Найти в Дзене
Любовь Петрова

Поль Сезанн

Автора сегодняшнего шедевра фактически на протяжении всей его жизни считали посредственным художником, ничего не понимающего в живописи. С технической стороны это именно так, только к старости он научился работать с палитрой и изучил законы перспективы. Поль Сезанн был крайне угрюмым и закомплексованным человеком, который боролся со своими внутренними проблемами с помощью живописи и именно к нему максимально относится фраза : "Я художник , я так вижу!" Будучи нестесненный в деньгах он рисовал так как считал нужным ему, фактически на пятьдесят лет опередивший свое время и именно он был основателем таких стилей как кубизм и абстракционизм (модернизм), но так как он рос на импрессионизме, официально его стиль называют постимпрессионизм, то есть впечатления с четкой логикой и толкованием написанного. Если импрессионисты стремились растворить объем в окружающем пространстве, то он хотел создать новый синтез формы, цвета и пространства, как одна форма влияет на другую, вытягивая или увеличив
"Пьеро и Арлекин" Поль Сезанн, 1990г, Пушкинский музей.
"Пьеро и Арлекин" Поль Сезанн, 1990г, Пушкинский музей.

Автора сегодняшнего шедевра фактически на протяжении всей его жизни считали посредственным художником, ничего не понимающего в живописи. С технической стороны это именно так, только к старости он научился работать с палитрой и изучил законы перспективы.

Поль Сезанн был крайне угрюмым и закомплексованным человеком, который боролся со своими внутренними проблемами с помощью живописи и именно к нему максимально относится фраза : "Я художник , я так вижу!" Будучи нестесненный в деньгах он рисовал так как считал нужным ему, фактически на пятьдесят лет опередивший свое время и именно он был основателем таких стилей как кубизм и абстракционизм (модернизм), но так как он рос на импрессионизме, официально его стиль называют постимпрессионизм, то есть впечатления с четкой логикой и толкованием написанного. Если импрессионисты стремились растворить объем в окружающем пространстве, то он хотел создать новый синтез формы, цвета и пространства, как одна форма влияет на другую, вытягивая или увеличивая пространство. Никто его не понимал, и он уединился у себя на родине в Провансе во Франции и искал, искал, искал.

Примером его исканий можно представить картину Мост через Марну. Мост, который на самом деле изображен в дали, кажется расположенным ближе всего на картине.

"Мост через Марну" Поль Сезанн 1898г. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
"Мост через Марну" Поль Сезанн 1898г. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Эта картина называется Гора Сент-Виктуар. Здесь тоже наглядно представлена обратная перспектива.

Гора Сент-Виктуар Поль Сезанн 1906г. Собрание Бюрле, Цюрих
Гора Сент-Виктуар Поль Сезанн 1906г. Собрание Бюрле, Цюрих

По словам одного критика, вдумчивый понимающий ценитель может стоять перед картиной Сезанна часами, наслаждаясь красотой формы, цвета и пространства, но поверхностному человеку как раз эта сложность пространственно-цветовой системы не позволит понять и оценить, как бы не впустит в свой мир высшего искусства. Сам Сезанн видел все окружающее своим взглядом - прямые линии для него были падающими, а видение перспективы было изнутри, то есть как бы художник не стоял перед картиной, а был в центре и перспектива обтекала его со всех сторон.

Самой лучшей своей работой Сезанн считал Больших купальщиц. Большие они не потому что толстые, а потому что картина большая. В этой картине у Сезанна восстановлена идеальная форма ренессанса - треугольник, но в ренессансе в верхнем углу всегда расположена главный объект картины, а у Сезанна верхний угол намеренно обрезан, а основные героини написаны во вспомогательных углах. Голубоватая дымка из воды, неба и растительности окутывает как вуалью женские тела, лишая их ненужного здесь эротизма, что считаемся высшей формой мастерства автора.

"Большие купальщицы" Поль Сезанн 1906г, Художественный музей Филадельфии.
"Большие купальщицы" Поль Сезанн 1906г, Художественный музей Филадельфии.

Картина "Пьеро и Арлекин", которую я выставила на обложку, на мой взгляд не самая выдающаяся, но она экспонируется в Москве в Музее Им.Пушкина и тем самым доступна для нас.

Застывшее надменное лицо Арлекино и невидящий взгляд Пьеро - как маски и не понятно перед нами живые люди или куклы.

Художник изобразил момент перед выходом героев на сцену театра – момент, когда люди вынуждены надеть маски и спрятать настоящие чувства и эмоции. Так Поль Сезанн отразил один из пороков общества – неумение по-настоящему отражать свои внутренние переживания.

В этом произведении так же прослеживается оригинальная черта творчества Сезанна – желание соединить противоположности. Грустный, жалкий Пьеро и гордый, надменный Арлекин – два абсолютно разных человека предстают перед нами на одной картине, которая заставляет каждого из зрителей задуматься над ее смыслом.

Или это две ипостаси одного человека.