Найти тему
Рок на БиС

3 Х 3 (Трижды три). Выпуск 4. Triumvirat, Zeni Geva, Шумы Штормовых Широт

Оглавление

Представляем «сериал», в каждом выпуске которого мы вспоминаем о трех прог-роковых трио, принадлежащих к разным поколениям и даже музыкальным эпохам — о двух зарубежных и одном нашем.

Группы Zeni Geva, Triumvirat
Группы Zeni Geva, Triumvirat

Triumvirat

Западногерманская группа Triumvirat родом из города Кёльн была образована в 1969 году. В первоначальный состав входили имевший классическое музыкальное образование клавишник и композитор Ханс-Юрген Фриц (Jürgen Fritz), ударник Ханс Батхельт (хорошо, что не Баттхед) (Hans Bathelt) и басист/вокалист Вернер Франгенберг (Werner Frangenberg).

Парни начали с исполнения каверов по местным клубам. Причем нередко включали в сет-лист произведения группы The Nice. Сравнения с этой группой Кита Эмерсона и другим коллективом с его участием, речь, понятное дело, идет об Emerson, Lake & Palmer, преследовали немецкий Триумвират всю его карьеру. Да и сейчас звучат постоянно. Куда деваться? Виртуозные клавишные пассажи, очевидные классические влияния... Это как сравнения с Джетро Талл любой команды, активно использующей флейту в звуковой палитре. Избежать параллелей с ELP в данном случае было практически невозможно. Впрочем, собственная музыка немцев уже на первом альбоме мне кажется может и менее изысканной, зато более конкретной, менее симфо- и более роковой, чем у Эмерсона и Ко. В какие-то моменты она напоминает что-то из Uriah Heep.

Вышел же "Mediterranean Tales (Across the Waters)" в 1972 году. И уже с новым басистом. Франгенберг до начала официальных записей коллектива в нем не задержался. Должность басиста и основного вокалиста занял Ханс Папе (Hans Pape). Сразу следует сказать, что это была не последняя замена в составе команды. Текучка кадров стала для Триумвирата обыденным явлением.

"Средиземноморские сказки" были замечены слушателями. Группа прокатилась с туром по Европе. Съездила даже и в США, выступив на разогреве у Fleetwood Mac. Правда, особого ажиотажа среди американской публики замечено не было. После этого в 1974 музыканты вернулись в студию для работы над вторым альбомом "Illusions on a Double Dimple". Проект вышел весьма амбициозным. Для записи были приглашены: оркестр Кельнского оперного театра, биг-бэнд известного немецкого джазмена Курта Эдельхагена, трио бэк-вокалисток. Ханса Пепе по ходу сессий заменил Хельмут Келлен (Helmut Köllen), молодой гитарист-басист-вокалист, который работал в группе звукооператором, а по совместительству оказался двоюродным братом Фрица. На пластинке было всего две сюиты, состоящих из шести частей каждая и занимающих по одной стороне винила. Это было действительно больше чем дебют, похоже на ELP. Но вовсе не на уровне клона. С тем же успехом можно говорить о сходстве Иллюзий, например, с творениями Genesis.

Вновь последовал широкий международный резонанс. На сей раз Триумвират заметили везде вплоть до Латинской Америки. Но опять не в Штатах.

И тогда у трио Фриц/Келлен/Батхельт возникла идея выпустить исторический концептуальный альбом о восставшем римском гладиаторе. Чем-то "Spartacus" (1975) напоминает концепты Рика Уэйкмана, чем-то, особенно когда звучит пианино, Supertramp, вместе с которыми Триумвират дали ряд концертов в Штатах (кстати, в Европе Triumvirat поддерживали в туре хедлайнеров Grand Funk Railroad). Торжественные и эпические треки отлично гармонируют с красивыми балладами. Распространением пластинки на рынке Северной Америки занимался мейджор-лейбл Capitol Records. Всё это дало свои плоды. 27 место в альбомном чарте Billboard - не так и плохо для группы, которую трудно назвать коммерческой.

Немецкий коллектив был явно на взлете. Но случилась обычная для рок-групп история. Только конец её был на сей раз трагическим. Хельмут Келлен ушел, чтобы начать сольную карьеру. Потом попробовал вернуться, но материал уже был сочинен для певца с другим тембром голоса. Сольник Келлен таки записал. И к несчастью, почти тут же ушел из жизни отравившись угарным газом. Он слушал демо-кассету со своим опусом в гараже, сидя в машине с работающим двигателем. Это случилось в мае 1977 года.

А Триумвират уже больше никогда не вернется к формату трио. Над диском "Old Loves Die Hard" (1976) работал квартет с первым басистом Вернером Франгенбергом (Werner Frangenberg) и новым вокалистом англичанином Барри Палмером (Barry Palmer) плюс Кёльнский детский хор. Достижения предыдущих альбомов "Старая Любовь" не превзошла, но и жирной кляксой в истории ансамбля не стала. Линия на звучание в стилистике "ELP встречается с Supertramp и Styx" была выдержана.

А дальше начались "разброд и шатания". Из группы уходит Батхельт, недовольный взятым на коммерциализацию звука курсом и усилившимся давлением лейбла, за ним следует Франгенберг. Юрген Фриц, единственный оставшийся оригинальный участник, решил поработать над ещё одним после Спартака историческим сюжетом. Речь идет об извержении вулкана Везувий в 45 году н.э., погубившем древнеримские города Геркуланум и Помпеи. Он попросил Хельмута Келлена присоединиться, но тот отказался занятый сольником, а потом и вовсе покинул этот мир.

Фриц тяжело переживает нелепую смерть родственника, но находит в себе силы продолжать. Вместе с Барри Палмером и двумя новыми музыкантами он записывает таки диск "Pompeii" (1977). Но "Помпеи" лично мне после всех предыдущих релизов кажутся очевидным топтанием на месте. Так, видимо, показалось и слушателям в момент выхода пластинки. Успеха она не имела.

Кстати, из-за юридических разногласий Фрицем и Батхельтом альбом был выпущен под названием New Triumvirat.

Вывеску Triumvirat Юрген себе чуть позже вернул. И даже выдал под ней ещё пару альбомов. В 1978-ом и 1980-ом. Но вы, конечно, помните, как изменился музыкальный мир в этот период. Попытки Фрица с новыми вокалистами и в компании многочисленных, в том числе весьма известных, сессионщиков "поймать волну" и выдать что-то, что будет хорошо продаваться, не удались. Было немало гораздо более удачной музыки на стыке поп-рока и AOR'а.

Вот тут вроде всё неплохо и очень профессионально, но как-то уж очень обыкновенно -

Ютуб-канал 석숭

Остальной материал дисков "À La Carte" и "Russian Roulette" оказался ещё более невыразительным. На этом история Triumvirat и закончилась. Попытка возродить группу предпринималась, даже был записан новый материал в 1999 году, но его так никто и не издал.

Автор текста - БиС

Zeni Geva

Zeni Geva - японская экспериментальная нойз-пост-рок группа, название которой происходит от древнеяпонского термина "Zeni", обозначающего деньги, и сокращения немецкого слова "Gewalt", которое переводится как "насилие", "власть", "сила". Играли японцы обычно как трио из двух гитаристов и барабанщика и сочетали в своей музыке помимо нойза элементы дэт-метала, хардкор-панка, мат-рока, психоделики и ещё кучи всевозможных стилей, Хотя начали Zeni Geva как квартет, выпустив в 1987 году исключительно в Японии винил с названием "How To Kill", записанный "живьем" в клубе EGGPLANT в Осаке. Получилась очень независимая, максимально некоммерческая, явно не прошедшая бы не то, что худсовет, но и репертуарный отдел любого уважающего себя лейбла запись. Жужжащие гитары, невнятные вопли, глухие барабаны. В общем, если вас интересует, что значит "звучать как из жо**", попробуйте послушать. Во всех остальных случаях, избегайте.

How To Kill (1987) - Zeni Geva скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

После этого произошла перетряска состава, и была выпущена опять же квартетом кассета "Vast Impotentz" (1988). А после новых изменений уже как трио (KейКей Нулл (KK Null) - голос, гитара скрипка, Мицуру Табата (Mitsuru Tabata) - гитара, Икуо Такетани (Ikuo Taketani) - барабаны, голос) Zeni Geva записали студийный полноформатник "Maximum Love & Fuck" (1988). Впрочем, от первых двух опусов Власти Денег (более замысловатый вариант перевода названия команды - "парень, который может делать грязные делишки ради получения денег") отличие было лишь в чуть более внятном качестве записи. Гитарный гул, играющие в стиле funeral doom ударные, вопли и стоны жарящихся в аду на сковороде грешников остались на месте.

Maximum Love + Fuck (1989) - Zeni Geva скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

В 1990 ом "Максимальная Любовь" была переиздана на лейбле Pathological Records (какое точное название! не в бровь, а в глаз!) с четырьмя новыми треками и новым названием "Maximum Money Monster". В новых композициях партии ударных записал Тацуя Йошида из игравшей в стиле цойл группы Ruins

Maximum Money Monster (1990) - Zeni Geva скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

На сей раз альбом получил некоторую похвалу критиков. В рецензиях отмечались индустриальные и хардкоровые влияния, элементы фри-джаза и звучащие метал-риффы.

Здесь мы отвлечемся от истории Zeni Geva и скажем несколько слов о лидере коллектива, музыканте, работавшем под псевдонимом KK Null (настоящее имя - Казуюки Кишино (Kazuyuki Kishino). Он начинал как гитарист, но научился сочинять, петь, играть на барабанах и создавать электронную музыку. Он также изучал танец Буто (кто-нибудь вспомнит другого изучавшего танец Буто музыканта, о котором мы в своё писали?). Поиграл в чужих коллективах, а после основал группы Absolut Null Punkt и Zeni Geva. Он также продюсировал альбомы для других артистов, создал свой собственный лейбл звукозаписи (Nux Organization), играл вживую и сотрудничал со многими известными музыкантами, включая такие крупные фигуры как Джон Зорн, Стив Альбини, Фред Фрит и группы Boredoms,

Merzbow, Earth, а также поддерживал таких артистов, как Sonic Youth и Майк Паттон в концертных турах.

Я не зря упомянул в предыдущем абзаце Стива Альбини (Steve Albini), ибо этот известнейший американский музыкант и деятель музыкальной индустрии неизменно принимал участие в качестве звукоинженера и продюсера в работе над следующими пятью студийными альбомами Zeni Geva, начиная с "Total Castration" (1991).

Total Castration (1991) - Zeni Geva скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

Стива всю его карьеру привлекали нестандартные и альтернативные мейнстриму музыканты, поэтому, вероятно он и заинтересовалась Geni Geva, сочетавшими агрессию и прогрессивный подход. Одновременно обрел стабильность состав команды. C 1991-го по 1996-й место за ударной установкой занимал Эйто Норо (Eito Noro).

Избавившись от излишней хаотичности в пользу нойз, но всё-таки рока, и приобретя, судя по всему с помощью Альбини, понимание, что альтернативность всему и вся интересна не сама по себе, а как одно из средств решения определенной художественной задачи японцы начали обширные мировые гастроли, увенчавшиеся концертником "Live in Amerika" (1992), Затем они вернулись в студию и вместе с Альбини, на этот раз ещё и в качестве со-продюсера, записали диск "Nai-Ha"(1992).

Nai-Ha (1993) - Zeni Geva скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

На счету Стива было ещё соавторство музыки одной из песен и сыгранная для неё гитарная партия.

Ютуб-канал hairybreath

Буквально следом появляется ещё одна "живая" пластинка "All Right, You Little Bastards!" (1993), записанная на выступлениях в Токио и Осаке. Причем Альбини здесь вновь сыграл на гитаре, а в паре треков ещё и спел.

Ютуб-канал TheReadyMen

В 1993-ем Zeni Geva заинтересовали ещё одного видного деятеля альт/инди музыки. Джелло Биафра (Jello Biafra) - лидер, вокалист, автор песен панков из Сан-Франциско Dead Kennedys - подписал с ними контракт, и следующие два альбома трио "Desire for Agony" (1993) и "Freedom Bondage" (1995) вышли на его лейбле звукозаписи Alternative Tentacles.

Desire For Agony (1993) - Zeni Geva скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify
Freedom Bondage (1995) - Zeni Geva скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

Первый из них практически альт-металический, по-панковски лаконичный, уже традиционно для Zeni Geva авангардно-экспериментальный, но при этом вполне, благодаря Альбини, вполне слушабельный. Портал allmusic пишет, что на нем "Motörhead встречается с King Crimson". Если заменить в этой фразе Motörhead на Helmet, то получившаяся формулировка будет близка к моим ощущениям

Второй, ещё более мощный, выверенный, внезапно индастриальный и ориентированный на поздние работы Роберта Фриппа и Кинг Кримзон.

Между этими двумя релизами был ещё один концертник с реверансом в названии к великим экспериментаторам Kraftwerk. Сравните: "Trans-Europa Express - Trans-Europa Experience". Кроме того они дважды посетили сессию Джона Пила на Би-би-си в 1994-1995 годах и выступили на разогреве в туре Neurosis по Японии.

Затем KK Null несколько лет занимался сольной работой и совместными проектами, поэтому в студию группа вернулась только в 2001-ом с заменившим ушедшего Эйто Норо Масатакой Фудзикаке (Masataka Fujikake) в качестве барабанщика. Итогом стал ещё более авангардный чем обычно диск "10,000 Light Years", отдавший дань увлечению музыкантов электроникой, в том числе и собственной разработке под названием "нуллтрон", и синтезаторным звучанием.

10,000 Light Years (2001) - Zeni Geva скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

Фудзикаке в составе не задержался, и следующий перерыв между альбомами длился уже около восьми с лишним лет. Зафиксировав на пластинке "Last Nanosecond - Live in Geneva" (2002) концертный тур с новым ударником, Null и Табата продолжили работать с другими проектами. А причиной, побудившей Zeni Geva к выходу из анабиоза стало желание Йошиды воссоединиться со старыми товарищами. Вышедший в 2010-ом "Alive and Rising" был записан на концертах в Киото и Кобе в сентябре 2009-го.

На сегодняшний момент группа стала дуэтом. Её покинул на сей раз Табата. И о новых записях Zeni Geva ничего не слышно. Может быть всё уже сказано? И прогрессивный хардкор, как охарактеризовал свою музыку лидер трио, исчерпал себя? Может вы со мной и не согласитесь, но при всей оригинальности и эксцентричности выдаваемого Zeni Geva звукового коктейля из большого количества ингредиентов он так и не стал настолько многомерным, чтобы выйти за пределы андерграунда.

Автор текста - БиС

Шумы Штормовых Широт (ШШШ)

Отечественную прог-сцену в нашей сегодняшней рубрике представляет московская группа Шумы Штормовых Широт или просто ШШШ. Собственно, говоря о прог-роке, мы несколько, что называется, кривим душой. Музыка «шумов» весьма своеобразна и категорически не хочет вписываться в рамки какого-то одного, пусть и весьма «широкого» стиля. В ее основе, на наш взгляд, в первую очередь смесь психоделики и стоунера. Но запросто можно найти и элементы пост-метала, блэка и дума, шугейза и нойз-рока и вообще всех современных и не очень направлений минималистического инструментального рока.

А вот как ребята характеризуют свое творчество сами: «Абстракция и концептуализм, экспрессия и бесстрастность, грязь и красота, шум и тишина, мрак и свечение, радость и боль, пост-музыка и звуковые эксперименты – это Шумы Штормовых Широт. Это все, что вам нужно знать. Остальное нужно чувствовать.» Красиво и экспрессивно!

Команда существует уже достаточно давно и за это время не всегда выступала как трио. Но, как нам кажется, именно в этом формате музыка ШШШ звучит наиболее органично. Сейчас в группе играют: Матвей Дугаев — бас, Артем Кузнецов — гитара и Андрей Титов — ударные.

Свою первую запись, которая во многом носила экспериментальный характер, ребята выпустили осенью 2017 года. 

I, by Шумы Штормовых Широт

А вот их альбом «Narrentum», вышедший летом прошлого года, уже был, на наш взгляд, вполне зрелой и хорошо продуманной работой, достойной настоящих профессионалов: 

Сейчас «шумы» работают над новым релизом под рабочим названием «Tullianum».

В заключение — еще одно «самопредставление» «шумов», как обычно емкое и энергичное: «ШШШ - московское power-trio, исполняющее эклектичную инструментальную музыку. В рамках своего творчества Шумы создают невероятную смесь из жестких и необычных ритмов, качающих, шумных и мрачных риффов и космических завораживающих соло. При этом определить жанр или стиль их музыки не так то просто, ведь в течении одной композиции быстрый панк мотив может смениться дымным стонер-роком, а нежная психоделическая мелодия может перетечь в зубодробительный метал. Живое же выступление ШШШ не оставляет равнодушным никого!» И нашему каналу очень приятно, что весной этого года «шумы» выступили на нашем (организованном нашим каналом) первом мини-фестивале «3х3».

Ютуб-канал Sergey Meloman

Автор текста - МЮ

Предыдущие материалы по теме:

3 х 3 (Трижды три). Выпуск 2. Refugee, Bablicon, Reserve de Marche.
Рок на БиС19 августа 2022