передвижных художественных выставок. Это Товарищество занималось широкой просветительской деятельностью, устраивая выставки картин в российской глубинке, что сыграло для России огромную роль в образовательном и культурном плане. Одним из создателей этого Товарищества и был Перов, наравне с Саврасовым и Крамским. В состав передвижников входили: Репин, Суриков, Поленов, Куинжи, Шишкин, Васнецов, Поленов, Левитан и пр.

Стиль реализм.