"Оказывается Бродский был не только поэтом, но еще и художником"- такую фразу часто можно услышать в музее Петербурга на Площади Искусств.

В центре Петербурга рядом с Михайловской театром на Площади Искусств в доме №3  находится музей, в котором часто происходят казусы.

В центре Петербурга рядом с Михайловской театром на Площади Искусств в доме №3 находится музей, в котором часто происходят казусы. Бывают случаи, когда посетители, приходящие сюда, пребывают в изумлении. Дело в том, что с Санкт -Петербурге находятся сразу два музея Бродского: Музей "Полторы комнаты" Иосифа Бродского и Музей-квартира Исаака Бродского. Часто в музее на Площади Искусств слышна фраза: "Оказывается Бродский был не только поэтом, но еще и художником". Затем удивление у авторов фразы становится еще больше- интерьер музея никак не похож на "полторы комнаты". Вот тут-то и наступает момент истины- шли в музей писателя Иосифа Бродского, а попали в музей художника Исаака Бродского. "Они же родственники?"- спрашивают посетители у работников музея. "Нет, просто однофамильцы"- следует такой ответ. Ну что-же, уже пришли, ничего не поделаешь, посетители начинают бродить по залам. И вот в одном из залов их взгляд останавливается на одной картине:

"Ленин в Смольном". Исаак Израилевич Бродский. 1930 г. Авторская копия 1937 года.
"Ленин в Смольном". Исаак Израилевич Бродский. 1930 г. Авторская копия 1937 года.

" В.И. Ленин в Смольном"- картина, ставшая одним из самых популярных изображений В.И. Ленина. Ее автором является Исаак Израилевич Бродский. Посетители довольны, разочарование прошло. И этот Бродский им оказывается знаком.

По данным Всесоюзной книжной палаты картина " В.И. Ленин в Смольном" с 1934 по 1937 год репродуцировалась в различных видах изданий тиражом 5000220 экземпляров. Художник делал повторения своей работы. В музее находится уменьшенный вариант полотна, выполненный Бродским в 1937 году. Когда одно из издательств выпустило репродукцию картины огромным тиражом, авторский гонорар составил около ста тысяч рублей. Бродский перечислил полученные деньги в Фонд обороны страны.

Ну а мы с вами пойдем в музей Исаака Израилевича Бродского осознанно. Музей однозначно заслуживает внимания, интерес представляет не только "Ленин в Смольном".

Начнем знакомство со здания. Дом на Михайловской площади (так тогда называлась Площадь Искусств) был построен архитектором Полем Жако в 1822 году. Его фасад был создан согласно общему проекту застройки площади, разработанному архитектором Карлом Ивановичем Росси. Первым владельцем дома стал генерал-лейтенант Павел Васильевич Голенищев-Кутузов герой войны 1812 года. Он являлся представителем древнего новгородского рода Кутузовых. В 1825 году был назначен генерал-губернатором Санкт-Петербурга вместо убитого во время восстания декабристов графа Милорадовича.

Изображение Михайловской площади. 1914 год. Фото из открытых источников.
Изображение Михайловской площади. 1914 год. Фото из открытых источников.

С 1833 по 1837 годы в доме проживали братья Михаил и Матвей Вильегорские. Они создали тут литературно- музыкальный салон. На вечерах у Вильегорских бывал весь цвет русской культуры: Пушкин, Гоголь, Жуковский, Лермонтов, Грибоедов, Брюллов, Глинка и другие. Гостем тут был и сам император. Здесь выступали артисты Императорского Мариинского театра и Петербургской итальянской оперы (ныне Михайловский театр). Музыкальные вечера проходили в зале на втором этаже. Двери справа от зеркала сейчас закрыты, а раньше они вели в гостиные, сейчас там находится фойе Михайловского театра. Еще одни закрытые двери из комнаты вели в буфетную, теперь там находится театральный буфет. В зале находится старинный рояль фирмы "Беккер", он был подарен музею в 2000 году, и теперь, как и прежде в этом зале звучит музыка...

Парадный зал. Мастерская Бродского.
Парадный зал. Мастерская Бродского.

В зале сохранилась невероятно красивая лепнина на стенах и потолке.

Лепнина на потолке парадного  зала.
Лепнина на потолке парадного зала.

Этот зал в 1930 году стал мастерской Исаака Израилевича Бродского. Мастерская сохранила свой мемориальный облик. Все предметы обстановки- подлинные. Посередине комнаты находятся уникальные дубовые стулья, на спинках которых размещены портреты Пушкина, Крылова, Глинки, Брюллова.

В зале сохранился исторический камин.

Парадный зал. Мастерская Бродского.
Парадный зал. Мастерская Бродского.

На камине находится бюст И.И. Бродского

Бюст  И.И. Бродского
Бюст И.И. Бродского

В мастерской есть еще один бюст художника, выполненный из дерева. Рядом с деревянным бюстом находится портрет И.И. Бродского, выполненный в 1920 году Б.М. Кустодиевым.

Портрет И.И. Бродского, Б.М. Кустодиев. 1920 г.
Портрет И.И. Бродского, Б.М. Кустодиев. 1920 г.

В мастерской, как и при жизни Бродского, находятся его картины. Часть экспозиции занимают картины, выполненные в дореволюционный период. Бродский посетил много стран- Испанию, Италию, Францию, Германию. Под впечатлением от поездок Бродским было написано много работ. Одна из них- "Бой быков в Мадриде"- была выполнена в 1910 году.

"Бой быков в Мадриде". И.И. Бродский.  1910 год.
"Бой быков в Мадриде". И.И. Бродский. 1910 год.

В творчестве Бродского наиболее значительна серия жанровых пейзажей. В своих работах художник часто отражал жизнь русской провинции. Любимая его тема - сельские улицы в праздничные дни. Этому посвящена картина, написанная в 1912 году, "Праздник в деревне (Воскресный день)".

" Праздник в деревне (Воскресный день)". И.И. Бродский. 1912 год.
" Праздник в деревне (Воскресный день)". И.И. Бродский. 1912 год.
"Зима". И.И. Бродский. 1919-1920 гг.
"Зима". И.И. Бродский. 1919-1920 гг.

Наряду с пейзажами в творчестве Бродского большое место занимал портрет. Как портретист он заявил о себе очень громко еще до революции. Над камином размещается портрет И.Е. Репина, написанный Бродским усадьбе "Пенаты" в 1912 году. Репин был чрезвычайно доволен своим портретом. Бродского и Репина объединяло не только творчество, но и дружба. Бродский был любимым учеником Репина.

"Портрет  И.Е. Репина".  1912 год. И.И. Бродский. Фото из открытых источников.
"Портрет И.Е. Репина". 1912 год. И.И. Бродский. Фото из открытых источников.

Бродским были написаны несколько автопортретов.

"Автопортрет с дочерью". И.И. Бродский. 1911 год.
"Автопортрет с дочерью". И.И. Бродский. 1911 год.

После революции Бродский заявил о себе как об активном и сознательном приверженце революционных преобразований. Его творчество отвечало запросом советской власти. Бродский был делегатом II и III конгрессов Коминтерна, где рисовал с натуры Ленина и других делегатов. Он был знаком со многими членами руководства страны.

С 1920 по 1924 годы Бродский работал над картиной "Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого (Таврический дворец)". На полотне изображено около 600 человек. Именно за эту картину Бродский и получил в 1924 году квартиру на Площади Искусств. В музее находится копия, оригинал размером 320*532 находится в ГИМ.

"Торжественное открытие II  конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого (Таврический дворец)".
"Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого (Таврический дворец)".

В музее экспонируется портрет И.В. Сталина, написанный Бродским в 1927 году. Ни одному художнику не довелось рисовать портрет с натуры вождя. К.Е. Ворошилов уговорил Сталина позировать Бродскому. Художник приехал на дачу Сталина, тот тепло встретил его. Бродский провел на даче весь день, но сеанс позирования так и не состоялся. Образ Сталина художник создавал по памяти.

Рядом с портретом находится эскиз " Красные похороны" . На картине изображена траурная процессия: рабочие хоронят товарищей, погибших 9 января 1905 года на Дворцовой площади. Художник написал работу в 1906 году, картина была запрещена, полиция свернула ее в рулон и до 1917 года эскиз пролежал в полицейском участке.

Портрет И.В. Сталина, написанный Бродским в 1927 году. Эскиз "Красные похороны", написанный Бродским в 1906 году.
Портрет И.В. Сталина, написанный Бродским в 1927 году. Эскиз "Красные похороны", написанный Бродским в 1906 году.

В музее представлены фотографии Бродского.

 Фотографии Бродского.
Фотографии Бродского.

На столе у окна находятся личные вещи Бродского.

Личные вещи Бродского
Личные вещи Бродского

Рядом со столом стоит бюст Ленина первой трети XIX века, выполненный А.А. Улиным.

 бюст Ленина первой трети XIX века, выполненный А.А. Улиным. Гипс бронзированный.
бюст Ленина первой трети XIX века, выполненный А.А. Улиным. Гипс бронзированный.

В мастерской художника хранятся этюдник, палитра, кисти и мольберты Бродского.

Исаак Бродский в 1934 году был назначен директором Всероссийской Академии художеств и удостоен звания профессора живописи, заслуженного деятеля искусств. В этом же году он первым из художником был награжден орденом Ленина.

Исаак Бродский был страстным коллекционером. Он начал собирать произведения искусства еще будучи студентом Академии художеств- после того, как И.Е. Репин подарил ему три своих наброска. Основную часть своей коллекции он собрал уже после революции. Бродский предпринимал меры, чтобы уникальные произведения не пропали бесследно, ведь в 1920-1930 годах многие фамильные собрания оказались практически бесхозными. Стены мастерской тогда были сплошь завешены картинами. Позднее около 500 работ русских художников из собранной коллекции Бродский передал в дар различным музеям Советского Союза, в том числе в Одессу и в Бердянск. Бродский родился на Украине в селе Софиевка, недалеко от Бердянска. Первоначальное образование он получил в Одесском художественном училище.

В 1930-х годах квартира Бродского была одним из немногих мест, где можно было увидеть произведения художников авангарда. Одна из этих работ и теперь экспонируется в музее- это "Портрет Ф.И. Шаляпина" , выполненный другом художника Борисом Григорьевым. Бродский дружил и с самим Шаляпиным, тот был частым гостем в его квартире. Федор Шаляпин позировал для картины на той самой тахте, над которой теперь весит портрет.

 "Портрет Ф.И. Шаляпина" Б.Д. Григорьев . 1918 год.
"Портрет Ф.И. Шаляпина" Б.Д. Григорьев . 1918 год.

В музее есть еще один портрет Шаляпина, он находится на первом этаже музея в помещении столовой. Александр Яковлевич Головин изобразил Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Шарля Гуно "Фауст". Костюм Шаляпина был выполнен по эскизам Головина. В нем он пел свою партию в 1904 году в Миланском оперном театре Ла Скала. Портрет был написан за одну ночь в декорационной мастерской Мариинского театра.

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Шарля Гуно "Фауст". 1905 год. А.Я. Головин.
Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Шарля Гуно "Фауст". 1905 год. А.Я. Головин.

Слева от портрета Шаляпина находятся две работы Б.М. Кустодиева- "Купец" 1918 года и "Масленица" 1919 года. Справа- работы Н.И. Фешина. Кустодиев и Фешин, как и Бродский, были учениками Репина.

В столовой на столе находятся фотографии Бродского, его личные вещи.

Интересный экспонат в музее- бювар в виде большой книги для хранения бумаг, гравюр, литографий. Он был выполнен в Австрии в 1856 году из дерева, украшен бронзой.

Бювар. 1856 год. Австрия.
Бювар. 1856 год. Австрия.

В углу комнаты находится исторический угловой камин с полкой из черного мрамора.

Угловой камин
Угловой камин

Из личных вещей в экспозиции представлен ларец для писем, который подарил Бродскому его учитель И. Е. Репин. Его украшает рельеф из слоновой кости на мифологический сюжет "Похищение Нептуном Амфитриты". На внутренней стороне крышки присутствует дарственная надпись: "Иссаку Израилевичу Бродскому. Ил. Е. Репин, 1926. Куоккала. Июль".

Ларец для писем, который подарил Бродскому его учитель И.Е.Репин.
Ларец для писем, который подарил Бродскому его учитель И.Е.Репин.

В Санкт -Петербург Бродский приехал в 1902 году. Он поступил в Академию художеств. В студенческие годы Бродский снимал скромное жилье на Васильевском острове, затем он переселился в квартиру с мастерской на Петроградской стороне. В 1924 году администрация города предоставила Бродскому четыре комнаты на первым этаже квартиры на Площади Искусств. Мастерская на втором этаже была предоставлена только в 1930 году. В первые годы кроме самого Бродского в квартире проживали еще семь человек, в том числе сестры его жены. Вход в квартиру был со двора. Столовая являлась центром дома. Здесь же до 1930 года находилась и мастерская Бродского. Кроме мастерской эта комната служила еще и выставочным залом для коллекции, собранной художником. Бродский отлично разбирался в русской живописной школе. Он был членом закупочной комиссии в Русском музее. Все вещи, представленные в столовой, являются подлинными, мемориальными.

Столовая.
Столовая.

Интересен дубовый буфет с кованым железным замком. На нем размещается уменьшенный вариант знаменитой скульптуры Антокольского "Иван Грозный".

При жизни Бродского картины покрывали стены сплошной стеной. Сейчас в столовой находятся работы Репина, А. Бенуа, Рериха, Коровина, Шагала, Маковского, Айвазовского, Серова, Сурикова, Поленова, Нестерова и других.

В жизни художника важное место занимала музыка. В детстве он мечтал стать скрипачом. Бродский играл на скрипке и гармони. Он постоянно посещал Ленинградскую филармонию. Его друзьями были Шаляпин, Дунаевский, Русланова, Утесов. В доме Бродского бывал Шостакович. В столовой стоит старинный рояль фирмы "Бехштейн".

Столовая.
Столовая.

На крышке рояля представлены уникальные фотографии с дарственными надписями от Репина, Куинджи, Шаляпина, Буденного, оперной певицы Фатьмы Мухтаровой. Тут есть фотографии Бродского с летчиком Юмашевым, с академиком Карпинским и другие

В столовой представлен автопортрет Бродского, выполненный в 1904 году.

"Автопортрет". И.И. Бродский. 1904 год.
"Автопортрет". И.И. Бродский. 1904 год.

В столовой сохранились подлинные подоконники и рамы из красного дерева.

Подоконники и рамы из красного дерева.
Подоконники и рамы из красного дерева.

Одна из дверей из столовой ведет в комнату Ольги Мясоедовой- сестры жены Бродского. Здесь представлена подлинная мебель. Большая картина рядом с печью- "Старые римские натурщицы", написанная в 1910 году выпускником Академии художеств А.И. Савиновым. В этом зале представлены работы Левитана, Серова , Кустодиева.

Окно этой комнаты выходит на Площадь Искусств.

В центре Петербурга рядом с Михайловской театром на Площади Искусств в доме №3  находится музей, в котором часто происходят казусы.-34

Вторая сестра Анастасия Мясоедова жила в соседней комнате, там сейчас располагается вестибюль музея и касса.

Направо из комнаты Ольги Мясоедовой ведет дверь в спальню Бродского и его жены Татьяны Петровны. Интерьер спальни не воссоздан. В этом зале проходят временные выставки. Во время моего визита в музей здесь проходила выставка "Впечатления" к 55-летию со дня рождения Андрея Бодрова.

В музее сохранилась внутренняя винтовая дубовая лестница. По этой лестнице поднимались в мастерскую из столовой. Кроме этой лестницы, в мастерскую можно было попасть по отдельной лестнице, выходящей на площадь- ныне это служебная лестница Михайловского театра.

Дубовая лестница
Дубовая лестница

Рядом с лестницей находится угловой дубовый камин.

Угловой дубовый камин
Угловой дубовый камин

На лестницы разместились портреты XIX и XX веков разных авторов. Разместились тут и несколько пейзажей Бродского. Привлекает внимание большая картина "Смута", написанная С.В. Ивановым в 1897 году.

Созданный Исааком Бродским музей произведений русских художников- это его огромный вклад в отечественную культуру. Мемориальный музей-квартира художника был открыт через год после его смерти, в 1940 году. Коллекция картин была передана Академии художеств. Во время войны музей был закрыт, возобновил он работу в 1949 году.

Мемориальная доска на доме №3 Площадь Искусств.
Мемориальная доска на доме №3 Площадь Искусств.

Музей-квартира И.И. Бродского является филиалом Музея Академии художеств. В музее проводятся экскурсии. На втором этаже музея проходят вокально-инструментальные камерные концерты классической музыки. Режим работы музея указан на фото.

Режим работы музея
Режим работы музея
  • Адрес Музея-квартиры И.И. Бродского: Площадь Искусств, дом 3
  • Официальный сайт: artsacademymuseum.org

Лучшим зданием, построенным в Петербурге архитектором Полем Жако (Павлом Петровичем) считается здание Голландской церкви на Невском проспекте. Про нее можно почитать в моей статье:

Голландская реформатская церковь на Невском проспекте. Ротонда с 3D куполом поражает красотой, старинный орган пленяет звучанием.
Увидеть новое, узнать прошлое4 апреля 2023

Костюм Шаляпина по эскизам Головина можно увидеть в Театральном музее.

"Театральные легенды" в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. Погружение в волшебный мир театра.
Увидеть новое, узнать прошлое30 марта 2023