ТЕАТР БОРИСА ЭЙФМАНА: 45 ЛЕТ PRO ET CONTRA

134 прочитали

4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса Эйфмана. Полный аншлаг – все билеты на этот вечер были проданы задолго до события – очередное свидетельство огромного интереса к творчеству знаменитого хореографа и любви к созданному им театру, единственному в своем роде.

4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...

Двухактная программа началась с фрагмента балета «Чайковский. PRO et CONTRА», ставшего итогом многолетнего осмысления Эйфманом творческого мира своего едва ли не самого любимого композитора. Постановщик поставил перед собой сложнейшую задачу: проследить, как среди повседневной суеты терзаемый внутренними противоречиями художник поднимается над сиюминутностью и, вырываясь за рамки обыденного, «материализует» шедевры, открывающиеся ему в вечности. Творчество и то, что мы привыкли называть жизнью, - где в сознании художника проходит роковая черта, разграничивающая две реальности, которым не дано пересечься, и при этом каждая из которых требует его абсолютного присутствия? Постоянное pro et contra, «за и против» - на непрекращающемся столкновении противоположностей всегда строится истинное искусство. Попытка их понять и примирить, найдя секрет вневременной гармонии – крест каждого, кто ступил на путь творца. Так что «PRO et CONTRА» – это и про Бориса Эйфмана тоже. И гала-концерт в Государственном Кремлёвском дворце стал ещё одним тому подтверждением.

4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-2

«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» на музыку В.А. Моцарта, Г.Берлиоза, Ж.-Б. Люлли, «Роден, её вечный идол» на музыку К.Сен-Санса, «Красная Жизель» на музыку П.Чайковского, «Чайка. Балетная история» на музыку С.Рахманинова, А.Ситковецкого – каждая из этих работ представляет собой попытку хореографа проследить истоки и самую суть творческих озарений, равно как и показать драматичный контраст между реальной, повседневной жизнью людей искусства и их сценическим бытием. Очевидно, что тема эта глубоко волнует Бориса Эйфмана и не отпускает его на протяжении десятилетий.

4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-3
4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-4
4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-5

Как, впрочем, и большая литература – кипение страстей, внутренние конфликты и метания героев, а через них – опять-таки размышления и поиски великих писателей: «Анна Каренина» на музыку П.Чайковского, «По ту сторону греха» (по роману Ф.Достоевского «Братья Карамазовы») на музыку Р.Вагнера, М.Мусоргского, С.Рахманинова, «Евгений Онегин» на музыку П.Чайковского, А.Ситковецкого, «Мастер и Маргарита» на музыку А.Петрова - этот спектакль увидел свет в 1987 году и был включен постановщиком в юбилейную программу как дань уважения своим давним почитателям, тем, кто внимательно следит за его творчеством все эти годы.

4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-6
4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-7

Перед началом юбилейного гала-концерта Борис Эйфман прокомментировал программу вечера и ответил на вопросы журналистов.

Хореограф признался, что все эти годы – а предыдущее выступление его труппы в Кремлёвском дворце состоялось в 1981-м, он как-то исподволь ждал возможности возвращения на кремлёвскую сцену.

«Мы очень много говорили с Петром Михайловичем Шаболтаем (генеральный директор – художественный руководитель Государственного Кремлёвского дворца. – Прим.ред.) на эту тему, о том, что необходимо вернуться. И вот, наверное, пришло то время, когда я решился, и мы приехали, - сказал Борис Яковлевич. - Я очень благодарен Петру Михайловичу, благодарен Дворцу, потому что нас встретило здесь очень внимательное, творческое отношение. И я надеюсь, что мы сегодня покажем тот спектакль, которого ждёт от нас московский зритель…

Московский зритель – это тот зритель, который, можно сказать, дал мне путёвку в жизнь, потому что первые успехи, первые такие настоящие успехи я ощутил в Москве. И, конечно, я ожидаю сегодня встречу со зрителем, который знает и любит наше искусство».

Борис Эйфман пояснил, что в концерте задействована практически вся труппа. В ней много недавних выпускников его Академии, Академии русского балета имени А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии. По словам балетмейстера, все талантливые молодые ребята уже успешно вошли в репертуар и танцуют в спектаклях.

Борис Яковлевич уточнил: программа вечера составлена из фрагментов его лучших балетов, и выразил уверенность, что зрители в полной мере ощутят эмоциональный накал, присущий его театру, ту энергию, которую актёры посылают в зал.

Именно так и произошло. Публика – а в ГКД действительно собрались истинные почитатели и знатоки творчества хореографа – была в полном восторге, отмечая аплодисментами каждую эффектную позу или движение, каждую любимую мизансцену. Это поистине тот случай, когда стиралась граница между сценическим пространством и зрительными рядами, и некое особое энергетическое поле объединило их на те два часа, пока длилось действо, пока продолжала властвовать удивительная магия Театра.

4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-8

Борис Эйфман говорит так: «То, что я делаю, можно назвать танцем эмоций, свободным танцем, новым языком, в котором сплелись и классика, и модерн, и экстатические импульсы, и многое другое…».

Но на самом деле то, что он делает – гораздо сложнее. Потому как хореограф возводит сюжет до уровня концепции, а концепцию нередко делает сюжетом. И в этом его безусловная уникальность. Каждый раз мы не просто следим за ходом сценического действия, но постоянно осознаём, что через развитие сюжета постановщик размышляет о каких-то очень значимых для него вещах, он словно сам незримо присутствует на сцене, то и дело апеллируя к зрителям и предлагая им задуматься над тем или иным волнующим его вопросом. На самом деле постановки Эйфмана рассчитаны на интеллектуальную аудиторию, его театр никогда не развлекает, здесь не удастся расслабиться и просто отдохнуть – тем, кто приходит на встречу с его искусством, Мастер позволяет заглянуть в свой особенный, постоянно меняющийся и развивающийся мир, полный концептуальных идей и глубоко личных авторских выводов. Интересно? Присоединяйтесь. Но не ждите никакого «разжёвывания», никаких скидок на неподготовленность. Это из разряда имеющий глаза, да увидит, имеющий разум да осознает… При этом спектакли балетмейстера – это всегда глубокая философия, значительная идея и одновременно предельная искренность, неоспоримая внутренняя логика развития событий и характеров и, конечно же, оригинальный авторский пластический язык. Что касается хореографической лексики, то здесь у фантазии Бориса Яковлевича и впрямь нет границ. Можно бесконечно удивляться, глядя на его пластические решения в той или иной постановке и, придя на следующую, испытать новое потрясение от находок, сделанных балетмейстером. На вечере в ГКД счастливых обладателей билетов ждал целый калейдоскоп из феерических пластических откровений, что, конечно же, стало для зрителей поистине драгоценным подарком.

4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-9
4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-10
4 апреля в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся юбилейный гала-концерт Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством народного артиста России Бориса...-11

Финальным аккордом стал завершавший второе отделение фрагмент поставленного Борисом Эйфманом в 2019 году спектакля «Эффект Пигмалиона» на музыку В.А. Моцарта и И.Штрауса-сына. На фоне динамичной, бравурной массовой сцены, изображающей состязание по бальным танцам (сюжетно балет строится вокруг того, как преуспевающий в этом жанре танцор решает создать из обычной нескладной девушки виртуозную исполнительницу), на большом экране позади сцены демонстрировались афиши эйфмановского коллектива разных лет. Завершился же видеопоказ символично: зрители увидели изображение будущего Дворца танца, который в настоящее время строится в Санкт-Петербурге для Театра балета Бориса Эйфмана. Вот так, на устремлённой в будущее перспективе и закончился этот впечатляющий вечер.

Хотя, нет, конечно, ведь ещё было много цветов – в том числе и от председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентины Матвиенко, и от Государственного Кремлёвского дворца, и от художественного руководителя - главного балетмейстера театра «Кремлёвский балет», народного артиста России Андрея Петрова, и долгая-долгая овация в финале.

Будем надеяться, что ждать следующего выступления Санкт-Петербургского государственного академического театра балета столичным поклонникам коллектива не придётся слишком долго. Тем более что в планах у Бориса Эйфмана - «Преступление и наказание» по роману Ф.Достоевского. Это надо увидеть!

Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца.

Фото: Екатерина Лола и Андрей Степанов.