Найти тему
4,1K подписчиков

Возница (1921, Швеция, мистика): Легендарное кино о смерти. Шведский "магический реализм".

Старые, а тем более немые фильмы нынешней аудитории совершенно неинтересны. И совершенно зря! Поэтому возьмусь, пожалуй, за неблагодарное дело – буду знакомить публику со знаковыми кинолентами давно ушедших времен.

Вот, например, "Возница" Виктора Шёстрема.

При просмотре кинокартины неожиданно настигает чувство: это наконец-то случилось, 1921 год – благословенный год, люди наконец-то смогли оценить, осознать, охватить, те широкие возможности, которые дает кинематограф (кстати, в актуальной действительности, которая, как правило, брезгливо относится к художественным изыскам, фильм провалился в прокате).

Кадр из фильма "Возница" (1921)
Кадр из фильма "Возница" (1921)

Но какие такие "возможности"? Это не только возможность повелевать иллюзиями. Это не только возможность повелевать эмоциями зрителя. Для любого режиссера кино является возможностью найти (пусть и наощупь) двери в иные миры. Почему так любил Шёстрема Бергман? Потому что снимал о том же: о вложенности пространств и психологических трудностях, которые испытывает человек, находясь на перекрестке множества миров.

Фильм Виктора Шёстрема "Возница" стал, кажется, первой ласточкой кинематографического "магического реализма". Со временем термин "магический реализм" превратился в мертвый термин, но магия, заключенная, например, в лучших текстах латиноамериканцев, обладает неким импульсом. Этот импульс порождает искристый поток, течение, которым пронизывается насквозь повествование — вместо того, чтобы застыть холодными блёстками на каких-то отдельных образах или деталях. Именно это "пронизывающее насквозь магическое движение" мы находим в кинофильме "Возница".

Кадр из фильма "Возница" (1921)
Кадр из фильма "Возница" (1921)

Но у фильма есть одна проблема: это жанровое кино. Это мелодрама. Вариация на тему "Рождественская песнь в прозе" Чарльза Диккенса. Диккенс написал дидактичную штуку, которую спасали ирония и стиль. Шестрем поступил иначе: он сделал фильм реалистичным.

Мы обнаруживаем гигантскую разницу между, скажем, мелодрамами Гриффита или Штрогейма, и мелодрамой Шестрема. Шестрем, играя главную роль, требует от себя и других актеров правдоподобности. В отличие от большинства фильмов эпохи "великого немого", в "Вознице" удивительно мало заламываний рук, демонических гримас и всего такого прочего. Игра актеров отличается сдержанностью, а мизансцены построены строго, лаконично, осмысленно.

Кадр из фильма "Возница" (1921)
Кадр из фильма "Возница" (1921)

Добившись реализма в истории про пьяницу, который потерял всё, что имел, Шестрем – та-дам, бада-бам – идет еще дальше: он вводит в сюжет совершенно фантасмагорический момент: главный герой, уже (точнее, "еще" — я забегаю вперед, а в фильме, на самом деле, широко используется ретроспекция) бомжара, сидит с друзьями-собутыльниками на кладбище, смотрит на башенные часы, стрелки которых приближаются к 12, и рассказывает следующую байку: был у меня один приятель, он из Уппсалы, следовательно, знал побольше нашего, веселый был малый, и вот мы как-то раз праздновали новый год, играли в карты (все это показано в фильме), бухали, а он че-то сидит такой мрачный, ну, мы ему и говорим, что с тобой, хуле ты такой унылый, а тот трясется, но, впрочем, отвечает: чего вы деретесь, идиоты, разве вы не знаете, что человек, который умрет накануне нового года, превращается в возницу. Он ездит на жалком экипаже, в который вплетена тоскливая кляча, и собирает души умерших людей. Он взваливает их на экипаж и везет к морю. Экипаж заезжает на дно морское, возница медленно и печально вынимает души и кладет их среди водорослей на гладкие камни. Каждая минута для возницы превращается в сто миллионов лет.

Кадр из фильма "Возница" (1921)
Кадр из фильма "Возница" (1921)

А потом на кладбище происходит драка, и героя фильма настигает инфаркт. Как раз когда стрелки часов на башне почти сомкнулись на цифре "12"…

И вот тут-то и начинается кино!

Как любят говорить иные любители кино, "маст си".

Оценка: 8,5 из 10.

Режиссер: Виктор Шёстрём.
Сценарий: Виктор Шёстрём (по роману Сельмы Лагерлеф),
Оператор: Юлиус Янсон.

В главных ролях: Виктор Шёстрём.
В ролях: Хильда Боргстрём, Торе Свенберг, Астрид Холм, Конкордия Селандер.

Кадр из фильма "Возница" (1921)
Кадр из фильма "Возница" (1921)

Интересные факты о фильме:

  • Декорации, изображающие церковный двор при погосте, по какой-то неизвестной причине остались не снесенными по окончанию съемок и простояли нетронутыми несколько лет.
  • Виктор Шестрем поехал к Сельме Лагерлеф и прочел ей вслух сценарий. Текста было дофига, так что по окончанию чтения Шестрем обессиленно рухнул на диван. Сельма долго глядела на режиссера, а потом спросила: "Может, что-нибудь выпьешь?"
  • Ингмар Бергман пересматривал этот фильм каждое лето.
  • Цензоры долго изучали фильм и хотели заставить режиссера вырезать несколько сцен, но побоялись вступать в конфронтацию с авторитетнейшей писательницей Сельмой Лагерлеф, которой картина понравилась безоговорочно.
  • Фильм провалился в прокате. Впрочем, среди шведских читателей к тому времени Сельма Лагерлеф уже считалась старомодной писательницей.
Кадр из фильма "Возница" (1921)
Кадр из фильма "Возница" (1921)

Фильм повлиял на:

Ингмар Бергман: Фильмы. Биография. Цитаты. Фото.
Владимир Гордеев20 марта 2023

Читайте также: