6,6K подписчиков

Рахманинов в кино. Столкновение "высокого" и "низкого"

188 прочитали

Два мальчика стояли на балконе и плевали в прохожих. Один из них был злой, а другой - добрый. Злой мальчик попал в трёх прохожих, а добрый в пятерых. Потому как Добро всегда побеждает.

В публикации Крутые парни играют Рахманинова я рассмотрел практику несколько утилитарной ("бездушной") эксплуатации музыки композитора в зарубежном кинематографе.

Отечественные режиссёры идут другим путём.

Учительница Левченко против вахтёрши Зиночки и сталевара Савченко

Пожалуй, самым узнаваемым примером использования произведения Рахманинова в советском кино можно считать фрагмент мелодрамы "Весна на Заречной улице" Феликса Миронера и Марлена Хуциева.

Сцена выполнена крупными мазками, без слов. Эмоционально-психологическое состояние героев передаётся только талантливой актёрской игрой Нины Ивановой, Николая Рыбникова и Валентины Пугачёвой, ювелирной работой оператора и музыкой первой части Второго фортепианного концерта.

Столкновение интересов разных социальных ("классовых") групп иллюстрируется озадаченной реакцией Зиночки, шокированной мощными пассажами вступления, которые заставляют её буквально отпрянуть от двери.

Два мальчика стояли на балконе и плевали в прохожих. Один из них был злой, а другой - добрый. Злой мальчик попал в трёх прохожих, а добрый в пятерых. Потому как Добро всегда побеждает.

В более сложной ситуации находится Савченко, вынужденный слушать чуждые мотивы. Ему сразу становится невыносимо скучно. Он изучает потолок, рассматривает пол, машинально закуривает, и в итоге по-тихому сбегает.

Это сегодня доступ к музыке возможен практически в любое время из любого места. Слава богу техническому прогрессу!

А Татьяна Сергеевна, как и другие выпускники-филологи 1956 года, была лишена такой чудесной возможности. Поэтому, передача по радио любимого произведения - это на самом деле яркое событие в её жизни. Отсюда и неподдельная искренность эмоциональных переживаний, отражённые на лице.

Достаётся и комнатному растению, цветки которого безжалостно-самозабвенно теребит молодая учительница.

Два мальчика стояли на балконе и плевали в прохожих. Один из них был злой, а другой - добрый. Злой мальчик попал в трёх прохожих, а добрый в пятерых. Потому как Добро всегда побеждает.-2

Как не трудно догадаться, в эпизоде показано некое противостояние "мещан-обывателей", не понимающих музыку Рахманинова и утончённой натуры из "интеллектуальной элиты".

И конечно, это снобистский штамп.

Характер человека, особенности его личности и темперамента никак не коррелируют с увлечённостью классической музыкой. Наличие в коллекции пластинки со Вторым фортепианным концертом Рахманинова не наделяет меломана дополнительными морально-этическими плюсами.

Можно сколько угодно долго демонстрировать своё презрение рабоче-крестьянскому быдлу, однако, определяющее сознание бытие рано или поздно приземляет любое "высшее существо".

В случае с начинающим педагогом решающую роль сыграли гормоны.

С ними особо не поспоришь. И в какой-то момент ей стало не важно, слушает ли твой избранник Рахманинова или предпочитает менее "духовную" музыку.

- Таня Левченко!
- А я не Левченко, я теперь Савченко.
Два мальчика стояли на балконе и плевали в прохожих. Один из них был злой, а другой - добрый. Злой мальчик попал в трёх прохожих, а добрый в пятерых. Потому как Добро всегда побеждает.-3

По большому счёту, прямолинейное изображение "высокого" и "низкого" свойственно в первую очередь произведениям для детей.

Так, в мультфильме "Свинья-копилка" заключительная часть Второго фортепианного концерта выступает фоном соперничества "добрых" игрушек, желающих увидеть радугу и "злой" свиньи-копилки, у которой на уме одни только деньги.

Как положено в сказках, "зло" ожидает неминуемое наказание - свинья лопается от жадности, а пупсик находит присвоенную ею пуговицу. Апофеозом победы "добра" гремит финал концерта.

Настоящая жизнь гораздо сложнее, в ней всё относительно, чётких границ не существует.

Академическая классика вообще и музыка Рахманинова в частности, может быть вставлена в любой контекст. Нет каких-то особенных свойств, не позволяющих использовать её в "неподобающем", "низком" антураже.

Как раз наоборот. В сочинениях композитора присутствует особенная начинка, легко и свободно позволяющая им вписаться именно в мир массовой культуры.

Где ещё быть музыканту, если не на танцах и похоронах?

Заключительный пример. Телевизионный художественный фильм "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова.

На вступительных титрах звучит соль минорная Прелюдия (№ 5 из 23-го опуса). Её играет небольшой оркестрик перед началом киносеанса. Играет коряво, неаккуратно, "без души", "с оттенком усталой обречённости".

Герой Евгения Леонова - Андрей Григорьевич Сарафанов - старательно выводит замысловатые пассажи на кларнете, но внезапный звонок "наступает на горло его песне". Таким образом аллегорически показывается жизнь музыканта-неудачника, потерявшего место в симфоническом оркестре из-за пристрастия к алкоголю.

Чтобы как-то оставаться в лоне "высокого" искусства Сарафанов исполняет Рахманинова в кинотеатре и пытается сочинять "то ли кантату, то ли ораторию".

Параллельно он вынужден зарабатывать на жизнь игрой на танцах и похоронах. Считая это "низким", он тщательно скрывает свой позор от семьи.

Вновь обретённый "старший сын" с присущим ему "здоровым взглядом на предмет" раскрывает Сарафанову глаза:

Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где ещё быть музыканту, если не на танцах и похоронах? По-моему, ты на правильном пути.

Академическая классика - ничтожная капля в музыкальном океане. Она всегда проигрывает эстраде в популярности, в продаваемости, в частоте исполнения. Любая трёхаккордная халтурка наберёт на несколько порядков больше просмотров (скачиваний), чем любой классический шедевр.

Относительная сложность классической музыки возносит её на недоступные большинству вершины. Поэтому, человек, ничего не добившийся в жизни, не достигший значимых результатов, не реализовавший свои мечты и желания, находит выход в увлечении "высокой" музыкой, чтобы хотя бы на немного подзабыть свою ущербность.

Классическая музыка подобно религии становится опиумом для души.

При подготовке публикации использованы материалы из Сборника статей "Музыкальное наследие С.В. Рахманинова в современной культуре. Наука, исполнительская практика, образование" - Ростов-на-Дону : Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2014.

Реферат пополняет раздел Музыка в фильмах и мультфильмах постоянного КАТАЛОГА публикаций канала. Ещё по теме:

Традиционная несмешная байка сегодня также посвящена кино:

В одной из сцен советского художественного фильма "Поэма о крыльях" авиаконструктор Игорь Сикорский посещает тяжелобольного Рахманинова. Они слушают сводку Совинформбюро от 2 февраля 1943 года о ликвидации немецко-фашисткой группировки под Сталинградом.

На самом деле, в тот день композитор не мог лежать в постели.
1 февраля он получил американское гражданство, а 2-го убыл в очередное концертное турне.

Также вызывает сомнение слёзно-драматическое продолжение эпизода с радиотрансляцией из Большого зала Московской консерватории "Торжественного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора Сергея Рахманинова". Сдаётся мне, что никакого концерта в реальной жизни не было, его придумали авторы фильма для душещипательной картинки.