Найти тему

"25 Июля", выставка Алекса-Леона Мазанова. Мои впечатления о ней и секреты с авторской экскурсии

Наконец-то дошли руки рассказать о выставке молодого (1987 г. р.) нижегородского художника Алекса-Леона Мазанова, куда я успел забежать под конец выставочных дней и успел попасть ещё и на авторскую экскурсию по ней.

“25 Июля” - это название выставки (не пугайтесь, это не я опоздал, выставка проходила весь март 2023 года). Почему “25 июля”? Как гласит аннотация выставки, 25 июля - самый жизненный день в мифологии автора, когда кровь бьётся в жилах, жизнь бурлит во всю и жар лета уже не спугнуть. И большинство представленных картин отражают этот жизненный посыл своими яркими цветами в манере поп-арта, а для равновесия представлена пара картин более тёмных цветов и африканские маски землистых оттенков, но усаженные на цветные подставки.

Первая картина, которая начинает выставку и висит рядом с аннотацией, называется “Ночь майской звезды”. Если пройти мимо просто бросив взгляд на картину, то пятна могут показаться похожими на подводный мир, а очертания неба напоминают кита. Так было и у меня, и, судя по вопросам, не только у меня. Но всё же, здесь автор изобразил тёмное синее небо с сияющей в нём звездой и людей гуляющих и целующихся под майским небом. Автор противопоставляет большой мир космоса маленькому миру людей.

Алекс-Леон Мазанов, “Ночь майской звезды”
Алекс-Леон Мазанов, “Ночь майской звезды”

Следующее, что мы видим на выставке, если не будем хаотично метаться, а пойдём по порядку - это огромный панно-ансамбляж “Вечерушка Pet Shop Boys”, отсылающий нас к фильмам “О, счастливчик” (если я правильно запомнил, то слово “вечерушка” прозвучало в одном из переводов в нём, но я так его и не посмотрел) и “Заводной апельсин”, отсылок на который можно наблюдать в “О, счастливчик” (его я тоже не посмотрел, но после этой выставки всё ещё хочется)).

Здесь мы можем увидеть и жёлтый портал на вечерушку и жёлтый август ведущий нас к осени. Ох, я не помню, но возможно, это как раз осенняя вечерушка, на которой мы можем наблюдать автопортрет автора в зелёной футболке и жёлтой шляпе. Отсылки к Дали через эспадрильи (обувь на джутовой подошве) и истуканов, в который собирается ансабляж. А если приглядеться ещё немного, то можем увидеть и русалку и тему фавнов. Тема обуви и фавнесс будоражит воображение автора, что мы ещё увидим на следующих холстах.

Алекс-Леон Мазанов, "Вечерушка Pet Shop Boys"
Алекс-Леон Мазанов, "Вечерушка Pet Shop Boys"

Следующая картина, наверное, единственная о которой я почти всё позабыл спокойно прогуливаясь по выставке по окончании экскурсии. Всё что я помню, так это что там можно найти и веранду в обратной перспективе и еле заметную обувь на полу. И что холст неправильной трапециевидной формы - это авторская задумка. А если от красно-оранжевых тонов вам стало душно и захотелось открыть форточку, то вы правильно почувствовали ещё одну задумку Алекса-Леона.

Алекс-Леон Мазанов, "Осенний vox"
Алекс-Леон Мазанов, "Осенний vox"

Переходим ко второму главенствующему объекту выставки. Белофонный холст “Семья”. Он и панно-ансамбляж, о котором я писал чуть выше, были самые большие экспонаты на выставке. Здесь снова художник возвращается к ярким цветам, теме фавнов и фавнесс и обуви на джутовой подошве. Мы видим человека с гитарой (хотел написать, что девушку, но что-то я уже не уверен)), фавна кусающего чью-то ногу и проносящегося вихрем ребёнка (в этом вихре в середине низа картина вполне можно узреть ребёнка). Также можно увидеть отсылки и к моде 1960-х годов на брюки-клёш, вид которых на девушках очень нравится Алексу-Леону (надеюсь это не было секретом, который нельзя раскрывать). Немаловажно заметить, вернувшись к названию холста, что семья эта, скорее приобретённая, чем данная. Счастливая, приобретёная семья.

Алекс-Леон Мазанов, "Семья"
Алекс-Леон Мазанов, "Семья"

Дальше мы видим несколько картин, объединяющих в себе пляжное начало. Художник не скрывает, что вдохновлялся нижегородскими пляжами, на которых он купается до самого конца лета, разбавляя их небольшим французским колоритом, что можно увидеть и в названии картины “Пляж Рауля Дюфи” и девушке с шаром для петанка в правом нижнем углу на этой картине. Рауль Дюфи (новое для меня имя, раньше я о нём и не слышал даже) - французский художник, представитель фовизма и кубизма. А петанк - это не просто игра в бросание шаров, а провансальский национальный вид спорта.

На нижегородских пляжах я петанка никогда и не видел, но я и не присматривался, может кто-то и играет. Но пока я пытался вспомнить как же называется эта игра шарами, интернет мне рассказал, что, оказывается, существует национальная федерация петанка в России. Вот я удивился!

Ну а про картину “Бассейн Хипстера” я помню разве только что, волны были написаны синим валиком, после чего холст был отложен на пару лет.

Алекс-Леон Мазанов, "Пляж Рауля Дюфи"
Алекс-Леон Мазанов, "Пляж Рауля Дюфи"
Алекс-Леон Мазанов, "Бассейн Хипстера"
Алекс-Леон Мазанов, "Бассейн Хипстера"

Дорогой, читатель, если ты ещё не устал, то мы подходим уже к концу. Ещё две картины представлены в ярких жёлтых тонах. Это “Остров “Волхва” Джона Фаулза” и “В гостях у Дэвида Хокни”. Ух, опять новые для меня имена! Если вы тоже их не знаете, то Джон Фаулз - это английский писатель, а Дэвид Хокни - британский художник, одна из значимых фигур поп-арта 1960-х годов. Но я из поп-арта навскидку могу вспомнить только Энди Уорхола. Так что пришлось мне освежить свои отсутствующие знания о поп-арте посредством интернета 😁🙈 Кстати, если на картине “Остров “Волхва” Джона Фаулза” ваше внимание сразу привлекло пианино посреди холста и фраза “Музыка - центр вселенной” мгновенно проникла в вашу голову, то вы снова правильно поняли посыл художника.

Алекс-Леон Мазанов, “Остров “Волхва” Джона Фаулза”
Алекс-Леон Мазанов, “Остров “Волхва” Джона Фаулза”
Алекс-Леон Мазанов, “В гостях у Дэвида Хокни”
Алекс-Леон Мазанов, “В гостях у Дэвида Хокни”

Завершает выставку картина “31 мая или детский ураган”. Она выполнена уже в достаточно спокойных зелёных тонах, а проскользив взглядом по картине, в её правом нижнем углу мы натыкаемся на явно шаловливого ребёнка с неприкрытой пятой точкой, стоящего к нам спиной. Из уст Алекса-Леона я узнал, что многие преподаватели говорят, что нехорошо рисовать людей спиной к зрителю. Но расскажите это тому же Дэвиду Хокни, который не стеснялся пользоваться таким приёмом.

Алекс-Леон Мазанов, “31 мая или детский ураган”
Алекс-Леон Мазанов, “31 мая или детский ураган”

И напоследок - фото африканских масок. Жаль только, что так волновался, вспоминая как жать на кнопки фотоаппарата, что позабыл сфотографировать подставки для масок, а в и в них крылся художественный замысел автора. Но вы можете посмотреть дополнительные фотографии в группе автора https://vk.com/alexleonstudio (нет, это не реклама, Алекс-Леон не просил меня вставлять ссылку на группу, я сам нашёл её почти случайно 😁).

Маска народа Сонге, Демократическая Республика Конго. Из коллекции Алекса-Леона Мазанова.
Маска народа Сонге, Демократическая Республика Конго. Из коллекции Алекса-Леона Мазанова.
Маска народа Бамбара, Мали. Из коллекции Алекса-Леона Мазанова.
Маска народа Бамбара, Мали. Из коллекции Алекса-Леона Мазанова.
Маска народа Экет, Нигерия. Из коллекции Алекса-Леона Мазанова.
Маска народа Экет, Нигерия. Из коллекции Алекса-Леона Мазанова.
Маска народа Дан, Кот-д-Ивуар. Из коллекции Алекса-Леона Мазанова.
Маска народа Дан, Кот-д-Ивуар. Из коллекции Алекса-Леона Мазанова.

Благодарю Алекса-Леона за живую, ненапряжную атмосферу с чувством юмора во время экскурсии. И особая благодарность той девушке, которая задавала много вопросов. Уж не знаю журналист, критик или искусствовед она, но во многом благодаря ей, присутствующие узнали много о замыслах и секретах автора выставки - Алекса-Леона Мазанова.