Найти тему
Олег Панков

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОКРЕСЕНЬЕ)

9 апреля по новому стилю

Заключительная неделя Великого поста (страстная седмица) посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Страстная седмица начинается праздником — Входом Господним в Иерусалим; в народе его еще именуют Вербным Воскресеньем.

За неделю до Своих крестных страданий Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Спаситель мира и идет на смерть добровольно.

Господь велел Своим ученикам приготовить двух животных — ослицу и молодого осленка. Что это означало? В то время цари в мирное время употребляли этих животных для своих поездок по стране. Конь означал военные сборы. На коне отправлялись в походы. Иисус Христос сел на молодого осленка в знак того, что Он несет с собой мир, что Он — Царь мира. Святые Отцы говорят также, что ослица символически знаменует собой иудейский народ, а молодой осленок — языческие народы, которые склонили главу под благое иго Христа Спасителя, приняли учение Его, запечатлели в своих сердцах.

Накануне названного события Господь совершил великое чудо: воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима — Вифании (см.: Ин. 11, 1-44). Произошло это в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного и потрясло сердца многих людей. Православная Церковь вспоминает это чудо в субботу (Лазареву) перед Вербным Воскресеньем.

В Палестине покойника хоронили обычно в день кончины, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться.

Господь воскресил Лазаря на четвертый день после его смерти. Это было не просто возвращение умершего к жизни, но как бы воссоздание его вновь, то есть образ того, как Господь воссоздаст тела умерших из праха. Поэтому всеобщее воскресение мертвых будет в тоже время и преображением всего спасенного человечества.

Лазарь был возвращен к земной жизни, прожил несколько десятилетий, стал епископом и, по преданию, принял мученическую смерть за веру в Иисуса Христа.

Священное Предание гласит, что, когда начался потоп, Ной взял с собой в ковчег, как великую святыню, голову Адама. Затем он отдал ее своему старшему сыну — Симу. Сим построил город Иоппию, затем соорудил жертвенник, под которым положил голову нашего праотца и невдалеке от этого жертвенника основал город Иерусалим, что значит “мир Божий”. Затем Палестину завоевали хананейские племена, и место, где лежала голова Адама, пришло в запустение, хотя по памяти народ называл это место “Голгофой” (по-еврейски — “череп, лоб”). Там, на Голгофе, и должно было совершиться дело искупления мира.

Когда Господь посмотрел с Елеонской горы на Иерусалим, увидел великолепные здания Иерусалимского храма, на Его глазах выступили слезы. Иисус Христос возвестил какая страшная кара постигнет этот святой город за то, что “не узнал времени посещения Твоего”…

Здесь должно было совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние — богоубийство, и в то же время должен был запечатлеться величайший подвиг: вольные страдания, распятие Христа и искупление Им человечества.

Пройдет немного лет, и на улицах Иерусалима будут лежать непогребенные трупы, и сама земля будет напоена кровью, как дождем.

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалимский храм, там стоял невообразимый шум. Крики людей, блеяние животных, которых продавали прямо в храме, уподобляли это святое место большому базару. Жертвенных животных должны были продавать за пределами святыни, но ради успешности торговли первосвященники разрешили вводить их в само святилище. Там же стояли лавки менял, потому что, по иудейскому обычаю, нельзя было жертвовать на храм и покупать животных на деньги языческих государей, их необходимо было обменять на иудейские монеты.

Господь взял бич и изгнал продававших скот и менял из дома Своего Небесного Отца.

Первосвященники, обратившись ко Христу, требовали, чтобы Он запретил ученикам Своим прославлять Его. Христос же сказал: Если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40). Святые Отцы под камнями понимали язычников, которым суждено было прославить Бога после проповеди Апостолов по всему миру.

Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как победителя. В нашей стране верующие в этот день в церквах стоят с вербами в руках. Верба означает еще и воскресение из мертвых: она расцветает после зимы прежде всех других растений.

Как известно, Иисуса Христа, въезжающего в Иерусалим в сопровождении апостолов, народ встречал возгласами: “Осанна Сыну Давидову, слава Сыну Давидову!”.

В Евангелии также говорится, что малые дети кричали Христу: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! (Мк. 11, 9).

“Осанна!” — это значит: “Господь идет!”, “Спасение от Господа”, “Господи, спаси нас!”.

Описываемое событие Церковь причислила к великим двунадесятым праздникам. В этот день или накануне вечером на Всенощной службе освещаются ветви вербы или других растений.

Ветви в руках верующих в день праздника знаменуют встречу Господа, победившего смерть и своим светлым Воскресением открывшему нам путь в жизнь вечную в неветшающие обители Царства Небесного.

Вхождение Иисуса Христа во Иерусалим символически означает Второе пришествие Его на Землю и Страшный Суд, который начнется с Церкви Божией. И строже всего Господь будет судить христиан. В житии преподобного Макария Великого приведена его беседа с душой умершего египетского жреца. Жрец говорил, что находится во аде, однако есть места еще более страшных мучений, нежели те, которые испытывает он. Они уготованы для христиан, принявших благодать Святаго Духа в крещении, а затем поправших ее своими грехами.

Первое пришествие Спасителя (Рождество) совершилось в тайне и в безвестии; только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. Второе пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет окруженный Ангелами, сияющий Божественным светом.

В статье использованы фрагменты из книги архимандрита Рафаила (Карелина) “Путь Христианина”. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 2006 г.

Дорогие братья и сестры!

Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в оплате расходов на издание книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В 2021 году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.

Помогай нам всем Бог!